Самарцы – народ удивительный! В 1850 году решили они соборно, что в городе должен быть женский монастырь, тут же стремительно собрали по подписке необходимые средства, и менее чем через двенадцать месяцев на высоком берегу Волги уже стояла часовня, а возле нее – восемь келий. Елабужская купчиха Екатерина Марихина пожертвовала первым самарским и́нокиням старинную фамильную Иверскую икону Божией Матери – этот образ и дал имя новоиспеченной обители. Правда, официальный статус монастырь получил только через десять лет, но к этому времени в нем проживало уже около двухсот насельниц.
Обитель не была штатной, то есть не получала денежного довольствия из казны, пропитание сестрам приходилось зарабатывать самостоятельно. Здесь с самого начало было множество мастерских – златошвейная, белошвейная, иконописная, чеканная, переплетная, башмачная – да всех и не перечислишь! Именно талантливые мастерицы Иверского монастыря вышили в 1876 году по рисунку художника Николая Симакова Самарское знамя, с которым городские ополченцы отправились освобождать Болгарию от турецкого ига. На одной стороне стяга златошвейки изобразили святых славянских просветителей Кирилла и Мефодия, а на другой – Иверский образ Богородицы. Знамя изрядно пострадало на полях сражения, после победы его, израненное, установили в Софийском музее русско-болгарско
Горожане старались поддержать трудолюбивых инокинь, пожертвования, которые получал монастырь, превращались в великолепные храмы. Говорят, необыкновенно хорош был крестообразный Сретенский собор, увенчанный пятью грушевидными куполами. Он до малейших деталей соответствовал русско-византийс
Разрушена была и гордость обители – 65-метровая колокольня. Но совсем недавно на монастырском дворе была воссоздана ее точная копия.
Больша́я часть архитектурного комплекса сохранилась в годы лихолетья, хотя многие историки называют это не иначе, как чудом. На территории обители можно увидеть построенные в девятнадцатом веке храмы Иверской и Иерусалимской икон Богородицы, дом игу́меньи, сестринский корпус, здания мастерских. Ансамбль, выдержанный в ярких красно-белых тонах очень эффектно смотрится на высоком волжском берегу.
Если вы надумаете посетить обитель, то нужно доехать на шестьдесят первом автобусе до остановки «Иверский монастырь», или же на двадцать четвертом до площади Куйбышева. Монастырь найти легко – он расположен между корпусами Жигулевского пивзавода и Самарской ГРЭС. Впрочем, какие нужны ориентиры, когда купола обители видны издалека?
«Успение Пресвятой Богородицы». Протоиерей Павел Карташёв

У нас в студии был настоятель Преображенского храма села Большие Вязёмы Одинцовского района протоиерей Павел Карташёв.
Накануне дня Успения Пресвятой Богородицы мы говорили об истории и смыслах этого события.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти программ, приуроченных ко дню Успения Пресвятой Богородицы.
Первая беседа со священником Александром Сатомским была посвящена отношению к ограниченности земной жизни в Ветхом Завете.
Вторая беседа с протоиереем Дионисием Лобовым была посвящена христианскому отношению к уходу близких из земной жизни.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Блаженная Матрона Анемнясевская». Священник Анатолий Правдолюбов

У нас в гостях был клирик храма святителя Иова на Можайском шоссе священник Анатолий Правдолюбов.
Разговор шел о непростой, но удивительной судьбе блаженной Матроны Анемнясевской, которая еще при жизни своими молитвами помогала людям и считалась святой, за что была арестована советскими властями, при том, что была слепой и не могла самостоятельно передвигаться.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
Псалом 79. Богослужебные чтения

Скажите честно: вы когда-нибудь, проходя где-то мимо частных домов, срывали висящие из-за чужого забора ягоды или плоды? Признаюсь, и я порой от этого соблазна не мог удержаться! 79-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, одним из центральных образов имеет именно проблему разросшейся и вышедшей далеко за пределы ограды виноградной лозы. Давайте послушаем.
Псалом 79.
1 Начальнику хора.
На музыкальном орудии Шошанним-Эдуф. Псалом Асафа.
2 Пастырь Израиля! внемли; водящий, как овец, Иосифа, восседающий на херувимах, яви Себя.
3 Пред Ефремом и Вениамином и Манассиею воздвигни силу Твою, и приди спасти нас.
4 Боже! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!
5 Господи, Боже сил! доколе будешь гневен к молитвам народа Твоего?
6 Ты напитал их хлебом слезным, и напоил их слезами в большой мере,
7 положил нас в пререкание соседям нашим, и враги наши издеваются над нами.
8 Боже сил! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!
9 Из Египта перенес Ты виноградную лозу, выгнал народы и посадил ее;
10 очистил для нее место, и утвердил корни ее, и она наполнила землю.
11 Горы покрылись тенью ее, и ветви ее как кедры Божии;
12 она пустила ветви свои до моря и отрасли свои до реки.
13 Для чего разрушил Ты ограды ее, так что обрывают ее все, проходящие по пути?
14 Лесной вепрь подрывает ее, и полевой зверь объедает ее.
15 Боже сил! обратись же, призри с неба, и воззри, и посети виноград сей;
16 охрани то, что насадила десница Твоя, и отрасли, которые Ты укрепил Себе.
17 Он пожжен огнем, обсечен; от прещения лица Твоего погибнут.
18 Да будет рука Твоя над мужем десницы Твоей, над сыном человеческим, которого Ты укрепил Себе,
19 и мы не отступим от Тебя; оживи нас, и мы будем призывать имя Твое.
20 Господи, Боже сил! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!
О чем псалмопевец плачется Богу — причём каждая из трёх частей псалма этот плач усиливает всё больше? Образ виноградной лозы — это образ еврейского народа, который Бог «насадил» в чужой земле, изгнав оттуда прежних жителей, — земле благодатной и плодородной, и не только насадил, но и тщательно и бережно вырастил так, что народ заполнил очень большое пространство. Казалось бы, остаётся только радоваться — но вот, неожиданно с разных сторон надвигаются напасти: народ становится добычей для соседей, которые немилосердно «обрывают» его, словно вывалившуюся из-за забора сочную виноградную ветвь, а с другой стороны наседают могущественные враги, словно дикий кабан, своим рылом подкапывающий и уничтожающий корни лозы.
Автор псалма выражает общее недоумение народа: Боже, что происходит? Зачем Ты допускаешь поругание плода Твоих же рук? Ведь Ты, Ты сам нас сюда привёл, Ты нас возрастил, Ты оберегал — и вдруг всё рассыпается!..
Чтобы найти ответ на эти вопросы, нам надо вернуться к изначальному образу свисающего за пределы территории винограда. Это произошло потому, что ограда, отделявшая частную территорию от общего пространства, сгнила и развалилась. Когда падает забор, снимаются определённые внутренние защиты, и человек уже может себе позволить переступить через границу — а что, тут, похоже, никто не живёт — или не следит за хорошим состоянием хозяйства! Значит, забор для этого псалма — своего рода «ключ» к его пониманию: пока забор крепок — и к плодам никто не притронется, и дикий зверь не подойдёт!
Что же это за столь важный «забор»? Для иудейского мышления ответ очевиден: «забор» — это Закон Божий, заповеди, данные Богом Моисею как условия сохранения завета между Богом и еврейским народом. Пока эти заповеди исполняют, пока в головах людей они — чёткая грань между нормальным и абсолютно недопустимым — всё в порядке. Но как только отношение к этой «грани» становится поверхностным, как только размываются границы — жди беды!
Вот к чему и призывает сегодняшний псалом: помнить о том, что пока внутри нас есть ясные и понятные для нас самих принципы — «внутренние границы» — и Бог нас охраняет и бережёт!
Псалом 79. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 79. (Церковно-славянский перевод)