— Умеешь ты, Андрей Борисыч, досуг организовать. Вроде, ехали в Волгоград на рыбалку — а уже в картинной галерее искусством наслаждаемся!
— Саш, Волгоградский музей изобразительных искусств — это такое место, которым нельзя пренебречь. Богатейшая коллекция! Ты только взгляни, какой натюрморт со свечой!
— Так мы вроде точно такие же сейчас рассматривали в предыдущем зале!
— Нет. То были «малые голландцы» — живописцы семнадцатого века. А это работа белорусского художника девятнадцатого столетия Ивана Хруцкого.
— Честно говоря, особой разницы не вижу!
— Общего, действительно, много. И главное сходство — в ювелирной точности изображения деталей. Ты посмотри, как тщательно выписаны лимон, виноград и яблоки, глянцевая поверхность керамического кувшина с ручкой в виде лисицы!
— Да и предметы, на мой взгляд, одни и те же что у голландцев, что у Хруцкого —посуда, фрукты, еда разная. Что было в обиходе под рукой, то и рисовали.
— Э, нет, все не так просто! В натюрмортах «малых голландцев» есть своя концепция, которую можно сформулировать как «Memento mori» [мементо мори], что в переводе с латыни означает «Помни о смерти». И все детали на их картинах призывают задуматься о бренности бытия. О быстротечности жизни напоминают перезрелые фрукты и перевернутые кубки. Рядом с курительной трубкой, игральными картами или карнавальной маской непременно изображен череп.
— Прямо-таки «Минздрав предупреждает». А у Хруцкого, скажешь, не так?
— Белорусский художник, безусловно, воспринял образный ряд, предложенный голландцами, но у него память о смерти, если можно так выразиться, светло окрашена.
— Как это понимать? Вон, сигара на картине дымится — думаешь, он считает, что можно курить?
— И сигара, и театральный бинокль — как раз отсылка к «малым голландцам». Эти детали так же, как и у художников семнадцатого века, символизируют пустоту земных наслаждений. Но Иван Хруцкий не просто напоминает нам о смерти, он призывает преодолеть её. Видишь горящую свечу в правом верхнем углу? Её тихое свечение, переданное почти в монохроме, явно противопоставляется цветовому шуму и суете на переднем плане. Художник словно хочет сказать: жизнь — это не бессмысленная череда удовольствий, её смысл глубже, чище. Он — в приобщении к свету. К Богу.
— А художник был верующим?
— Иван Фомич родился в семье священника и усвоил от родителей евангельские каноны.
— Его отец был православным священником?
— Он принадлежал Русской униатской церкви — конфессии, которая образовалась после подписания в 1596 году Брестской унии. Несколько православных епископов перешли тогда в подчинение Папы Римского. Отец Ивана Хруцкого умер в1839 году — как раз накануне возвращения униатов в лоно Православной церкви.
— А как сам художник воспринял воссоединение церквей?
— В сороковых годах девятнадцатого века он много сотрудничал с митрополитом Иосифом Семашко — тем самым архипастырем, благодаря которому униаты вернулись в православие. По заказу владыки Иван Фомич писал не только портреты священников и архиереев, но и иконы для нескольких храмов в Ковно и Вильно — то есть, Каунасе и Вильнюсе.
— У тебя, Борисыч, биография человека как теорема выстроена!
— Это не у меня, Саш. Тут закон логики: если «а», то «б». Если человек верит в Бога, то эта вера оставляет отпечаток на созданных им предметах, совершённых поступках. На всей его жизни!
«Картину Ивана Хруцкого „Натюрморт со свечой“ можно увидеть в Волгоградском музее изобразительных искусств имени Машкова».
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (04.12.2024)
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 320 зач., IX, 1-7.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Каждый, кто когда-нибудь посещал ту или иную достопримечательность и бывал в каких-нибудь особенных местах, видел людей, которые, находясь поблизости от всей этой красоты, не трепетали от восторга, потому что для них это было частью естественного пейзажа, ведь они были местными. Но означает ли это, что они привыкли и уже не любят того, что их окружает? И можно ли привыкнуть к Богу, перестать чувствовать трепет перед Ним и даже перестать Его любить? Ответ на этот вопрос можно дать, обратившись к отрывку из 9-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное:
2 ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое.
3 За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых,
4 имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,
5 а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.
6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;
7 а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.
Помню, как в детстве, приезжая на море, я удивлялся тому, что местные жители воспринимают его с гораздо меньшим энтузиазмом. Потом, будучи студентом, я будто бы впервые увидел рыбаков, которые ловили рыбу стоя спиной к Московскому Кремлю, совершенно не обращая на него внимания. Снова и снова меня посещал один и тот же вопрос: «Почему эти люди не испытывают тех же эмоций, что испытывают путешественники или туристы, которые впервые видят нечто особенное?» И самое главное, означает ли это, что они, как местные, не испытывают к своей малой родине и её красоте особенных чувств? С возрастом, общаясь с самыми разными людьми, пожив в разных городах, я понял, что чувства могут быть разными. Человек может не охать и не ахать от восторга, но только вернувшись домой, оказавшись рядом с какой-то своей, может быть на взгляд всех других, ничем не примечательной красотой, он чувствует, что он дома, рядом с чем-то дорогим и очень важным. И это не временные восторги, но глубокое и искреннее чувство родства.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел перечисляет предметы, связанные с главной иудейской святыней — ковчегом завета. Своим присутствием ковчег делал помещение, в котором находился, совершенно особенной частью храма. Ведь если в пространство, называемое Святое, священники входили регулярно, во Святое Святых как место нахождения ковчега главный иудейский священник, или первосвященник, входил единожды в год. Мера приближения к святыне может говорить о том, что к наиболее святому пространству, как и к наиболее святым предметам относились с наибольшими благоговением и трепетом. Но чем большее благоговение предполагалось, чем более святым являлся предмет, тем дальше грешный человек должен был от него находиться.
Но как же эти предметы стали восприниматься в христианстве? Они стали восприниматься как прообразы или символы Богородицы, Той Жены и Девы, через Которую бесконечный Бог стал человеком, видимым и слышимым, осязаемым настолько, что Его стало возможно убить. Бог — такой далёкий, для кого-то страшный, для кого-то загадочный, вдруг становится таким же, как мы. Для кого-то всё это будет выглядеть самым настоящим понижением Его статуса, ведь одно дело Бог, а другое дело — обычный человек. Однако на самом деле это не понижение... Воплощение меняет наше отношение к Богу, но изменения оказываются связаны не пренебрежением, а ощущением близости и родства. В них чувствуется невероятная ответственность, но и невероятное доверие Творца человеку. Опыт первой встречи, человека с Богом, который сопровождался трепетом и восторгом, уходит, однако при правильном подходе он сменяется не пренебрежением и забвением, он сменяется опытом события и соприсутствия, в котором Божие снисхождение к людям открывает им дорогу восхождения к Нему.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Сохранение культурного и исторического наследия в городах». Виталий Калашников
У нас в гостях был историк, москвовед, журналист Виталий Калашников.
Разговор шел о сохранении культурного и исторического наследия в городах, а также о значении небольших деталей и элементов в архитектуре, которые даже не всегда заметны, но играют свою важную роль.
Все выпуски программы Светлый вечер