— Света, ты когда-нибудь бывала на колокольне?
— Нет, Лена, не доводилось. А почему ты вдруг об этом спрашиваешь?
— Помнишь, когда мы ехали сюда, в Пензенскую картинную галерею, по пути нам попался храм с высокой звонницей? Я ещё тогда хотела тебя спросить про неё спросить. А теперь вот и картину увидела. Вон ту, справа. Два монаха на старой колокольне. Один кормит голубей, другой вглядывается в беспредельные просторы на горизонте. Вид с колокольни открывается — просто дух захватывает.
— Здесь написано, что полотно называется «Из века в век», а его автор — Иван Горюшкин- Сорокопудов.
— К сожалению, этот художник мне совсем не знаком.
— И мне тоже. А было бы очень интересно узнать что-нибудь о мастере, написавшем такую потрясающую картину. Я просто глаз от неё отвести не могу.
— Добрый день! Я как раз недавно читал о художнике и этом его полотне. Если вам действительно интересно, я мог бы рассказать то, что мне удалось узнать.
— Здравствуйте! Правда? Ой, мы будем вам так благодарны!
— Мы в Пензенскую картинную галерею, специально приехали из соседней Тамбовской области. Было бы обидно увидеть прекрасную картину и уехать, ничего о ней не узнав.
— Так вы из Тамбова! Тогда, вас, наверное, обрадует тот факт, что Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов — ваш земляк. Он родился в селе Нащи Тамбовской губернии.
— Это, и правда, очень приятно узнать!
— Благодаря своему природному таланту к рисованию Горюшкин-Сорокопудов прошёл путь от мальчишки-посыльного до выпускника Петербургской Академии художеств. Он был одним из любимых учеников Ильи Репина. В течение нескольких лет оттачивал своё мастерство у европейских художников. А когда вернулся в Россию, выбрал для постоянного места жительства тихую Пензу.
— Наверное, именно здесь у него и родилась картина «Из века в век»?
— Пенза вдохновила Горюшкина-Сорокопудова на многие полотна. Но «Из века в век» Иван Силыч написал после того, как в 1915 году побывал в городах Угличе и Ростове Великом. В поездке он посещал церкви и монастыри, общался с монахами и глубоко проникся мирным духом древних обителей. На полотне, которое стало своеобразной визитной карточкой его творчества, художник постарался этот дух воплотить.
— И у него получилось! Картина дышит миром и покоем. Кажется, что два монаха-звонаря только что отзвонили в тяжёлые колокола и теперь отдыхают. Звон ещё несётся над бескрайними зелёными лугами и лесом. А белые стены и дощатый пол колокольни заливает тихий утренний свет...
— Подождите, 1915 год — это же разгар Первой Мировой войны! Поразительно, как в такое непростое время художнику удалось написать столь мирную и успокаивающую картину!
— Горюшкин-Сорокопудов считал, что в моменты тяжёлых социальных потрясений людям особенно необходимо утешение в вере. Вот почему полотно «Из века в век» — это размышление художника о вечном стремлении человека к свету, несмотря ни на что.
— А ещё через два года грянет Октябрьский переворот...
— Иван Силыч не смог принять идеологию нового советского государства. Особенно тяжело переживал художник борьбу большевиков с Церковью и верой. Горюшкин-Сорокопудов продолжал писать на духовные сюжеты, изображать патриархальную Русь.
— Могу предположить, что новой власти такое творчество не очень нравилось...
— Верно! Большевики считали, что искусство должно быть на службе у идеологии. Тихий духовный мир церквей и монастырей на полотнах Ивана Горюшкина-Сорокопудова этому представлению не соответствовали.
— И как же в таких обстоятельствах сложилась судьба художника?
— Советская власть постаралась, чтобы имя замечательного живописца Горюшкина-Сорокопудова оказалось надолго забыто. Ивана Силыча сняли с поста директора Пензенского художественного училища, которым он много лет руководил и более того — отстранили от преподавания в этом учебном заведении. Это был тяжёлый удар. Но художник не сломался и в творчестве остался верен себе до конца.
— Вот что значит — сила духа!
— И эта сила — тихая, но способная преображать души и сердца — так явственно ощущается на картине «Из века в век»!
Картину Ивана Горюшкина-Сорокопудова «Из века в век» можно увидеть в Пензенской картинной галерее.
9 сентября. Об Общемосковском Крестном ходе

7 сентября, в день Собора Московских Святых, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
По окончании Литургии предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с первосвятительским словом, посвященным началу Общемосковского Крестного хода.
С XVI века русские цари и московские митрополиты ходили Крестным ходом от Кремля до Новодевичьего монастыря в честь принесения иконы Божией Матери Смоленской Одигитрии, защитницы западных рубежей нашего Отечества. Богоборцы, поработившие на какое-то время нашу страну, прекратили, прервали эту замечательную духовную традицию.
И сегодня в обновлённой России, имея полную свободу совершать богослужения, исповедовать свою веру, мы восстанавливаем этот древний обычай. А почему? Да потому что Крестные ходы свидетельствовали о глубокой вере наших людей, в том числе, конечно, и москвичей, которые возглавили в то время историческое объединение Руси и её борьбу за самостоятельность и независимость.
Всё бы это было невозможно без помощи Божией, которая непременно приходит к тем, кто в молитве пребывает, совершая её за самого себя, за своих родных, близких и, конечно, за Отечество своё.
В наши непростые времена, когда брошен какой-то вызов исторической Руси, многие из нас это хорошо чувствуют, даже знакомясь просто с публикациями в средствах массовой информации, смотря новостные передачи. Действительно, такое впечатление, что кто-то снова пытается разделить Церковь, восставить её народы, российские друг против друга. Ну вот, так уж было неоднократно в прошлом в истории нашего Отечества.
Ну а чем же мы всегда отвечали? Отвечали не только решительными действиями, не только мобилизацией всех сил, не только мужеством в отражении нашествия иноплеменников, но и горячей молитвой к Богу.
Я очень радуюсь сегодня, мои дорогие, что вижу всех вас, ваши лица, по которым уже можно прочитать, что вы душой сопричастны с этим знаменательным историческим событием. Крестный ход — ведь это не только движение, не только прохождение по улицам города. Это выражение нашей готовности совершать прежде всего духовный подвиг, движение, но не по улицам только, а к Богу, к исполнению Его заповедей в нашей жизни. Без искреннего намерения измениться, без нравственного преображения, ведь нет подлинного движения к Богу.
Вот есть ещё нечто очень важное, что хотел бы сегодня сказать. В молитвенных шествиях такого рода издревле участвовали семьями. Семья — это ведь малая церковь. Если она ослабевает, то и жизнь народная ослабевает, то оскудевает и большая церковь.
Нынешний Крестный ход — это, кроме того, ещё и свидетельство того, что Москва — реально православная столица нашего Отечества.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 сентября. О том, почему Господь проповедовал в притчах

В 4-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все».
О том, почему Господь проповедовал в притчах — священник Николай Дубинин.
В Евангелии не раз упоминается о том, что Господь говорит притчами. Что такое притча? Это иносказание, это рассказ, который содержит в себе аналогии из жизни, примеры из жизни, для того чтобы человек по аналогии мог лучше понимать суть произносимого.
И, учитывая, что сами ученики были плоть от плоти того народа, к которому пришёл Христос (это были галилейские рыбаки), то и ученикам Господь наедине разъяснял всё, что Он говорил народу в притчах.
Это форма заботы, когда Господь, ну, буквально три года взращивал своих будущих апостолов, чтобы они пошли в мир и имели вот этот навык проповедования, в том числе в образах и притчах, для простого народа.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 сентября. О свидетелях о Христе

В 13-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «При устах двух или трёх свидетелей будет твёрдо всякое слово».
О свидетелях о Христе — игумен Назарий (Рыпин).
Апостол Павел говорит нам о реалиях ветхозаветного ещё закона или, скажем, реалиях делопроизводства судебного, которое производилось в Ветхом Завете. То есть если кто-то на кого-то свидетельствовал, обвиняя кого-то в чём-либо, то должно было быть два или три свидетеля, чтобы подтвердить его слова как истину.
А в силу того, что он в третий раз пришёл к коринфянам, обличая их в неких прегрешениях, то об этом он и говорит, что вот, даже в законе говорится, что при двух или трёх свидетелях будет твердо всякое слово; если по-русски, то тем самым его обличение, они тоже имеют особую силу в данном случае, потому что он приходит уже в третий раз свидетельствовать им.
Но для нас важно, чтобы мы не были ложными свидетелями, потому что зачастую это свидетельство, которое даётся нам от Бога, тоже подтверждено очень многими свидетелями. Это и святые: лик апостольский и сонм святых, поэтому важно укореняться в принятии Слова Божия, потому что оно для нас засвидетельствовано именно очень многими свидетельствами, чудесами, знамениями и имеет огромный авторитет в нашей с вами христианской духовной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема