
Никого не осуждать и тем самым становиться ближе ко Христу. Сколько раз слышали мы этот совет! Но как же сложно его исполнять!
Я поняла для себя так: не осуждать — значит относиться к каждому сердечно, как к своему. До истинной чистоты сердца мне далеко, но ведь есть же и в моём сердце любовь, есть некая точка любви — вот из неё и общаться с окружающими!
Я точно знаю, что своих детей люблю безусловной любовью. Той самой, что, по словам апостола, и долготерпит, и всё покрывает. И готова оправдывать и прощать до бесконечности. Что б не натворил мой ребёнок — я всё равно скажу ему: «Радость моя!», потому что это чувство — базовое. Оно покрывает все проступки и недоразумения.
Вот сын-студент всю ночь что-то читал на кухне, утром я вхожу и вижу невымытую чашку на столе и кучу неубранных фантиков от конфет. Молча уберу, а потом скажу ему мягко, одной фразой, что мне было неприятно войти утром в неряшливую кухню. Осужу ли? Нет! Ведь я понимаю: читал, увлёкся, а под утро просто очень хотел спать, убрать за собой и в голову не пришло. Ну и что? Всё равно он — радость моя! Или дочка забыла отзвониться мне по приезде к друзьям в другой город. Я жду, волнуюсь. Но у неё и телефон разрядился, не отвечает... Несколько часов я провожу в тревоге, а потом дочь выходит на связь, просит прощения — а я и не сердилась! Я так рада слышать её! И снова: «Радость моя!»
Они ведут себя неидеально, мои дети. И проступки их часто повторяются. Буду ли я меньше их от этого любить? Да никогда! Буду оправдывать, понимать, сопереживать ошибкам и всегда радоваться им просто как людям. Потому что они мне — свои-свои навсегда.
Есть у меня ещё несколько таких же своих людей, и это не родственники. Просто на примере с детьми суть глубинных отношений яснее.
Своих — немного, по пальцам перечесть.
А вот преподобный Серафим Саровский каждого встречал словами «Радость моя!» Каждого грешника, уточню. Иные ведь к нему и не шли. Видел, чувствовал каждого именно как близкого, своего. Потому что сердце его было любовью наполнено... Как же он, мудрый старец, был далёк от нашего привычного осуждения!
Конечно, иметь такое сердце — это идеал, мало для кого из простых смертных достижимый. Но ведь есть же в сердце каждого, наверное, та самая точка любви! Маленькая или не очень область, зона, из которой мы и общаемся с самыми дорогими, самыми близкими, чью внутреннюю сущность знаем и кем восхищаемся.
Восхищаемся, потому что видим образ Божий в человеке, его самую лучшую часть, сердцевину. Или видели хоть однажды и помним, знаем: она есть! Вот и оправдываем, и долготерпим, и покрываем...
А если попробовать перенести это отношение на всех людей? На того вот неаккуратного рыбака, что вошёл спозаранку в переполненный автобус, и теперь все пассажиры будут полдня пахнуть рыбой? Наверное, он не прав, но порадуемся за него: хороший улов у человека случился! На соседей, что громко выясняют отношения за стеной в поздний час: помолимся за них, пусть в семью быстрее мир придёт! На...
Продолжать можно долго. Примеры подскажет жизнь. Главное — как только осудить человека захочется, сказать себе: стоп! Он же свой. А если грешит явно, безобразия творит, так по руке стукнуть, как без этого. Но в душе к нему всё же из точки любви относиться. Вдруг получится?
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
«Путь к священству». Священник Кирилл Беляев

У нас в гостях был клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Троицке священник Кирилл Беляев.
Наш гость расскажет о своем пути к священническому служению через сомнения и поиски и почему он не сразу решился пойти по стопам своего отца-священника.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.