— Света, ты когда-нибудь бывала на колокольне?
— Нет, Лена, не доводилось. А почему ты вдруг об этом спрашиваешь?
— Помнишь, когда мы ехали сюда, в Пензенскую картинную галерею, по пути нам попался храм с высокой звонницей? Я ещё тогда хотела тебя спросить про неё спросить. А теперь вот и картину увидела. Вон ту, справа. Два монаха на старой колокольне. Один кормит голубей, другой вглядывается в беспредельные просторы на горизонте. Вид с колокольни открывается — просто дух захватывает.
— Здесь написано, что полотно называется «Из века в век», а его автор — Иван Горюшкин- Сорокопудов.
— К сожалению, этот художник мне совсем не знаком.
— И мне тоже. А было бы очень интересно узнать что-нибудь о мастере, написавшем такую потрясающую картину. Я просто глаз от неё отвести не могу.
— Добрый день! Я как раз недавно читал о художнике и этом его полотне. Если вам действительно интересно, я мог бы рассказать то, что мне удалось узнать.
— Здравствуйте! Правда? Ой, мы будем вам так благодарны!
— Мы в Пензенскую картинную галерею, специально приехали из соседней Тамбовской области. Было бы обидно увидеть прекрасную картину и уехать, ничего о ней не узнав.
— Так вы из Тамбова! Тогда, вас, наверное, обрадует тот факт, что Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов — ваш земляк. Он родился в селе Нащи Тамбовской губернии.
— Это, и правда, очень приятно узнать!
— Благодаря своему природному таланту к рисованию Горюшкин-Сорокопудов прошёл путь от мальчишки-посыльного до выпускника Петербургской Академии художеств. Он был одним из любимых учеников Ильи Репина. В течение нескольких лет оттачивал своё мастерство у европейских художников. А когда вернулся в Россию, выбрал для постоянного места жительства тихую Пензу.
— Наверное, именно здесь у него и родилась картина «Из века в век»?
— Пенза вдохновила Горюшкина-Сорокопудова на многие полотна. Но «Из века в век» Иван Силыч написал после того, как в 1915 году побывал в городах Угличе и Ростове Великом. В поездке он посещал церкви и монастыри, общался с монахами и глубоко проникся мирным духом древних обителей. На полотне, которое стало своеобразной визитной карточкой его творчества, художник постарался этот дух воплотить.
— И у него получилось! Картина дышит миром и покоем. Кажется, что два монаха-звонаря только что отзвонили в тяжёлые колокола и теперь отдыхают. Звон ещё несётся над бескрайними зелёными лугами и лесом. А белые стены и дощатый пол колокольни заливает тихий утренний свет...
— Подождите, 1915 год — это же разгар Первой Мировой войны! Поразительно, как в такое непростое время художнику удалось написать столь мирную и успокаивающую картину!
— Горюшкин-Сорокопудов считал, что в моменты тяжёлых социальных потрясений людям особенно необходимо утешение в вере. Вот почему полотно «Из века в век» — это размышление художника о вечном стремлении человека к свету, несмотря ни на что.
— А ещё через два года грянет Октябрьский переворот...
— Иван Силыч не смог принять идеологию нового советского государства. Особенно тяжело переживал художник борьбу большевиков с Церковью и верой. Горюшкин-Сорокопудов продолжал писать на духовные сюжеты, изображать патриархальную Русь.
— Могу предположить, что новой власти такое творчество не очень нравилось...
— Верно! Большевики считали, что искусство должно быть на службе у идеологии. Тихий духовный мир церквей и монастырей на полотнах Ивана Горюшкина-Сорокопудова этому представлению не соответствовали.
— И как же в таких обстоятельствах сложилась судьба художника?
— Советская власть постаралась, чтобы имя замечательного живописца Горюшкина-Сорокопудова оказалось надолго забыто. Ивана Силыча сняли с поста директора Пензенского художественного училища, которым он много лет руководил и более того — отстранили от преподавания в этом учебном заведении. Это был тяжёлый удар. Но художник не сломался и в творчестве остался верен себе до конца.
— Вот что значит — сила духа!
— И эта сила — тихая, но способная преображать души и сердца — так явственно ощущается на картине «Из века в век»!
Картину Ивана Горюшкина-Сорокопудова «Из века в век» можно увидеть в Пензенской картинной галерее.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер