«История крестных ходов». Светлый вечер с Григорием Романовым (19.03.2018) - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«История крестных ходов». Светлый вечер с Григорием Романовым (19.03.2018)

* Поделиться
Крестный ход

«Крестный ход на Флора и Лавра».
Александр Маковский 1921-1923 гг.

У нас в гостях был кандидат исторических наук, заместитель главного редактора научного православного журнала «Традиция и современность», член-корреспондент Академии Архитектурного Наследия Григорий Александрович Романов.

Разговор шел о традициях крестных ходов, об их отличиях и особенностях, об истории возникновения и смысле заложенном в них, также мы говорили о новой книге нашего гостя «В крестный ход идет народ».


Л. Горская

— В эфире радио «Вера» программа «Светлый вечер». Здесь с вами в студии Лиза Горская. И сегодня у нас в гостях Григорий Романов — кандидат исторических наук, заместитель главного редактора научного православного журнала «Традиции и современность», член-корреспондент Академии архитектурного наследия. Здравствуйте, Григорий Александрович!

Г. Романов

— Добрый день!

Л. Горская

— И у нас сегодня очень интересная тема: мы будем говорить о крестных ходах, об этой традиции, которая существует у нас давно, узнаем сейчас, сколько. Будем сравнивать нашу традицию с Западной, потому что крестные ходы это не что-то, я так понимаю, собственно российское... Рассказывайте вы лучше!

Г. Романов

— Прежде всего, в Елисаветинско-Сергиевском просветительском обществе издаётся научная серия трудов. И вот издали мою книжку «В крестный ход идёт народ», которая как раз посвящена интересующей нас теме истории крестных ходов и нынешнему состоянию, и вообще, зачем люди ходят в крестный ход. Крестный ход — это такая необходимая традиция, которая спасала с самого начала верующих от всех бед.

Л. Горская

— А в чём её суть, в чём смысл, в чём символизм?

Г. Романов

— Крестный ход — это шествие к Богу и шествие с Богом. Существует две традиции: в Западном Христианстве и в Восточном Христианстве, которые отличаются по образу мироздания. В Западной традиции образ мироздания находится внутри каждого человека, и общение Бога с человеком происходит через внутренний мир. Отсюда задача крестного в Западной традиции — назидание и показ, научение библейским истинам, то есть помочь человеку возвыситься в Боге. Это совершенно замечательная такая традиция, она помогает подняться по духовной лестнице. Так вот интересный момент: в церковных процессиях кающиеся надевают остроконечные шапки или балахоны с прорезями для глаз. Вот с нашей точки зрения, это очень удивительно, а если знать причину, то тогда становится понятно, что человек хочет уединиться наедине с Богом и принести своё покаяние Богу, и таким образом получить духовный результат от церковной процессии. В Западной традиции церковные крестные ходы стали называть церковными процессиями именно потому, что они носят такой показательный характер. Очень часто делают на Страстной цикл платформ с изображением, допустим, Входа Господня в Иерусалим или каких-то ещё других событий, фигуры Спасителя, несущего Крест. И эти платформы достигают веса двух тонн, поэтому их несёт по 60 человек. И эти ходы сопровождаются большим скоплением народа, и все получают необходимое им толкование и видят образец, к которому нужно стремиться. В Западной традиции происходит возвышение человека, и вот лестницы, очень любимые во многих западных монастырях, — ступая на каждую ступеньку, человек отрекается от какого-нибудь из своих грехов. Вот именно это происходит во время Западной церковной процессии, то есть человек возвышается, благодаря личному обращению к Богу и с прощения о личных грехах. Православная традиция идёт от Восточного Христианства, и здесь, в первую очередь, крестный ход — исправление грехов. Нарушение гармонии отношений Бога и человека происходит из-за грехов человека. И для того, чтобы исправить общие грехи, недостаточно бывает личной исповеди и причастия, но, как дополнение, ещё совершается крестный ход с соборной молитвой.

Л. Горская

— Я как раз хотела спросить: зачем массовость? Есть же маленькие крестные ходы, например, во многих монастырях есть традиция каждый вечер после правила совершать крестный ход, там может два человека вообще идти.

Г. Романов

— Не только два — обходят утром и вечером монастыри. Здесь почему массовость? Потому что соборная молитва. Откуда это пошло? В православной традиции очень важно, что каждый человек представляет собой частицу Тела Христова, о чём нам Православная Церковь напоминает на Причастии: мы принимаем в себя частицу Тела христова и становимся частицей Тела Христова. Соответственно, как получить Общее Тело Христово? Собрание всех частиц и будет, собственно, Телом Христовым. Отсюда: соборная молитва — это испрошение от имени Церкви помощи Божией. Я уже говорил о нарушении гармонии отношений Бога и человека, так вот восстанавливается эта гармония соборным прошением и покаянием.

Л. Горская

— Когда появилась эта традиция в России? Известно или только предполагать мы можем?

Г. Романов

— С Россией-то как раз всё точно известно. Когда после принятия Христианства стали совершать не только богослужения, но городские крестные ходы по образу константинопольских. Именно в Константинополе перед Литургией со всех концов города приходили приходы крестным ходом к Софии Константинопольской и совершали общий молебен перед началом Литургии. Но здесь надо пояснить о традициях, трёх традициях: римской, иерусалимской и ранневизантийской традициях крестных ходов, которые, собственно, и поясняют, что происходит на крестных ходах. Римская традиция возникла, когда становилось богослужение крестного хода. Дело в том, что в языческом Риме гроб и место захоронения было предметом священным и то, что на нём происходило, не преследовалось, поэтому Причастия совершались христианами на гробах мучеников в катакомбах. Но в катакомбах очень темно, поэтому большую часть действия совершали на свету. Это получило название «проскомидия», а потом совершался перенос Святых Даров из света к месту Причастия. И собственно, это и было римской традицией крестного хода. Впоследствии так стали переносить тела мучеников — тоже во образ шествия с Иисусом Христом и шествия к Иисусу Христу во время крестных ходов.

Л. Горская

— То есть получается, крестный ход обязательно должен что-то нести, грубо говоря, должна быть какая-то у него доминанта, в нём.

Г. Романов

— Святыня крестного хода обязательно должна присутствовать и это мост, соединяющий Бога и человека. И римская традиция много чего дала — это и шествие к Богу, и шествие с Богом. Например, когда совершается шествие на воду, то даже до сих пор крест многие священники несут на блюде на голове. Это как раз воспоминание римской традиции, когда именно так носились Святые Дары для Причастия в катакомбах. Иерусалимская традиция возникла по простой причине необходимости воспоминания священных событий евангельских на местах, где, собственно, они были. В Иерусалиме отправлялось шествие на эти места, и там читались соответствующие главы из Евангелия. Отсюда возникло чтение Евангелия на остановках крестного хода. Больше того, иерусалимская традиция послужила основанием: когда новый храм освящается — крестным ходом из ранее существующего храма. Иерусалимская традиция дала, что крестный ход всегда начинается исхождением из церкви, и возвращением в церковь. В последствии это получило толкование у многих Святых отцов, например, у Симеона Солунского, что исхождение из храма соответствует изгнанию людей из рая за грехи. Больше того, Симеон Солунский говорил, что должно выходить за городские ворота и просить о прощении соборной молитвой за городскими воротами, потому что ограда символизировала помощь Божию, а смирение показывает, что вот мы смиряемся, что из-за грехов мы должны быть прощены и поэтому просим о прощении вне городских стен. Возвращение же и символика, даже пасхального крестного хода, это как раз обнадёживающее начало, что прощёное человечество когда-то будет возвращаться в рай.

Л. Горская

— Напоминаю нашим радиослушателям, что в эфире радио «Вера» программа «Светлый вечер», и здесь с вами в студии Лиза Горская и Григорий Александрович Романов — кандидат исторических наук, заместитель главного редактора научного православного журнала «Традиции и современность», член-корреспондент Академии архитектурного наследия. Мы с вами поговорили о древних традициях крестных ходов: о римской, о иерусалимской. И есть ещё третья традиция — византийская, ранневизантийская?

Г. Романов

— Ранневизантийская традиция связана как раз с преображением народных оградительных обрядов в крестные ходы. Очень много неприятностей происходило в Византии, начиная от землетрясений и ересей, и для всех бедствий существовал крестный ход, который должен был противостоять этому. Собственно, само появление креста в крестных ходах связано именно с ранневизантийской традицией.

Л. Горская

— Это какие века?

Г. Романов

— Это конец третьего, начало четвёртого века. Иоанн Златоуст был как раз создателем креста. И тому послужила веская причина. Ариане, которые хотели привлечь на свою сторону население Константинополя...

Л. Горская

— Это еретики, да?

Г. Романов

— Да, еретики. Они устраивали ночные шествия с пениями для того, чтобы привлечь жителей Константинополя на свою сторону.

Л. Горская

— Удивительная, конечно, историческая подробность: ночные шествия с пением, чтобы привлечь жителей. Вот сейчас кого ты привлечёшь ночными пениями? Только, не знаю, ведро воды на голову себе привлечёшь.

Г. Романов

— На самом деле, это было успешное сначала мероприятие. Для того, чтобы его преодолеть, Иоанн Златоуст придумал проводить свои ночные шествия, которые должны были отличаться от арианских. И чтобы народ мог отличить, он придумал носить крест серебряный. И специально для этих шествий на средства царицы Евдокии были изготовлены серебряные кресты с лампадами, подсвечивающими этот крест. И они специально воздвигались на шесты, и издали было видно, что это идёт община Иоанна Златоуста. И их крестный ход, во главе которого несли крест, отличался от этих арианских песнопений и быстро справился с искушением, которое распространяли ариане, с ересью было покончено. И в дальнейшем многие ереси искоренялись с помощью крестных ходов. В ночных шествиях впереди крестного хода появляется свеча, чтобы ветер её не гасил, постепенно формируется слюдяной, а потом стеклянный светильник. Его осмысляют как символ пламени веры Света Христова, который несёт всем просвещение. Пасхальный фонарь уподобляет свече шествие жён-мироносиц, освещающих путь ко гробу Господню. Константинопольскими крестными ходами не только ереси преодолевались, но и многие бедствия. Например, когда было землетрясение, то все вышли на этот крестный ход. Интересно, что даже византийский император шествовал босым, поскольку босыми ходили, а господа в обуви. Так вот, шествие императора босым должно было передавать смирение общее. И благодаря крестному ходу совершалась помощь Божия и прекращались бедствия. В честь памяти этих оказаний Божией помощи проводили памятные крестные ходы, которые были повторением этих крестных ходов. Собственно, это были оградительные крестные ходы.

Л. Горская

— А сейчас какие крестные ходы существуют у нас, в России? Мы сначала о России поговорим.

Г. Романов

— Хорошо, давайте о России. Всегда крестные ходы были праздничные и чрезвычайные, хотя название «чрезвычайные» — не совсем точный перевод с греческого, это крестные ходы, испрашивающие Божию помощь и в память о получении Божией помощи. Праздничные крестные ходы как раз больше соответствуют Западной традиции, как мы уже говорили, и совершаются в пасхальные праздники, в престольные праздники, на Вход Господень в Иерусалим, ходы на освящение воды. А памятные, общим названием «оградительные» крестные ходы должны совершаться, когда есть необходимость испрошения помощи Божии и благодарения за получение этой помощи.

Л. Горская

— Та традиция, которая у нас существует сейчас в России крестных ходов, это сохранённая традиция или возрождаемая? И существует ли — расскажите подробнее, пожалуйста.

Г. Романов

— Россия была сельскохозяйственной страной, поэтому все этапы земледельческого цикла освящались крестными ходами: и посев зёрен, и прорастание их требовало дождя, соответственно, ходили вокруг полей крестными ходами и просили дождя. Когда созревал урожай, то тоже ходили крестным ходом, чтобы урожай не погиб от саранчи или каких-то вредителей. И не только земледелие, но и скотоводство тоже требовало крестных ходов. Первый выгон скота весной — это происходило чаще всего на празднование Георгия Победоносца — сопровождался крестным ходом с окроплением святой водой скотины и молитвой, чтобы скотину не задрали волки. То есть необходимость в крестных ходах была постоянно. И эта необходимость всё время присутствовала, и, собственно, является этой традицией. Когда совершались крестные ходы, то можно прямо посмотреть — происходили какие-то угрозы или бедствия. Это крестные ходы в честь заболеваний не только скотины, но и эпидемий многочисленных.

Л. Горская

— Давайте всё-таки вернёмся в современность. Например, сейчас у нас существуют, вот просто из того, что я вспоминаю, не напрягаясь: Великорецкий крестный ход, протяжённостью около 150 километров; Елизаветинский крестный ход, потрясающий тоже по своей красоте в том числе, когда они там на плотах переправляются одухотворённо...

Г. Романов

— Да, это всё замечательно. Есть ещё... На самом деле это замечательная традиция, но они немножко разные. То есть традиционные крестные ходы, такие, как Курский, Великорецкий, крестные ходы по образу Великорецкого очень многие — оградительные, никольские крестные ходы. Есть оградительные ходы вокруг городов. Это традиционные крестные ходы, которые совершались и продолжают совершаться по подобию получения чудотворной помощи.

Л. Горская

— Вот расскажите о них: что там происходит, как они устроены внутри, что вообще движет людьми. Я знаю, что многие люди из года в год ходят. Для меня это вообще чудо: как может человек взять и пройти 150 километров в компании многих тысяч людей, которых он в первый раз видит. Я не понимаю этого, я думаю, что даже многие наши слушатели с трудом себе это представляют. Расскажите про людей!

Г. Романов

— Я могу вот конкретные примеры рассказать. Совершается совершенно замечательный ход в Екатеринбурге от Храма-на-Крови до Ганиной Ямы — это сейчас самый многочисленный крестный ход, который даже больше Великорецкого по численности. Начинается он с ночной Литургии в воспоминание убиения Царственных Страстотерпцев на площади перед Храмом-на-Крови и дальше проходит до монастыря на Ганиной Яме, где были обнаружены тела Царственных Страстотерпцев. Когда в этот ход ходит очень много верующих с молитвой о Божией помощи, с прошением простить за грех цареубийства и с прошением Божьей помощи каждому человеку, при этом действительно совершаются чудеса во время этого крестного хода. Я был непосредственным свидетелем, как несли ребёнка в этот крестный ход больного. Люди шли и пели «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных!» — это традиционное пение. И с каждым происходят во время крестного хода духоподъёмные, удивительные чудеса. Например, пенсионерка из Москвы, она сама из Екатеринбурга и сделала очень много дел, но считала, что она, конечно, не сможет пройти все километры этого крестного хода. И когда она прошла часть пути, там есть такое место у Семи Ключиков. Где стояли автобусы для тех, кто устал, и их забирали. И вот она, когда подошла туда, увидела, как две бабушки, одной за 70 лет, а другая ещё старше, освободили ей место на скамейке и сказали: «Ну вот мы уже отдохнули, теперь мы дальше пойдём». И она как бы устыдилась, решила дальше пойти. Прошла некоторое время, там ещё была возможность возвратиться обратно в Екатеринбург, тоже были организованы автобусы. И вдруг она увидела, что маленького ребёнка разули, потому что он натёр мозоли, и ласково так ему говорят: «Ну вот, натёр мозоли — ничего страшного, дальше в носках пойдёшь». И она опять прошла дальше. И уже когда под стенами почти-что находилась монастыря, где стояли автобусы, было у неё очередное искушение: сесть в автобусы, которые их уже ждали забрать после окончания крестного хода. И тут позвонили ей по телефону и сказали, что те, кто впереди шли, уже пришли и совершают молебен в монастыре. И так ей захотелось попасть на этот братский молебен, что она пошла и совершенно неожиданно для себя прошла весь этот крестный ход — и это было чудо. И таких чудес совершается очень много. Есть очень много чудес личных, когда человек чувствует Божию помощь, благодаря пребыванию в крестном ходе, и соборная молитва других помогает ему почувствовать себя частицей Тела Христова и частицей одной общей Церкви. И благодаря вот этому ощущению приходит Божия помощь, решаются беды, и совершенно неожиданно решаются, казалось бы, совершенно неразрешимые проблемы.

Л. Горская

— «Светлый вечер» в эфире радио «Вера». Здесь, в студии, Лиза Горская и Григорий Романов — кандидат исторических наук, заместитель главного редактора научного православного журнала «Традиции и современность», член-корреспондент Академии архитектурного наследия. Оставайтесь с нами — мы вернёмся через минуту!

Л. Горская

— В студии радио «Вера» Лиза Горская и Григорий Романов — кандидат исторических наук, заместитель главного редактора журнала «Традиции и современность», член-корреспондент Академии архитектурного наследия. Мы говорим о крестных ходах. Я бы хотела поговорить подробнее о книге, с которой вы к нам пришли, «В крестный ход идёт народ». Она очень красивая, и поначалу мне показалось, что это будет просто фотоальбом, благо крестные ходы — это очень богатое поле, если так можно сказать, для фотографов, потому что такие портреты людей, такие жанровые съёмки, которые фотографы привозят из крестных ходов, мало откуда можно привезти. Тоже, кстати, об этом можно отдельно поговорить. Наверное, потому что у людей какое-то особое одухотворённое состояние — у участников. И фотограф там, конечно, может, мне кажется, на персональную выставку наснимать в одном крестном ходе. И мне поначалу показалось, что это будет фотоальбом, потом я увидел, что здесь ещё картины, удивительные иллюстрации. И на самом деле вот эти потрясающей красоты иллюстрации сопровождаются достаточно ёмкими статьями, то есть это не фотоальбом. Что это вообще за жанр, что это за сборник, что это за книга?

Г. Романов

— Книга состоит из 12 очерков, посвящённых тому, зачем люди в крестный ход ходят. И также собраны впечатления, самые разнообразные впечатления участников крестных ходов, их радость от того, что они участвовали в крестных ходах, их планы, что они хотели и что они получили в результате этих крестных ходов. Потому что крестные ходы — это великое миссионерское дело. Например, алтайские миссионерские крестные ходы просто изменили жизнь Алтайского края, как в своё время изменили состояние жителей этого края ходы тех миссионеров, которые туда пришли. А сейчас совершение крестных ходов помогает очень даже людям, далёким от Церкви, найти точку опоры и веру в Бога. Сейчас, с одной стороны, совершаются традиционные крестные ходы, а с другой стороны, совершается очень много новых крестных ходов, например, в честь новомучеников и исповедников Церкви Русской. И среди этих крестных ходов совершенно удивительные есть крестные ходы, которые приобщают и помогают людям. Например, Елизаветинскйи крестный ход, в честь преподобномученицы Елизаветы Фёдоровны.

Л. Горская

— Расскажите, пожалуйста, про него подробнее. Мне это так близко. Я знаю, что это крестный ход совершенно необыкновенный — он осенью... Ну расскажите!

Г. Романов

— В честь преподобномученицы Елизаветы совершаются несколько разных крестных ходов. Это и 18 июля — в день убиения преподобномученицы и инокини Варвары, которая помогала и оставалась при великой княгине вплоть до самого конца.

Л. Горская

— Где они совершаются?

Г. Романов

— Эти крестные ходы совершаются в разных местах, где есть церкви в честь преподобномученицы Елизаветы. А самый такой известный — это Алапаевский, из Троицкого собора в Алапаевске, куда были помещены мощи преподобномученицы и князей, которые были убиены с ней. Потом крестный ход проходит мимо Напольной школы, где святые мученики находились в ожидании своей участи, и дальше проходит 18 километров до шахты, в которую были сброшены тела. Теперь на этом месте монастырь Новомучеников Российских. Но, действительно, самым таким необычным и полезным для молодёжи является Елизаветинский крестный ход в Подмосковье — из Ильинского в Усово. Он и затевался для того, чтобы помочь молодёжи участвовать в крестном ходе и тем самым прийти к Богу. Совершенно интересно основание этого крестного хода: он связан с осенним переездом семьи Елизаветы Фёдоровны и великого князя Сергея Александровича из летней резиденции в селе Ильинское в зимнюю резиденцию в Усово. И со своим скарбом каждую осень они перебирались туда. Приурочен этот крестный ход к дню святой Елизаветы — это именины преподобномученицы великой княгини Елизаветы Фёдоровны. И вот в ближайшее воскресенье к этим именинам совершается этот крестный ход из Ильинского в Усово. Он идёт по прекрасным местам, очень красивым, и на плотах переплывают через Москва-реку, дальше идёт мимо школы, которую устроила великая княгиня для детей местных жителей, и доходит до нового храма Спасского храма в селе Усово. Этот ход действительно привлекает очень много молодёжи и является миссионерским и одновременно оградительным крестным ходом, потому что когда узнали, что собираются разрушать родильный приют в Ильинском, который был основан великой княгиней, то на крестном ходе молились о спасении и преобразовании этого здания — ремонта и преобразования его в мемориальное место. Сейчас этот дом отдан под музей, то есть крестный ход испросил Божьей помощи, и помощь была оказана. Мне ещё хотелось рассказать, что неслучайно храмы ставили на самых высоких местах. Потому что крестный ход — это действительно шествие в Царство Небесное, чтобы показать красоту Божьего мира. Предполагалось, что этот мир создан замечательно Господом, и храм и вид на храм были прекрасны. И шествие к храму — это действительно шествие ко спасению.

Л. Горская

— В студии радио «Вера» Елизавета Горская. Здесь у нас в гостях ещё Григорий Александрович Романов — он кандидат исторических наук, заместитель главного редактора журнала «Традиции и современность». Вы когда заговорили о молодёжи, я вспомнила историю из своей юности. Она забавная, надеюсь, никого она не покоробит из наших радиослушателей. Маленького сына моих друзей в первый раз отвели в храм на Пасху. И когда он оттуда вернулся после ночной службы, мы спрашиваем: «Вань, ну как тебе?» — пять лет человеку. «Ну нормально». — «А что тебе больше всего понравилось?» — «Больше всего мне понравился крестовый поход с транспарантами!» — сказал Ваня, имея в виду крестный ход с хоругвями. Когда появились такие атрибуты, как хоругви? И обязательны ли они для крестного хода, если мы сейчас говорим о каких-то общих моментах?

Г. Романов

— Крестные хоругви появились при военных крестных ходах (это, правда, ещё было прообразом крестного хода) великого императора Константина. Он, получив знамения с небес в виде креста, велел нанести изображения креста на военные хоругви. И священник стал обходить его войско перед битвой с хоругвью, на которой было нанесено изображение креста. И после этого хоругви из военных ходов византийских императоров перешли в крестные ходы. Вообще, в народной традиции крестами называли и иконы, которые носили в крестных ходах, и кресты, и хоругви. И поэтому, когда какая-то беда надвигалась на деревню, то старейшие жители говорили: «Пора поднимать кресты».

Л. Горская

— По поводу крестов хотела с вами поговорить. У нас есть замечательный польский наш друг, зовут его Христофор Тарасюк. Я в своё время шутила, что всю жизнь мечтала познакомиться с настоящим польским Кшиштофом, познакомилась, и тот оказался Христофором. То есть он крестился как Христофор — православный человек, — и всё, просит называть его Христофором, никак иначе. Он удивительно талантливый, разносторонний человек, он работает в театре кукол. При этом он является членом экипажа российского фрегата «Штандарт» — это вот первенец Петра Первого. Тот, который ходит сейчас, это, конечно, реплика, но тем не менее вполне себе аутентичный парусник, ходит. Христофор, когда уходит в плаванье, берёт с собой крест деревянный и сообщает команде, что после возвращения, даст Бог благополучного, он пойдёт с этим крестом на Грабарку — это известное святое место в Польше, там православный монастырь, в народе называется «Гора Крестов» — тоже славная традиция с этим связана, сейчас вот об этом поговорим. И действительно, Христофор, когда приходит в гавань благополучно, он сначала едет на Восток Польши в Яблочинский монастырь — известный тоже православный польский монастырь. И оттуда пешком с этим деревянным крестом, а это более ста километров, наш друг идёт на Грабарку, где находится Марфо-Мариинский монастырь. И дальше, придя на эту Грабарку с крестным ходом, он этот маленький деревянный крестик прибивает к большому, который создаёт из двух больших берёз. И там у него уже целая берёзовая роща, на этой Грабарке, из его крестов, которые он привёз из плаванья фрегата «Штандарт». Человек молодой, как сейчас бы сказали, очень продвинутый и современный — он модный, он общается, он в театральных кругах и так далее. Для него эта традиция, мне кажется, самое важное, что у него в жизни есть. Это удивительно! Расскажите, пожалуйста, нам тоже про Грабарку, что за крестный ход идёт на эту гору — это же очень интересно!

Г. Романов

— Это монастырский крестный ход, который имеет тоже давнюю очень традицию. Там почти каждый несёт свой крест. И ношение своего креста — это такая вот традиция. На самом деле, в разных местах есть разные традиции. И эта традиция помогает ощутить свою непосредственную причастность крестному ходу.

Л. Горская

— Ой, да, извините, надо же было уточнить для наших радиослушателей, что люди, приходя с крестами на Грабарку, они их там оставляют.

Г. Романов

— Да. И получается гора крестов. В результате это место наглядно свидетельствует, сколько молитв и прошений к Богу было осуществлено за время этого крестного хода. Интересно, что этот крестный ход послужил примером для калининградских крестных ходов. Когда в Калининградской области молодёжь захотела совершать крестный ход, то в качестве образца они взяли именно шествие на Святую гору, где располагается этот монастырь. Дело в том, что там чудотворная икона. И явления этой иконы и воспоминаются этим крестным ходом.

Л. Горская

— Буквально пять минут у нас с вами осталось. И я бы хотела вернуться к замечательной книге, которая вот тут передо мной лежит — «В крестный ход идёт народ». Кстати в «крестный» или в «крёстный»?

Г. Романов

— В крестный!

Л. Горская

— «В крестный ход идёт народ». Она потрясающая по своей красоте, очень хорошо издана, в руки взять приятно. Наши радиослушатели, к сожалению, этого не видят. Что в ней? Как раньше говорили в школе, что должен понять читатель из этой книжки?

Г. Романов

— Эта книга помогает понять, зачем вообще ходят в крестный ход, и что даёт крестный ход тому, кто в него пошёл. В ней впечатления паломников о сотнях крестных ходов, о крестных ходах в честь новомучеников и исповедников российских; о распространении крестных ходов; о том, что крестный ход помогает решить очень многие проблемы: он старым способом борется против новых бед.

Л. Горская

— Интересная формулировка! Кстати, я вас, как специалиста, хотела спросить: как вы сами думаете, был или не был вот этот облёт то ли с Казанской, то ли с Тихвинской, то ли с Владимирской иконой Божией Матери то ли в декабре, то ли в ноябре 41-го года вокруг Москвы, после чего возник перелом, и наши войска перешли в контрнаступление? После чего, по преданию, грянули морозы, что парализовало живую силу и технику противника, и соответственно, мы смогли перехватить инициативу в битве за Москву.

Г. Романов

— Знаете, я целых несколько этих версий крестного хода — что облетали Ленинград с Казанской иконой...

Л. Горская

— Сталинград вроде тоже.

Г. Романов

— Да. Что Москва спаслась после облёта с Тихвинской иконой. Вот если вы в Тихвинскую церковь, которая на проспекте Мира, придёте, там вам просто покажут икону...

Л. Горская

— Скажут, что эта летала...

Г. Романов

— Да, совершенно верно. Потому что её знал лично товарищ Сталин и разрешил облететь с этой иконой. Опять же всё-таки документальных подтверждений этому нет, и не удалось найти. Хотя какие-то, наверное, упоминания и сам факт, что рассказы об этом облёте послужили невероятному поднятию духа у защитников Москвы, у защитников Ленинграда, которые стойко стояли против врага, зная, что Бог им помогает.

Л. Горская

— То есть рассказы об этом облёте появились тогда, а не потом, именно сразу.

Г. Романов

— Они появились именно тогда, потому что об этом участники этих событий рассказывали. Но именно документальных свидетельств самого этого полёта я не нашёл. Потому что, действительно, и Сталинград, и Москва, и Ленинград были освобождены — кто освобождён, а у кого снятие блокады происходило — после каких-то событий, связанных с Божией помощью.

Л. Горская

— Очень интересно, но я думаю, что мы поговорим в другой раз подробнее об этих всех историях. Сейчас наше время, к сожалению, подошло к концу. Напоминаю нашим радиослушателям, что в эфире радио «Вера» была программа «Светлый вечер». У нас в гостях был Григорий Романов — кандидат исторических наук, заместитель главного редактора научного православного журнала «Традиции и современность», член-корреспондент Академии архитектурного наследия. Всего доброго!

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем