Летом 1895 года двадцатилетняя Ольга Охтерло́ни окончила петербургский Патриотический институт и готовилась стать сельской учительницей. Она приехала в Москву навестить родных, которые снимали несколько комнат в доме купцов Шмелёвых. Здесь она познакомилась с купеческим сыном, начинающим писателем Иваном Шмелёвым. «Она взглянула, пытливо-скромно, — вспоминал позже писатель. — Бойко закинутые бровки, умные, синеватые глаза, которые опалили светом и повели за собой, в далёкое». Семейный путь Шмелёвых был длиной в сорок один год.
Иван и Ольга полюбили друг друга. Они обвенчались 14 июля 1895 года в храме Успения Пресвятой Богородицы села Трахо́ньево на Клязьме недалеко от Москвы, в имении Шмелёвых. Ольга Александровна была очень религиозна, и под её влиянием Иван Сергеевич, который в то время отошёл от Церкви и увлекался материалистической философией, вернулся к вере. Сразу после свадьбы молодожёны совершили паломничество в Валаамский Преображенский монастырь. Вскоре Иван Шмелёв написал и выпустил свою первую книгу «На скалах Валаама».
Долгое время после этой книги Иван Сергеевич не брал в руки перо. «Не исполнилась душа», — говорил он. Чтобы обеспечить семью, супругу и маленького сына Сергея, Шмелёв устроился налоговым инспектором во Владимире, куда и переселился вместе с родными. Он много ездил по российской глубинке, набираясь впечатлений для будущих рассказов, а свободное время посвящал семье. Шмелёвы любили гулять по лесу, а вечерами читать друг другу русских классиков. В 1911 году вышла сделавшая его знаменитым повесть «Человек из ресторана», которую писатель посвятил Ольге Александровне.
Революцию Шмелёвы встретили в Москве, а летом 1918 года, когда в городе стало голодно, перебрались в Крым. Здесь они пережили самую страшную трагедию в жизни. Их сын Сергей Иванович Шмелёв сражался в армии Врангеля, которая защищала полуостров. Красные, захватившие Крым в ноябре 1920 года, расстреляли Сергея в числе других белых офицеров. В своём дневнике жена Бунина Вера Николаевна писала: «На вечерней прогулке Иван Сергеевич опять вспоминает сына, плачет. И зачем у них такое горе! Как они все трое любили друг друга, какие у них были нежные отношения».
Пережив несколько голодных месяцев на полуострове, Шмелёвы отправились в Москву — в этом им помог Максим Горький. Но невозможность печататься и даже найти хоть какую-то работу заставила супругов в ноябре того же года покинуть Россию и поселиться в Париже. Первое время супруги остро переживали расставание с родиной — ничто их не радовало, ни новизна парижской жизни, ни общение с друзьями. Чтобы преодолеть это состояние, Иван Сергеевич начал писать автобиографическую повесть «Солнце мёртвых», описывающую то, что супруги пережили в годы Гражданской войны. Ольга Александровна же считала важным в трогательных мелочах воспроизводить на чужбине московский уклад жизни: готовила блюда русской кухни, на Пасху пекла куличи. По воскресеньям Шмелёвы принимали гостей.
В начале 1930-х Ивана Сергеевича особенно сильно болел, он редко выходил из дома, и очень переживал, что вот уже который раз пропускают пасхальную утреню. В канун Пасхи 1933 года Ольга Александровна сказала писателю с грустью: «Ну куда же мы поедем в такую даль, в храм на другом конце города, придётся остаться». И Шмелёв почувствовал, как супруге тяжело без Церкви. Он решился, преодолевая боль, ехать через весь город на Сергиевское подворье, православный приход на улице Криме́. «Стойко, не чувствуя ни слабости, ни болей, в необычайной радости мы слушали утреню, — вспоминал Шмелёв, — мы исповедовались, обедню всю выстояли, причастились — и почувствовали чудесный внутренний свет, покой и близость к несказанному Богу». В этой близости к Господу, в молитве, в любви друг к другу Шмелёвы всегда черпали силы для преодоления трудностей.
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема