— Какая картина! Ах, какая картина! Вы только посмотрите!
— Простите, вы ко мне обращаетесь?
— К вам, здесь ведь больше никого нет. По будним дням Пензенская картинная галерея бывает пустынна. А мне так хочется поделиться!
— Понимаю вас! Рассказать о своих впечатлениях — это часть радости, которую дарят нам произведения искусства. А картина Ивана Горюшкина-Сорокопудова «Сестра милосердия» и в самом деле великолепна. Женщина в белоснежной сестринской форме сидит на скамейке в тени свежей зелени, на коленях у неё полевой букет. И сколько нежности в её облике!
— А на выражение лица сестры милосердия вы обратили внимание? Как оно мне знакомо! Я видела его у своих коллег, когда работала на Скорой помощи. Ни с чем не перепутаешь — тут и доброта, и усталость, и тень тревоги.
— Тревоги?
— Конечно. О больных переживаешь, о своих домашних. Когда ты сутками на работе, а дома дети, или старенькие родители, не раз подумаешь — как они там?
— Да, понимаю. И полагаю, что и у героини картины «Сестра милосердия» было немало причин для переживаний. Стоит вспомнить о том, что Иван Горюшкин-Сорокопудов создал эту работу во время Первой мировой войны. У женщины на руке обручальное кольцо, и, вероятнее всего, её муж на фронте, ведь летом 1914 года в России была объявлена всеобщая мобилизация.
— Вот как! Это сюжет из военной жизни!
— Да, женщины в одежде сестёр милосердия были одной из примет того сурового времени. Тогда по всей России были организованы краткосрочные курсы, на которых учили ухаживать за ранеными. И тысячи россиянок пожелали получить эти навыки, чтобы помогать воинам, пострадавшим на фронте.
— Я где-то читала, что даже царица во время Первой мировой войны служила сестрой милосердия.
— И императрица Александра Фёдоровна, и старшие царевны, Татьяна и Ольга. Они ассистировали при операциях, делали перевязки, ухаживали за обездвиженными.
— И может быть, героиня картины Ивана Горюшкина-Сорокопудова делила с ними этот труд.
— Романовы служили общему делу в Санкт-Петербурге, а героиня полотна — в Пензе. Художник жил здесь в годы войны и отображал в своих картинах подвиг местных женщин.
— В Пензе тоже были госпитали?
— Да, в 1914 году здесь открыли больше тридцати лазаретов.
— И сколько женщин обеспечивали их работу!
— Сотни, и рук все равно не хватало.
— А это значит, что отдыхать было некогда. Даже представить тяжело: бесконечный поток раненых, кровь, страдания, смерть. А хрупкие сестрички противостояли ужасам войны, как ангелы.
— Вы хорошо сказали — как ангелы. И Иван Горюшкин-Сорокопудов показал это в своей картине «Сестра милосердия». Букет свежих полевых цветов на фоне белоснежной медицинской формы символизирует чистоту души героини. И красные кресты на рукаве её халата и у ворота — словно бутоны, в которых заключён дар любви — настоящей, жертвенной, христианской.
«Картину Ивана Горюшкина-Сорокопудова „Сестра милосердия“ можно увидеть в Пензенской областной картинной галерее имени Константина Савицкого».
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело