— Какая картина! Ах, какая картина! Вы только посмотрите!
— Простите, вы ко мне обращаетесь?
— К вам, здесь ведь больше никого нет. По будним дням Пензенская картинная галерея бывает пустынна. А мне так хочется поделиться!
— Понимаю вас! Рассказать о своих впечатлениях — это часть радости, которую дарят нам произведения искусства. А картина Ивана Горюшкина-Сорокопудова «Сестра милосердия» и в самом деле великолепна. Женщина в белоснежной сестринской форме сидит на скамейке в тени свежей зелени, на коленях у неё полевой букет. И сколько нежности в её облике!
— А на выражение лица сестры милосердия вы обратили внимание? Как оно мне знакомо! Я видела его у своих коллег, когда работала на Скорой помощи. Ни с чем не перепутаешь — тут и доброта, и усталость, и тень тревоги.
— Тревоги?
— Конечно. О больных переживаешь, о своих домашних. Когда ты сутками на работе, а дома дети, или старенькие родители, не раз подумаешь — как они там?
— Да, понимаю. И полагаю, что и у героини картины «Сестра милосердия» было немало причин для переживаний. Стоит вспомнить о том, что Иван Горюшкин-Сорокопудов создал эту работу во время Первой мировой войны. У женщины на руке обручальное кольцо, и, вероятнее всего, её муж на фронте, ведь летом 1914 года в России была объявлена всеобщая мобилизация.
— Вот как! Это сюжет из военной жизни!
— Да, женщины в одежде сестёр милосердия были одной из примет того сурового времени. Тогда по всей России были организованы краткосрочные курсы, на которых учили ухаживать за ранеными. И тысячи россиянок пожелали получить эти навыки, чтобы помогать воинам, пострадавшим на фронте.
— Я где-то читала, что даже царица во время Первой мировой войны служила сестрой милосердия.
— И императрица Александра Фёдоровна, и старшие царевны, Татьяна и Ольга. Они ассистировали при операциях, делали перевязки, ухаживали за обездвиженными.
— И может быть, героиня картины Ивана Горюшкина-Сорокопудова делила с ними этот труд.
— Романовы служили общему делу в Санкт-Петербурге, а героиня полотна — в Пензе. Художник жил здесь в годы войны и отображал в своих картинах подвиг местных женщин.
— В Пензе тоже были госпитали?
— Да, в 1914 году здесь открыли больше тридцати лазаретов.
— И сколько женщин обеспечивали их работу!
— Сотни, и рук все равно не хватало.
— А это значит, что отдыхать было некогда. Даже представить тяжело: бесконечный поток раненых, кровь, страдания, смерть. А хрупкие сестрички противостояли ужасам войны, как ангелы.
— Вы хорошо сказали — как ангелы. И Иван Горюшкин-Сорокопудов показал это в своей картине «Сестра милосердия». Букет свежих полевых цветов на фоне белоснежной медицинской формы символизирует чистоту души героини. И красные кресты на рукаве её халата и у ворота — словно бутоны, в которых заключён дар любви — настоящей, жертвенной, христианской.
«Картину Ивана Горюшкина-Сорокопудова „Сестра милосердия“ можно увидеть в Пензенской областной картинной галерее имени Константина Савицкого».
9 сентября. Об Общемосковском Крестном ходе

7 сентября, в день Собора Московских Святых, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
По окончании Литургии предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с первосвятительским словом, посвященным началу Общемосковского Крестного хода.
С XVI века русские цари и московские митрополиты ходили Крестным ходом от Кремля до Новодевичьего монастыря в честь принесения иконы Божией Матери Смоленской Одигитрии, защитницы западных рубежей нашего Отечества. Богоборцы, поработившие на какое-то время нашу страну, прекратили, прервали эту замечательную духовную традицию.
И сегодня в обновлённой России, имея полную свободу совершать богослужения, исповедовать свою веру, мы восстанавливаем этот древний обычай. А почему? Да потому что Крестные ходы свидетельствовали о глубокой вере наших людей, в том числе, конечно, и москвичей, которые возглавили в то время историческое объединение Руси и её борьбу за самостоятельность и независимость.
Всё бы это было невозможно без помощи Божией, которая непременно приходит к тем, кто в молитве пребывает, совершая её за самого себя, за своих родных, близких и, конечно, за Отечество своё.
В наши непростые времена, когда брошен какой-то вызов исторической Руси, многие из нас это хорошо чувствуют, даже знакомясь просто с публикациями в средствах массовой информации, смотря новостные передачи. Действительно, такое впечатление, что кто-то снова пытается разделить Церковь, восставить её народы, российские друг против друга. Ну вот, так уж было неоднократно в прошлом в истории нашего Отечества.
Ну а чем же мы всегда отвечали? Отвечали не только решительными действиями, не только мобилизацией всех сил, не только мужеством в отражении нашествия иноплеменников, но и горячей молитвой к Богу.
Я очень радуюсь сегодня, мои дорогие, что вижу всех вас, ваши лица, по которым уже можно прочитать, что вы душой сопричастны с этим знаменательным историческим событием. Крестный ход — ведь это не только движение, не только прохождение по улицам города. Это выражение нашей готовности совершать прежде всего духовный подвиг, движение, но не по улицам только, а к Богу, к исполнению Его заповедей в нашей жизни. Без искреннего намерения измениться, без нравственного преображения, ведь нет подлинного движения к Богу.
Вот есть ещё нечто очень важное, что хотел бы сегодня сказать. В молитвенных шествиях такого рода издревле участвовали семьями. Семья — это ведь малая церковь. Если она ослабевает, то и жизнь народная ослабевает, то оскудевает и большая церковь.
Нынешний Крестный ход — это, кроме того, ещё и свидетельство того, что Москва — реально православная столица нашего Отечества.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 сентября. О том, почему Господь проповедовал в притчах

В 4-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все».
О том, почему Господь проповедовал в притчах — священник Николай Дубинин.
В Евангелии не раз упоминается о том, что Господь говорит притчами. Что такое притча? Это иносказание, это рассказ, который содержит в себе аналогии из жизни, примеры из жизни, для того чтобы человек по аналогии мог лучше понимать суть произносимого.
И, учитывая, что сами ученики были плоть от плоти того народа, к которому пришёл Христос (это были галилейские рыбаки), то и ученикам Господь наедине разъяснял всё, что Он говорил народу в притчах.
Это форма заботы, когда Господь, ну, буквально три года взращивал своих будущих апостолов, чтобы они пошли в мир и имели вот этот навык проповедования, в том числе в образах и притчах, для простого народа.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 сентября. О свидетелях о Христе

В 13-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «При устах двух или трёх свидетелей будет твёрдо всякое слово».
О свидетелях о Христе — игумен Назарий (Рыпин).
Апостол Павел говорит нам о реалиях ветхозаветного ещё закона или, скажем, реалиях делопроизводства судебного, которое производилось в Ветхом Завете. То есть если кто-то на кого-то свидетельствовал, обвиняя кого-то в чём-либо, то должно было быть два или три свидетеля, чтобы подтвердить его слова как истину.
А в силу того, что он в третий раз пришёл к коринфянам, обличая их в неких прегрешениях, то об этом он и говорит, что вот, даже в законе говорится, что при двух или трёх свидетелях будет твердо всякое слово; если по-русски, то тем самым его обличение, они тоже имеют особую силу в данном случае, потому что он приходит уже в третий раз свидетельствовать им.
Но для нас важно, чтобы мы не были ложными свидетелями, потому что зачастую это свидетельство, которое даётся нам от Бога, тоже подтверждено очень многими свидетелями. Это и святые: лик апостольский и сонм святых, поэтому важно укореняться в принятии Слова Божия, потому что оно для нас засвидетельствовано именно очень многими свидетельствами, чудесами, знамениями и имеет огромный авторитет в нашей с вами христианской духовной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема