— Маргарита Константиновна, здравствуйте!
— Добрый день, Ванечка! Какой ты серьёзный сегодня!
— Я прочитал на днях в интернете, что смех — это грех. Как вы думаете, это правда?
— Мне кажется, смех лишь выражает нравственное состояние человека. Одно дело — пустое веселье, другое — улыбка от тихой сердечной радости. Грехом можно назвать тот смех, что изобразил художник Иван Крамской на своей картине «Хохот».
— «Хохот»? Что-то не припомню такой картины.
— Давай найдем её в интернете и посмотрим. Вот, взгляни! Это сцена из Евангелия, момент незадолго до Распятия. Слева, на фоне каменной лестницы, стоит Христос. Его уже осудили на смерть, и улюлюкающая толпа хохочет над Ним, издевательски восклицает: «Радуйся, царь Иудейский!»
— Какая мощная работа! Хотя художник использовал в ней так мало цветов.
— Иван Крамской нарочно отказался от излишней декоративности и сосредоточился на психологически точной подаче характеров. Мы видим, как развлекаются солдаты, охраняющие Иисуса. Один стражник издевательски обмахивает Христа веткой, как опахалом. Другой, глумясь, пританцовывает и бьёт в бубен. Рыжебородый силач в центре аж согнулся, хохоча над измождённым Страдальцем. На солдат глядит, снисходительно улыбается и довольно потирает руки фарисей в шляпе.
— Десятки лиц, и все они сливаются в одну злорадную маску! Но зачем художнику понадобилось так подробно отображать порочность толпы?
— Крамской начал писать картину «Хохот» в 1872 году под воздействием общественных настроений. Крестьянам в России в то время жилось очень тяжело. Они как правило, были неграмотными, не получали медицинской помощи. И некоторые дворяне, чтобы это исправить, шли работать земскими врачами и учителями. Они отказывались от привычного уклада и разделяли нелёгкие условия жизни своих пациентов и учеников. Их подвиг часто вызывал насмешки в светском обществе, и художника это возмущало. Иван Николаевич говорил, что так же в первом веке смеялись над Христом.
— То есть, Крамскому было важно донести до людей, как это страшно — толпа, гогочущая над святым.
— Ещё как важно! Художник работал над картиной «Хохот» несколько лет, по десять-двенадцать часов в день. Но она так и осталось неоконченной.
— А почему?
— Гигантское, в двадцать квадратных метров, полотно требовало внутреннего сосредоточения и физических сил. А Крамской в последние годы своей жизни страдал болезнью сердца. Он умер, не успев завершить работу.
— И как же люди распорядились этой неоконченной картиной? Что с ней стало?
— О, у этого полотна непростая судьба! После смерти художника работа хранилась в Академии художеств, свёрнутая в рулон. Затем её отправили в запасники Русского музея. Много лет картину никто не видел, и даже искусствоведы судили о ней по фотографиям и репродукциям. А в 1986 году, когда готовили юбилейную выставку Ивана Крамского, холст наконец-то достали и развернули. И совершилось своего рода открытие! Специалисты и зрители взглянули на картину «Хохот» свежим взглядом, и замысел художника открылся людям во всей глубине.
— А где сейчас находится подлинник?
— Картина «Хохот» хранится в Русском музее Санкт-Петербурга и считается одним из его сокровищ.
20 апреля. Пасхальное обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Сегодня 20 апреля. Светлое Христово Воскресение.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к пастве Русской Православной Церкви с традиционным Пасхальным посланием, в котором поздравил верующих с Победой Христа над смертью.
Христос Воскресе! Этими исполненными духовной силы словами, сердечно приветствую всех вас и поздравляю с великим праздником Святой Пасхи! Всей радостный и особо значимый для каждого христианина день мы свидетельствуем о любви Божией к людям, о торжестве жизни, о Победе Христа над смертью. В отличие от побед, достигаемых людьми, которые кого-то могут радовать, а кого-то и огорчать, Христова Победа универсальна. Она не разделяет, объединяет. Ее плоды доступны всем и каждому. Более того, на протяжении двух тысячелетий именно она остается неиссякаемым источником сил для миллионов последователей Христа, вдохновляя их на труды и подвиги, ободряя и укрепляя в испытаниях. Мы христиане 21 века также являемся наследниками и причастниками этой Великой Победы. Она не только основа нашей веры, но и уверенности в конечном торжестве добра над злом. Мы призваны быть соработниками Бога в преображении мира, разделять ответственность за его будущее, вносить свой вклад в созидание достойной жизни. Как этого достичь? Ответ нам дает Священное Писание через веру, действующую любовью. Творя добрые дела, сочувствуя и помогая ближним, нося немощи друг друга, снисходя друг ко другу любовью и стараясь сохранить единство Духа в союзе мира, как к тому призывает апостол Павел, мы действительно можем многое изменить к лучшему, не только в самих себе, но и вокруг нас. Даже самые малые усилия, скромные лепты не потеряют ценности в очах Божьих. Если мы, руководствуясь Евангельскими Заповедями, будем трудиться ради пользы ближних наших. Пусть ваши сердца наполнится немеркнущим светом Воскресения Христова, неисчерпаемым источником, вдохновляющим на деятельную любовь. Обнимите родных и близких, поздравьте их с праздником, поддержите тех, кто нуждается в вашей помощи и в вашем участии, дабы и они могли ощутить созидающую и преображающую силу Пасхальной радости. Будем молиться и трудиться, чтобы и на просторах исторической Руси установился справедливый и прочный мир, и чтобы никакие силы не смогли разрушить духовного единства народа, обретшего благодать в Киевской купели Крещения. Откликаясь на зов Божий и становясь великодушными, мы действительно можем иметь подлинную радость бытия и полноту жизни во Христе. Это и будет залогом нашего счастья здесь на земле и спасительного пребывания с источником жизни Богом в Его Вечном Царстве. С праздником всех Вас! С Воскресением Христовым!
Все выпуски программы Актуальная тема
20 апреля. О переживании Пасхи

Сегодня 20 апреля. Светлое Христово Воскресение.
О переживании Пасхи — протоиерей Максим Горожанкин.
Все мы православные христиане в своем переживании Пасхи Христовой ориентируемся на богослужебные тексты и на Жития Святых. Мне приходит на память то, как преподобный Серафим Саровский переживал Пасху. Каждому приходящему к нему, батюшка Серафим говорил: «Радость моя, Христос Воскресе!». И братия в тот день, когда преподобный отходил ко Господу слышала, что иеромонах Серафим в своей келье пел пасхальные стихиры. Вся жизнь батюшки Серафима была проникнута ощущением Пасхи. И дай Господь, чтобы и наша жизнь, и в этот день, и всегда была проникнута ощущением Воскресения Христова! Христос Воскресе!
Все выпуски программы Актуальная тема
21 апреля. О святителе Келестине Первом

Сегодня 21 апреля. День памяти Святителя Келестина или Целистина Первого, римского папы, жившего в пятом веке и боровшегося с ересью Нестория.
Об этой ереси рассказывает игумен Назарий Рыпин.
Ересь Нестория это была такая очень большая язва на теле церкви. Потому что он ниспровергал божественность Христа. Он учил о том, что разделяется божественной природы и человеческой природы Христа, якобы они соединены неким благодатным способом, но нет этой ипостасной связи, то есть это не одна ипостась. Соответственно, он уничижал Богородицу, называя, что по сути, она Христародится, а не Богородица, потому что Сына Божия, она якобы не рождала. А что совершенно ниспровергает христианство, потому что прекрасно сказал святитель Василий Великий, что «не воспринято, то и неуврачевано». То есть, соответственно, если Христос не воспринял всю полноту человеческой природы на себе, то человеческая природа осталась неисцеленной и неуврачеванной. Ну и, соответственно, нет искупительного подвига Христа, который он как человек совершил добровольно покорив свою волю, волю Небесного Отца, и, соответственно, не послушание Адама неуврачевано совершенным послушанием Христа. Поэтому эта ересь была осуждена и отвергнута Церковью. Ну, очень часто римская Церковь, находясь в отдалении от всех волнующих восточных церковь ересей, тем не менее высказывала очень четкую позицию православную по тем или иным ложным вероучениям и положительным учению церкви, прежде всего. И в том числе Папа Римский Целестин или Келестин по разному можно произносить, он как раз своими посланиями утвердил Вселенскую Церковь в том, что Римская Церковь верует православно и ересь Нестория никаким образом не поддерживает.
Все выпуски программы Актуальная тема