
— Мама, смотри, какой нежный пейзаж! Называется «Закат. Троицкая церковь». Художник Иван Горохов.
— Да, впечатляет! Маленький городок, занесённый снегом. Всё вокруг озарено голубовато-сиреневым закатным светом. На горизонте храм с высокой колокольней. Его силуэт в вечерних лучах — тонкий, изящный, словно вырезанный из бумаги. Мне очень нравится!
— Это у нас в Можайске?
— Совершенно необязательно. Если картина выставлена здесь, в Можайской художественной галерее, то это вовсе не означает, что на ней виды нашего города. Да и не узнаю я церковь. Не помню такой высоченной колокольни в окрестностях.
— И тем не менее, милые дамы, пейзаж с Троицкой церковью Иван Горохов написал именно в Можайске, в 1917 году. Простите, если моё замечание показалось вам неуместным.
— Спасибо, что вы уточнили. Но я удивлена. Живу в Можайске пятнадцать лет, и такой очаровательный уголок остался для меня белым пятном. Почему так получилось?
— Потому что храма Святой Троицы давно уже нет. Он был разрушен в середине двадцатого века.
— Сколько церквей уничтожили при советской власти!
— Здесь особый случай. Троицкий храм безбожники закрыли в 1927 году. Но взорвали его немецкие оккупанты во время Великой Отечественной войны. В 1942-ом, при отступлении.
— А где эта церковь находилась?
— В самом центре, неподалёку от Можайского кремля, в том месте, где сейчас стоит памятник солдату-освободителю.
— Это в районе улицы Клементьевской?
— Да. В шестнадцатом веке там располагался Троицкий монастырь. Все его строения, включая главный храм, были деревянными. В семнадцатом столетии обитель упразднили, церковь стала приходской. А в 1792 году её отстроили в камне. Позднее облик здания претерпел некоторые изменения. В 1885-ом колокольня стала многоярусной — как на картине Ивана Горохова.
— По сути, это полотно — не только художественное произведение, но ещё и исторический документ. Интересно, художник осознавал это?
— Едва ли. Иван Лаврентьевич просто писал то, что ему дорого. А до момента, когда церковь была разрушена, он не дожил.
— Иван Горохов родом отсюда, из Можайска?
— Расскажите о художнике, пожалуйста!
— Если в двух словах — родился Иван Горохов в семье крепостного крестьянина в деревне Бели, это километров пятнадцать от Можайска. С детства хорошо рисовал. Помещик Владимир Карлович фон Мекк заметил талант мальчика и помог ему поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Горохов окончил учёбу с отличием, вернулся на родину. В 1897 году в деревне случился страшный пожар, изба художника сгорела.
— Какой удар!
— Да, нелёгкое испытание. Но Иван Лаврентьевич преодолел его — переселился в Можайск, купил в рассрочку дом, трудился преподавателем рисования в местном училище, писал картины. Художнику часто выпадали трудности, но он не унывал.
— Картина «Закат. Троицкая церковь» красноречиво свидетельствует о том, что её автор был чужд унынию.
— Это верно! Колокольня возвышается над городом, осеняет его крестом. Чистые, свежие краски заката питают душу. Тот день подарил художнику радость. И мы сегодня можем её почувствовать, любуясь картиной!
Картину Ивана Горохова «Закат. Троицкая церковь» можно увидеть в Художественной галерее города Можайска.
Все выпуски программы: Краски России
Псалом 127. Богослужебные чтения

Есть ли у верующего человека надежда на счастье — семейное, трудовое, в конце концов, личное? Конечно, есть. Ведь Господь всеблаг и щедро делится этой Своей благостью с человеком. Но только при одном условии. Каком? Давайте узнаем, послушав псалом 127-й, что читается сегодня во время богослужения. Итак, давайте послушаем.
Псалом 127.
Песнь восхождения.
1 Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его!
2 Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!
3 Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоём; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей:
4 так благословится человек, боящийся Господа!
5 Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей;
6 увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!
Прозвучавший псалом был написан значительно позже царя и пророка Давида — автора многих других псалмов. В случае с псалмом 127-м автор так и остался неизвестным. Время же написания учёные выяснили — произведение было составлено после возвращения древних евреев из Вавилонского плена, т.е. в 6-м веке до Рождества Христова. Освобождение от власти Вавилона воспринималось как второй Исход. Напомню — первый Исход — это освобождение евреев из-под власти Египта, произошедшее стараниями пророка Моисея в 13 веке до Рождества Христова. Тогда через Моисея Господь совершил множество чудес.
В случае с окончанием Вавилонского плена всё обстояло иначе. Пророка во главе народа не было. Обильных чудес тоже никто не совершал. Но то было только половиной бед. Прибыв в историческую Палестину, евреи столкнулись с враждебными народами, не желавшими делиться землями. А те земли, что удалось занять, не приносили урожая. Народ впал в уныние. Стал требовать у вождей, священников, самого Бога ответа. Что происходит? Почему мы страдаем? Ответ был дан Священным Писанием, где неоднократно повторяется следующая мысль — сначала исполни правду Божию, а затем всё остальное. И древние евреи не сразу, но всё же поняли. Они не сделали очень важной вещи. Не восстановили храм в Иерусалиме, не начали череды богослужений.
А как можно рассчитывать на земное, если ты не уделил должного старания духовному? Надо сказать, древние евреи оперативно исправились. И мы слышали слова псалма, передающие радость преодоления скорбей: «Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его! Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!» Псалмопевец делает совершенно верный вывод. Счастье, радость возможны там, где есть страх Божий. Не ужас перед Господом, а здоровая боязнь разрушить с Творцом отношения, неправильно выстроить приоритеты жизни. Перепутать важное со второстепенным.
Прозвучавший псалом позволяет задать вопрос — а мы сами всегда ли поступаем верно? Всегда ли полагаем веру в Бога в основание нашей жизни? Если у нас есть сомнения при ответе на данные вопросы, стоит не просто задуматься, а поскорее исправиться. Чтобы почва нашего бытия не засохла, не перестала приносить урожай. Не потому что Бог жесток, а потому что мы сами отсекли, отделили себя от Его животворной благодати!
Псалом 127. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 127. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 127. На струнах Псалтири
1 Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его!
2 Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!
3 Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей:
4 так благословится человек, боящийся Господа!
5 Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей;
6 увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!
6 июня. О подвиге преподобного Никиты, столпника Переяславского

Сегодня 6 июня. День памяти преподобного Никиты, столпника Переяславского, жившего в двенадцатом веке.
О его подвиге — священник Захарий Савельев.
Преподобный Никита Столпник был заведующим сбором казённых податей и налогов в Переславле-Залесском. Переславль-Залесский — это очень древний город нашей страны, нашего государства. Он был основан Юрием Долгоруким, основателем нашего первопрестольного града Москвы.
И сегодня, вспоминая об этом угоднике Божьем, можно сказать, что, когда он собирал эти подати, он был жаден, он собирал больше меры. И вот этот перебор забирал в себе.
Но один раз он пришёл в храм и услышал чтение книги пророка Исаии: «Измыйтеся и чисти будите, отымите лукавство от душ ваших, научитеся добро творити». Эти слова запали в сознание будущего святого. И, согласно его житию, после посещения церкви всю ночь он вспоминал эти слова. И это зерно, которое Господь посеял, дало обильные плоды его святой жизни.
Он ушёл в монастырь, посвящённый великомученику Никите, в Переяславской земле. Он подвязался именно как столпник, то есть, находясь на столбе, долгое время находясь в тяжёлых аскетических условиях. Он боролся не только со своими поступками, но и с мыслями, которые его искушали.
И преподобный Никита Столпник является одним из почитаемых святых Переяславской епархии, покровителем этого города. А самое главное — примером того, насколько мы должны быть решительны в стремлении изменить свою жизнь, в стремлении покаяться перед Богом за свои поступки.
Все выпуски программы Актуальная тема