— Света, ты когда-нибудь бывала на колокольне?
— Нет, Лена, не доводилось. А почему ты вдруг об этом спрашиваешь?
— Помнишь, когда мы ехали сюда, в Пензенскую картинную галерею, по пути нам попался храм с высокой звонницей? Я ещё тогда хотела тебя спросить про неё спросить. А теперь вот и картину увидела. Вон ту, справа. Два монаха на старой колокольне. Один кормит голубей, другой вглядывается в беспредельные просторы на горизонте. Вид с колокольни открывается — просто дух захватывает.
— Здесь написано, что полотно называется «Из века в век», а его автор — Иван Горюшкин- Сорокопудов.
— К сожалению, этот художник мне совсем не знаком.
— И мне тоже. А было бы очень интересно узнать что-нибудь о мастере, написавшем такую потрясающую картину. Я просто глаз от неё отвести не могу.
— Добрый день! Я как раз недавно читал о художнике и этом его полотне. Если вам действительно интересно, я мог бы рассказать то, что мне удалось узнать.
— Здравствуйте! Правда? Ой, мы будем вам так благодарны!
— Мы в Пензенскую картинную галерею, специально приехали из соседней Тамбовской области. Было бы обидно увидеть прекрасную картину и уехать, ничего о ней не узнав.
— Так вы из Тамбова! Тогда, вас, наверное, обрадует тот факт, что Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов — ваш земляк. Он родился в селе Нащи Тамбовской губернии.
— Это, и правда, очень приятно узнать!
— Благодаря своему природному таланту к рисованию Горюшкин-Сорокопудов прошёл путь от мальчишки-посыльного до выпускника Петербургской Академии художеств. Он был одним из любимых учеников Ильи Репина. В течение нескольких лет оттачивал своё мастерство у европейских художников. А когда вернулся в Россию, выбрал для постоянного места жительства тихую Пензу.
— Наверное, именно здесь у него и родилась картина «Из века в век»?
— Пенза вдохновила Горюшкина-Сорокопудова на многие полотна. Но «Из века в век» Иван Силыч написал после того, как в 1915 году побывал в городах Угличе и Ростове Великом. В поездке он посещал церкви и монастыри, общался с монахами и глубоко проникся мирным духом древних обителей. На полотне, которое стало своеобразной визитной карточкой его творчества, художник постарался этот дух воплотить.
— И у него получилось! Картина дышит миром и покоем. Кажется, что два монаха-звонаря только что отзвонили в тяжёлые колокола и теперь отдыхают. Звон ещё несётся над бескрайними зелёными лугами и лесом. А белые стены и дощатый пол колокольни заливает тихий утренний свет...
— Подождите, 1915 год — это же разгар Первой Мировой войны! Поразительно, как в такое непростое время художнику удалось написать столь мирную и успокаивающую картину!
— Горюшкин-Сорокопудов считал, что в моменты тяжёлых социальных потрясений людям особенно необходимо утешение в вере. Вот почему полотно «Из века в век» — это размышление художника о вечном стремлении человека к свету, несмотря ни на что.
— А ещё через два года грянет Октябрьский переворот...
— Иван Силыч не смог принять идеологию нового советского государства. Особенно тяжело переживал художник борьбу большевиков с Церковью и верой. Горюшкин-Сорокопудов продолжал писать на духовные сюжеты, изображать патриархальную Русь.
— Могу предположить, что новой власти такое творчество не очень нравилось...
— Верно! Большевики считали, что искусство должно быть на службе у идеологии. Тихий духовный мир церквей и монастырей на полотнах Ивана Горюшкина-Сорокопудова этому представлению не соответствовали.
— И как же в таких обстоятельствах сложилась судьба художника?
— Советская власть постаралась, чтобы имя замечательного живописца Горюшкина-Сорокопудова оказалось надолго забыто. Ивана Силыча сняли с поста директора Пензенского художественного училища, которым он много лет руководил и более того — отстранили от преподавания в этом учебном заведении. Это был тяжёлый удар. Но художник не сломался и в творчестве остался верен себе до конца.
— Вот что значит — сила духа!
— И эта сила — тихая, но способная преображать души и сердца — так явственно ощущается на картине «Из века в век»!
Картину Ивана Горюшкина-Сорокопудова «Из века в век» можно увидеть в Пензенской картинной галерее.
Деяния святых апостолов

Деян., 3 зач., II, 1-11.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Первый век существования христианства нередко называют веком экстраординарных, то есть чрезвычайных духовный дарований. Дух Божий действовал через верующих во Христа с такой силой, что это было видно окружающим. Пожалуй, один из самых ярких даров Святого Духа, который появился у апостолов в день Пятидесятницы, — это способность говорить на иностранных языках. Существует ли такая практика в современной Церкви? Или же это явление, которое давно кануло в лету? Чтобы ответить на этот вопрос, можно приглядеться к тому отрывку из второй главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.
2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.
3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.
4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.
6 Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.
7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?
8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.
9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии,
10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты,
11 критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?
Согласно иудейскому закону, через семь недель после Пасхи наступал праздник Пятидесятницы. Ветхозаветная Пятидесятница была установлена в честь первых плодов, поскольку в этот день оканчивалась жатва, которая начиналась сразу после Пасхи. Кроме того, с этим событием было связано воспоминание о даровании Израильскому народу закона на горе Синай. Праздник Пятидесятницы был одним из самых важных в иудейском календаре наряду с праздником Пасхи и Кущей. В этот день было принято совершать паломничество в Иерусалим для участия в торжествах.
Именно поэтому проповедь апостолов услышало так много иностранцев. Это были иудеи языческого происхождения из разных уголков древнего мира, которые пришли в столицу Израиля помолиться в Иерусалимском храме. Поразительно то, что ученики Христовы общались с ними без переводчиков. Однако все люди прекрасно понимали, о чём идёт речь. Более того, Писание говорит, что каждый слышал проповедь на своём собственном языке, на своём родном наречии.
И это, безусловно, удивительный момент. Он до сих пор порождает множество недоумений среди читателей. Многие пытаются понять и объяснить, как это произошло технически. Тот, кто учил китайский или же английский языки, знает, как долго приходится работать, чтобы добиться чистоты произношения. Чистая артикуляция требует постепенных физиологических изменений в гортани, которая приспосабливается под фонетику иностранного языка. Как такой артикуляции добиться в один миг? Кроме того, другой язык — это другая картина мира. Это другой опыт, который также формируется не в мгновение ока. Это происходит медленно, с самого рождения. Может ли сознание человека сразу обработать и органично усвоить такой массив данных?
Именно по причине сложности этих вопросов христианские богословы уходят от прямого ответа на них. Как это произошло технически не так важно. Важно то, что благодаря действию Святого Духа евангельская весть стала передаваться от сердца к сердцу. Дух Святой воспламенил сердца учеников Христа. И они передали этот огонь слушателям. И теперь их сердца загорелись с той же силой, что и у апостолов. Вот она суть произошедшего. Ведь все мы прекрасно знаем, что можно говорить с людьми на одном языке, но быть при этом разделёнными пропастью непонимания. И, напротив, можно молчать, однако прекрасно общаться лишь одними взглядами. Или просто достаточно быть рядом. Наше сердце устроено так, что улавливает энергию любви. Оно настроено на эту частоту. Это и есть тот универсальный язык, на который оно живо откликается и прекрасно его понимает.
А потому мы можем не знать, как конкретно технически происходила проповедь апостолов. Но мы можем быть твёрдо уверены в том, какая духовная закономерность проявила себя здесь в полную силу. Это и есть ответ на вопрос: можно ли в современной Церкви получить дар Святого Духа, говорения на иностранном языке. Безусловно можно. Все мы в той или иной степени его получаем, когда исполняем Христовы заповеди. Они помогают нам преодолеть барьер отчуждения, чтобы наша любовь к окружающим беспрепятственно изливалась от сердца к сердцу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Истина в религии, философии и жизни»

Гость программы — Илья Докучаев, профессор, доктор философских наук, заведующий Кафедрой онтологии и теории познания СПбГУ.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Реабилитация после инсульта для Алексея Смирнова

Ещё год назад Алексей с Инной друг друга не знали. Но случайная встреча в дружеской компании навсегда изменила их жизнь. Оба ощутили себя родными друг для друга людьми и с тех пор больше не расставались. И даже сейчас, когда Алексей лежит в больнице без возможности двигаться и говорить, они по-прежнему вместе. В перерывах между работой Инна ухаживает за любимым человеком.
Этой зимой, перед самым Новым годом, у молодого мужчины случился инсульт. С тех пор он находится в стационаре. Инна каждый день приходит к супругу, делает массаж, помогает ему менять положение тела, разговаривает с ним. И результат есть! Алексей уже начал понемногу шевелить руками и ногами, пытается удерживать шею. Чтобы как-то подбодрить супруга, Инна радует его не только ласковым словом и заботой, но и цветами. В ответ на это он улыбается, как может, и изо всех сил сжимает в руке летний букетик цветов от любимой.
Врачи говорят, что Алексею непременно нужна полноценная реабилитация. Она позволит мужчине сделать рывок в восстановлении и хотя бы немного обрести самостоятельность.
Инна уверена, что вместе они смогут многое преодолеть, только сейчас им важна поддержка. Полностью оплатить дорогостоящую реабилитацию семья не в силах.
Сбор для помощи Алексею Смирнову открыт на сайте фонда «Люди-маяки». Вы можете принять в нём любое посильное участие и оставить добрые пожелания для Алексея.
Для быстрой помощи, перейдите по ссылке и отсканируйте код
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов