
Эта программа подводила итоги года. Мы вспоминали, как пандемия повлияла на сферу волонтерства и благотворительности, и как в это непростое время встречали главный христианский праздник — Пасху; говорили о пользе и опасностях активного внедрения цифровых технологий в повседневную жизнь общества; а также размышляли о новом опыте дистанционного обучения.
На вопросы Константина Мацана отвечали:
— руководитель фонда «Христианская Россия» Джованна Парравичини;
— епископ Переславский и Угличский Феоктист;
— кандидат экономических наук, директор радиостанции Вера Роман Торгашин;
— кандидат философских наук, заведующая кафедрой философии образования философского факультета МГУ Елена Брызгалина;
— ведущая, автор книги «Голос в эфире» Анна Леонтьева.
Ведущий: Константин Мацан
Псалом 48. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Древние философы весьма напряженно искали ответ на вопрос о предназначении человека. Святитель Василий Великий об этих поисках написал такие слова: «Языческие мудрецы пускались в умозрения о конце человеческом, но они разошлись в понятии о сем. Одни утверждали, что этот конец есть знание, другие же — успешное действование, иные — разнообразное употребление жизни и тела, а другие, став скотоподобными, говорили, что этот конец есть удовольствие». А какой ответ на вопрос о предназначении человека даёт современный мир? И можем ли мы — христиане — согласиться с этим ответом? Давайте поразмышляем об этом, взяв за основу звучащий сегодня во время богослужения в православных храмах 48-й псалом.
Псалом 48.
1 Начальнику хора. Сынов Кореевых. Псалом.
2 Слушайте сие, все народы; внимайте сему, все живущие во вселенной, —
3 и простые и знатные, богатый, равно как бедный.
4 Уста мои изрекут премудрость, и размышления сердца моего — знание.
5 Приклоню ухо мое к притче, на гуслях открою загадку мою:
6 «для чего бояться мне во дни бедствия, когда беззаконие путей моих окружит меня?»
7 Надеющиеся на силы свои и хвалящиеся множеством богатства своего!
8 Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него:
9 дорога цена искупления души их, и не будет того вовек,
10 чтобы остался кто жить навсегда и не увидел могилы.
11 Каждый видит, что и мудрые умирают, равно как и невежды и бессмысленные погибают и оставляют имущество свое другим.
12 В мыслях у них, что домы их вечны, и что жилища их в род и род, и земли свои они называют своими именами.
13 Но человек в чести не пребудет; он уподобится животным, которые погибают.
14 Этот путь их есть безумие их, хотя последующие за ними одобряют мнение их.
15 Как овец, заключат их в преисподнюю; смерть будет пасти их, и наутро праведники будут владычествовать над ними; сила их истощится; могила — жилище их.
16 Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня.
17 Не бойся, когда богатеет человек, когда слава дома его умножается:
18 ибо умирая не возьмет ничего; не пойдет за ним слава его;
19 хотя при жизни он ублажает душу свою, и прославляют тебя, что ты удовлетворяешь себе,
20 но он пойдет к роду отцов своих, которые никогда не увидят света.
21 Человек, который в чести и неразумен, подобен животным, которые погибают.
Только что прозвучавший псалом очень красочно живописует конечную участь человека; псалом, по сути дела, повторяет начальные слова книги Екклесиаста: «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — всё суета! Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?» (Еккл. 1:2–3). Однако здесь, в отличие от книги Екклесиаста, акцент сделан не на человеке вообще, а на том, кто надеется на собственную силу и на своё богатство. Псалом о пути таких людей говорит предельно жёстко: «Этот путь их есть безумие их, хотя последующие за ними одобряют мнение их» (Пс. 48:14). Действительно, когда мы видим преуспевающих людей, то нам зачастую их жизнь кажется завидной. Кажется, будто бы им всё удаётся, что так жить — правильно.
Однако всё, конечно же, сложнее. Вопрос не в том, сколько у человека богатства, и насколько успешно он сумел устроить свою жизнь, вопрос в конечной цели наших трудов. Ранее упомянутый нами святитель Василий Великий написал о языческих мудрецах, которые полагали, что смысл человеческой жизни в достижении знания, или же в самой полноте жизни, и только совсем уж маргинальные — их святитель Василий назвал «скотоподобными» — полагали, что цель состоит в получении удовольствия.
Христианский ответ на вопрос о смысле жизни упоминает прозвучавший сегодня псалом: «Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня» (Пс. 48:16). Да, именно так: в конечном итоге мы хотим избавиться «от власти преисподней», то есть мы стремимся быть с Богом, таков предел наших стремлений, и в пребывании с Богом мы видим своё предназначение.
Однако, это теория. Практика же, увы, зачастую иная, и если задать вопрос о предназначении человека нашим верующим современникам, то вряд ли мы услышим тот ответ, который предлагает нам 48-й псалом. Со значительно большей вероятностью ответы будут походить на ответы упомянутых святителем Василием Великим языческих мудрецов. Впрочем, в таких ответах нет никакой трагедии, ведь у нас есть Псалтырь, и к ней стоит прибегать как можно чаще, читать её как можно внимательнее, и через это мы сумеем постепенно изменить своё отношение и к себе, и к миру, и к своему предназначению.
Псалом 48. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 48. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 48. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Сынов Кореевых. Псалом.
2 Слушайте сие, все народы; внимайте сему, все живущие во вселенной,-
3 и простые и знатные, богатый, равно как бедный.
4 Уста мои изрекут премудрость, и размышления сердца моего - знание.
5 Приклоню ухо мое к притче, на гуслях открою загадку мою:
6 "для чего бояться мне во дни бедствия, когда беззаконие путей моих окружит меня?"
7 Надеющиеся на силы свои и хвалящиеся множеством богатства своего!
8 человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него:
9 дорога' цена искупления души их, и не будет того вовек,
10 чтобы остался кто жить навсегда и не увидел могилы.
11 Каждый видит, что и мудрые умирают, равно как и невежды и бессмысленные погибают и оставляют имущество свое другим.
12 В мыслях у них, что домы их вечны, и что жилища их в род и род, и земли свои они называют своими именами.
13 Но человек в чести не пребудет; он уподобится животным, которые погибают.
14 Этот путь их есть безумие их, хотя последующие за ними одобряют мнение их.
15 Как овец, заключат их в преисподнюю; смерть будет пасти их, и наутро праведники будут владычествовать над ними; сила их истощится; могила - жилище их.
16 Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня.
17 Не бойся, когда богатеет человек, когда слава дома его умножается:
18 ибо умирая не возьмет ничего; не пойдет за ним слава его;
19 хотя при жизни он ублажает душу свою, и прославляют тебя, что ты удовлетворяешь себе,
20 но он пойдет к роду отцов своих, которые никогда не увидят света.
21 Человек, который в чести и неразумен, подобен животным, которые погибают.
26 августа. О почитании мощей святых

23 августа, в день памяти преподобного Саввы Сторожевского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в Саввино-Сторожевском ставропигиальном монастыре.
На проповеди после завершения богослужения Святейший Патриарх говорил о почитании мощей святых.
Вся история этого особого почитания мучеников, исповедников, а позже и святых, преподобных и богоносных отцов связана, в том числе, и с прославлениями их останков. Сейчас эти останки покоятся в прекрасных, роскошных, а иногда из драгоценных металлов сделанных раках, что выражает наше благоговение перед этими останками, нашу любовь к святому угоднику.
Вот как всякий раз, когда прикасаемся к этим ракам, молимся ведь, чтобы угодник Божий помог нам. И вот удивительно, молимся не год, не два, не десять, не сто, — тысячи лет. И вот возникает вопрос: а как вы это можете объяснить, ну какой такой традицией, ну какой такой памятью вы можете это объяснить?
Да, есть память к выдающимся историческим личностям, к императорам, царям, президентам, верховным главнокомандующим. Сколько людей было выдающихся, их имена вписаны в историю, но никому ведь и в голову не придёт лобызать их гроб, их останки.
Мы Богослужебное поклонение обращаем к этим останкам прославленных святых угодников, потому что знаем: они у Бога, и они по любви своей, в том числе и к нам, особенно в тех местах, где они служили, трудились, молились, несомненно, возносят о нас молитву ко Престолу Божьему.
И вот эта молитва праведников, угодников Божьих, она имеет непосредственное отношение к каждому из нас. И когда мы о чём-то просим святого, то верим, что он пред Престолом Божьим о нас Самого Господа попросит. И наши, часто немощные молитвы, во много крат обогащённые молитвами святого угодника, к которому мы обращаемся, приклоняют к нам милость Господа и Спасителя нашего.
Все выпуски программы Актуальная тема