Однажды мне довелось побывать на таинстве венчания моих друзей, Николая и Марии. Маша рассказывала, что в день таинства было много волнений. Сначала она потеряла свидетельство о браке — необходимый документ на венчании. Свидетельство, к счастью, быстро нашли. Зато по дороге в церковь поняли, что забыли взять цветы.
Когда заходили в храм, на Маше лица не было. Коля чувствовал её волнение.
«Родненькая, — сказал он, посмотрев ей прямо в глаза. — Ни о чём не беспокойся. Я с тобой».
И сразу как-то спокойнее стало. Маша всегда успокаивалась, когда Николай так говорил.
И вот они стоят перед алтарём. От горящих свечей пахнет мёдом. Взволнованные и счастливые, супруги изредка поглядывают друг на друга, пытаясь осознать, что прямо сейчас, в эти великие минуты они становятся одним целым.
В середине службы на жениха и невесту надели венцы, а хор в это время запел красивое и торжественное песнопение, которое начиналось словами «Исаие, ликуй!» Строчки его взяты из книги пророка Исаии. Давайте попробуем разобраться, о чём это песнопение, и послушаем его отдельными фрагментами в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Текст первой части таков: «Исаия, ликуй! / Дева зачала во чреве / и родила Сына Эммануила, / Бога и человека, / Восток — имя Ему. / Его величая, мы Деву восхваляем».
По-церковнославянски первая часть звучит так: «Исаие ликуй, / Дева име во чреве, / и роди Сына Еммануила, / Бога же и человека, Восток имя Ему, / Его же величающе, / Деву ублажаем».
Давайте послушаем первую часть:
Вторая часть песнопения звучит так: «Святые мученики, / претерпевающие, увенчанные (эти слова молитвенно обращены к тем, кто пострадал во имя Христово, к тем, кто "увенчан мученическими венцами"), / ходатайствуйте перед Господом / о помиловании душ наших». По-церковнославянски второй фрагмент звучит так: «Святии мученицы, иже добре страдавше и венчашеся, / молитеся ко Господу / спастися душам нашим».
Послушаем вторую часть:
Текст третьей части песнопения восхваляет Бога и Святую Троицу: «Слава Тебе, Христе Боже, / Апостолов похвала, / мучеников радость, / тех, кто проповедует Троицу единосущную». Давайте послушаем этот фрагмент на церковнославянском языке"
Когда супруги вышли из храма, Николай крепко обнял Машу и сказал: «Жена, ликуй! Мы теперь с тобой одно целое».
Со дня венчания Марии и Николая прошло много лет. И все годы совместной жизни они терпеливо и стойко несут свои, как сказано в песнопении, мученические венцы. Ссорятся и мирятся, переживают трудности и радости, и молятся вместе. Один раз даже чуть не развелись, но вовремя поняли, что друг без друга не смогут. И дай Бог им достойно вынести все испытания и в конце жизни вместе войти в Царствие Небесное.
Давайте послушаем песнопение «Исаие, ликуй!» полностью в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря:
Автор: Алёна Рыпова
Все выпуски программы: Голоса и гласы
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (04.12.2024)
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 320 зач., IX, 1-7.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Каждый, кто когда-нибудь посещал ту или иную достопримечательность и бывал в каких-нибудь особенных местах, видел людей, которые, находясь поблизости от всей этой красоты, не трепетали от восторга, потому что для них это было частью естественного пейзажа, ведь они были местными. Но означает ли это, что они привыкли и уже не любят того, что их окружает? И можно ли привыкнуть к Богу, перестать чувствовать трепет перед Ним и даже перестать Его любить? Ответ на этот вопрос можно дать, обратившись к отрывку из 9-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное:
2 ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое.
3 За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых,
4 имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,
5 а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.
6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;
7 а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.
Помню, как в детстве, приезжая на море, я удивлялся тому, что местные жители воспринимают его с гораздо меньшим энтузиазмом. Потом, будучи студентом, я будто бы впервые увидел рыбаков, которые ловили рыбу стоя спиной к Московскому Кремлю, совершенно не обращая на него внимания. Снова и снова меня посещал один и тот же вопрос: «Почему эти люди не испытывают тех же эмоций, что испытывают путешественники или туристы, которые впервые видят нечто особенное?» И самое главное, означает ли это, что они, как местные, не испытывают к своей малой родине и её красоте особенных чувств? С возрастом, общаясь с самыми разными людьми, пожив в разных городах, я понял, что чувства могут быть разными. Человек может не охать и не ахать от восторга, но только вернувшись домой, оказавшись рядом с какой-то своей, может быть на взгляд всех других, ничем не примечательной красотой, он чувствует, что он дома, рядом с чем-то дорогим и очень важным. И это не временные восторги, но глубокое и искреннее чувство родства.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел перечисляет предметы, связанные с главной иудейской святыней — ковчегом завета. Своим присутствием ковчег делал помещение, в котором находился, совершенно особенной частью храма. Ведь если в пространство, называемое Святое, священники входили регулярно, во Святое Святых как место нахождения ковчега главный иудейский священник, или первосвященник, входил единожды в год. Мера приближения к святыне может говорить о том, что к наиболее святому пространству, как и к наиболее святым предметам относились с наибольшими благоговением и трепетом. Но чем большее благоговение предполагалось, чем более святым являлся предмет, тем дальше грешный человек должен был от него находиться.
Но как же эти предметы стали восприниматься в христианстве? Они стали восприниматься как прообразы или символы Богородицы, Той Жены и Девы, через Которую бесконечный Бог стал человеком, видимым и слышимым, осязаемым настолько, что Его стало возможно убить. Бог — такой далёкий, для кого-то страшный, для кого-то загадочный, вдруг становится таким же, как мы. Для кого-то всё это будет выглядеть самым настоящим понижением Его статуса, ведь одно дело Бог, а другое дело — обычный человек. Однако на самом деле это не понижение... Воплощение меняет наше отношение к Богу, но изменения оказываются связаны не пренебрежением, а ощущением близости и родства. В них чувствуется невероятная ответственность, но и невероятное доверие Творца человеку. Опыт первой встречи, человека с Богом, который сопровождался трепетом и восторгом, уходит, однако при правильном подходе он сменяется не пренебрежением и забвением, он сменяется опытом события и соприсутствия, в котором Божие снисхождение к людям открывает им дорогу восхождения к Нему.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Сохранение культурного и исторического наследия в городах». Виталий Калашников
У нас в гостях был историк, москвовед, журналист Виталий Калашников.
Разговор шел о сохранении культурного и исторического наследия в городах, а также о значении небольших деталей и элементов в архитектуре, которые даже не всегда заметны, но играют свою важную роль.
Все выпуски программы Светлый вечер