— Маргарита Константиновна, здравствуйте!
— Добрый день, Ванечка! Какой ты серьёзный сегодня!
— Я прочитал на днях в интернете, что смех — это грех. Как вы думаете, это правда?
— Мне кажется, смех лишь выражает нравственное состояние человека. Одно дело — пустое веселье, другое — улыбка от тихой сердечной радости. Грехом можно назвать тот смех, что изобразил художник Иван Крамской на своей картине «Хохот».
— «Хохот»? Что-то не припомню такой картины.
— Давай найдем её в интернете и посмотрим. Вот, взгляни! Это сцена из Евангелия, момент незадолго до Распятия. Слева, на фоне каменной лестницы, стоит Христос. Его уже осудили на смерть, и улюлюкающая толпа хохочет над Ним, издевательски восклицает: «Радуйся, царь Иудейский!»
— Какая мощная работа! Хотя художник использовал в ней так мало цветов.
— Иван Крамской нарочно отказался от излишней декоративности и сосредоточился на психологически точной подаче характеров. Мы видим, как развлекаются солдаты, охраняющие Иисуса. Один стражник издевательски обмахивает Христа веткой, как опахалом. Другой, глумясь, пританцовывает и бьёт в бубен. Рыжебородый силач в центре аж согнулся, хохоча над измождённым Страдальцем. На солдат глядит, снисходительно улыбается и довольно потирает руки фарисей в шляпе.
— Десятки лиц, и все они сливаются в одну злорадную маску! Но зачем художнику понадобилось так подробно отображать порочность толпы?
— Крамской начал писать картину «Хохот» в 1872 году под воздействием общественных настроений. Крестьянам в России в то время жилось очень тяжело. Они как правило, были неграмотными, не получали медицинской помощи. И некоторые дворяне, чтобы это исправить, шли работать земскими врачами и учителями. Они отказывались от привычного уклада и разделяли нелёгкие условия жизни своих пациентов и учеников. Их подвиг часто вызывал насмешки в светском обществе, и художника это возмущало. Иван Николаевич говорил, что так же в первом веке смеялись над Христом.
— То есть, Крамскому было важно донести до людей, как это страшно — толпа, гогочущая над святым.
— Ещё как важно! Художник работал над картиной «Хохот» несколько лет, по десять-двенадцать часов в день. Но она так и осталось неоконченной.
— А почему?
— Гигантское, в двадцать квадратных метров, полотно требовало внутреннего сосредоточения и физических сил. А Крамской в последние годы своей жизни страдал болезнью сердца. Он умер, не успев завершить работу.
— И как же люди распорядились этой неоконченной картиной? Что с ней стало?
— О, у этого полотна непростая судьба! После смерти художника работа хранилась в Академии художеств, свёрнутая в рулон. Затем её отправили в запасники Русского музея. Много лет картину никто не видел, и даже искусствоведы судили о ней по фотографиям и репродукциям. А в 1986 году, когда готовили юбилейную выставку Ивана Крамского, холст наконец-то достали и развернули. И совершилось своего рода открытие! Специалисты и зрители взглянули на картину «Хохот» свежим взглядом, и замысел художника открылся людям во всей глубине.
— А где сейчас находится подлинник?
— Картина «Хохот» хранится в Русском музее Санкт-Петербурга и считается одним из его сокровищ.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер