Иван Горюшкин-Сорокопудов. «Сестра милосердия» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Иван Горюшкин-Сорокопудов. «Сестра милосердия»

* Поделиться

— Какая картина! Ах, какая картина! Вы только посмотрите!

— Простите, вы ко мне обращаетесь?

— К вам, здесь ведь больше никого нет. По будним дням Пензенская картинная галерея бывает пустынна. А мне так хочется поделиться!

— Понимаю вас! Рассказать о своих впечатлениях — это часть радости, которую дарят нам произведения искусства. А картина Ивана Горюшкина-Сорокопудова «Сестра милосердия» и в самом деле великолепна. Женщина в белоснежной сестринской форме сидит на скамейке в тени свежей зелени, на коленях у неё полевой букет. И сколько нежности в её облике!

— А на выражение лица сестры милосердия вы обратили внимание? Как оно мне знакомо! Я видела его у своих коллег, когда работала на Скорой помощи. Ни с чем не перепутаешь — тут и доброта, и усталость, и тень тревоги.

— Тревоги?

— Конечно. О больных переживаешь, о своих домашних. Когда ты сутками на работе, а дома дети, или старенькие родители, не раз подумаешь — как они там?

— Да, понимаю. И полагаю, что и у героини картины «Сестра милосердия» было немало причин для переживаний. Стоит вспомнить о том, что Иван Горюшкин-Сорокопудов создал эту работу во время Первой мировой войны. У женщины на руке обручальное кольцо, и, вероятнее всего, её муж на фронте, ведь летом 1914 года в России была объявлена всеобщая мобилизация.

— Вот как! Это сюжет из военной жизни!

— Да, женщины в одежде сестёр милосердия были одной из примет того сурового времени. Тогда по всей России были организованы краткосрочные курсы, на которых учили ухаживать за ранеными. И тысячи россиянок пожелали получить эти навыки, чтобы помогать воинам, пострадавшим на фронте.

— Я где-то читала, что даже царица во время Первой мировой войны служила сестрой милосердия.

— И императрица Александра Фёдоровна, и старшие царевны, Татьяна и Ольга. Они ассистировали при операциях, делали перевязки, ухаживали за обездвиженными.

— И может быть, героиня картины Ивана Горюшкина-Сорокопудова делила с ними этот труд.

— Романовы служили общему делу в Санкт-Петербурге, а героиня полотна — в Пензе. Художник жил здесь в годы войны и отображал в своих картинах подвиг местных женщин.

— В Пензе тоже были госпитали?

— Да, в 1914 году здесь открыли больше тридцати лазаретов.

— И сколько женщин обеспечивали их работу!

— Сотни, и рук все равно не хватало.

— А это значит, что отдыхать было некогда. Даже представить тяжело: бесконечный поток раненых, кровь, страдания, смерть. А хрупкие сестрички противостояли ужасам войны, как ангелы.

— Вы хорошо сказали — как ангелы. И Иван Горюшкин-Сорокопудов показал это в своей картине «Сестра милосердия». Букет свежих полевых цветов на фоне белоснежной медицинской формы символизирует чистоту души героини. И красные кресты на рукаве её халата и у ворота — словно бутоны, в которых заключён дар любви — настоящей, жертвенной, христианской.

«Картину Ивана Горюшкина-Сорокопудова „Сестра милосердия“ можно увидеть в Пензенской областной картинной галерее имени Константина Савицкого».

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем