
— Митя, посмотри, картина Исаака Бродского называется «Сказка»! Ты хотел бы в неё попасть?
— Пожалуй! Там тепло, но не жарко. Нежные цветы на переднем плане чувствуют себя превосходно — бутоны яркие, зелень сочная. Им и солнца хватает, и защитную тень даёт мощное дерево. А справа лимоны растут. Красота! У нас в Ханты-Мансийске такое невозможно — климат суровый!
— Я тебе про сказку говорю, а ты рассуждаешь, как биолог — климат, растения. Мы же в художественном музее, а не в ботаническом саду.
— А про сказку я не знаю, что сказать, Маша. Я даже не могу понять, по какому произведению эта картина написана. Может, «Снежная королева»? Там павлины были в саду, где Герда гостила у волшебницы? И на картине, видишь, эти птицы.
— Нет, павлины были в «Аленьком цветочке» — в лесу, где чудовище пряталось от купеческой дочери.
— Но тот лес был безлюдным, а на картине, посмотри, на заднем плане — целый город. Судя по архитектуре, это Европа. Может быть, Исаак Бродский зарисовал какую-нибудь сказку братьев Гримм?
— Или Гофмана!
— Ребята, добрый день! Извините, что вмешиваюсь в ваш разговор, но так захотелось вас поблагодарить!
— Поблагодарить? За что?
— За то, что знаете и помните так много старых добрых сказок! Я порадовался, что ваше юное поколение привито к этому феномену культуры.
— Не очень хорошо привито, как оказалось. Не можем догадаться, по какой сказке написана картина Исаака Бродского.
— Догадаться тут невозможно!
— Почему?
— Потому что художник посвятил своё полотно не конкретному произведению, а сказке как явлению. Он написал картину в 1911 году, когда гостил у Максима Горького в Италии, на острове Капри. Писатель был первым, кому Исаак Израилевич показал готовую работу. Бродский представил её под названием «Вечная сказка». А Горький сказал, что это тавтология, как «масло масляное», потому что всякая сказка вечна. И картина стала называться просто «Сказка».
— «Всякая сказка вечна...». Интересное выражение. Но так ли это? Ведь сказку люди могут забыть.
— Сказка — как вода, которая перетекает из одного сосуда в другой. Но в каждом сохраняется её вкус, её живительная влага. Если забудут одну сказку, ей на смену придет другая, в которой отразится главная тема, главная мысль всех чудесных историй — добро всегда побеждает зло.
— Но на картине Бродского нет никакой борьбы добра со злом. Есть только старинный город на высокой горе, нарядные люди, павлины среди цветов.
— Борьба — это примета земной жизни. А люди чают, что на смену ей придёт иная, вечная. И в ней будет всё то доброе, что им дорого с детства, — любовь, дружба, красота. Дома, хранящие тепло и уют, прекрасные птицы и цветы, которые никогда не вянут — как на картине Исаака Бродского «Сказка».
Картину Исаака Бродского «Сказка» можно увидеть в Ханты-Мансийском государственном художественном музее.
20 апреля. Пасхальное обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Сегодня 20 апреля. Светлое Христово Воскресение.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к пастве Русской Православной Церкви с традиционным Пасхальным посланием, в котором поздравил верующих с Победой Христа над смертью.
Христос Воскресе! Этими исполненными духовной силы словами, сердечно приветствую всех вас и поздравляю с великим праздником Святой Пасхи! Всей радостный и особо значимый для каждого христианина день мы свидетельствуем о любви Божией к людям, о торжестве жизни, о Победе Христа над смертью. В отличие от побед, достигаемых людьми, которые кого-то могут радовать, а кого-то и огорчать, Христова Победа универсальна. Она не разделяет, объединяет. Ее плоды доступны всем и каждому. Более того, на протяжении двух тысячелетий именно она остается неиссякаемым источником сил для миллионов последователей Христа, вдохновляя их на труды и подвиги, ободряя и укрепляя в испытаниях. Мы христиане 21 века также являемся наследниками и причастниками этой Великой Победы. Она не только основа нашей веры, но и уверенности в конечном торжестве добра над злом. Мы призваны быть соработниками Бога в преображении мира, разделять ответственность за его будущее, вносить свой вклад в созидание достойной жизни. Как этого достичь? Ответ нам дает Священное Писание через веру, действующую любовью. Творя добрые дела, сочувствуя и помогая ближним, нося немощи друг друга, снисходя друг ко другу любовью и стараясь сохранить единство Духа в союзе мира, как к тому призывает апостол Павел, мы действительно можем многое изменить к лучшему, не только в самих себе, но и вокруг нас. Даже самые малые усилия, скромные лепты не потеряют ценности в очах Божьих. Если мы, руководствуясь Евангельскими Заповедями, будем трудиться ради пользы ближних наших. Пусть ваши сердца наполнится немеркнущим светом Воскресения Христова, неисчерпаемым источником, вдохновляющим на деятельную любовь. Обнимите родных и близких, поздравьте их с праздником, поддержите тех, кто нуждается в вашей помощи и в вашем участии, дабы и они могли ощутить созидающую и преображающую силу Пасхальной радости. Будем молиться и трудиться, чтобы и на просторах исторической Руси установился справедливый и прочный мир, и чтобы никакие силы не смогли разрушить духовного единства народа, обретшего благодать в Киевской купели Крещения. Откликаясь на зов Божий и становясь великодушными, мы действительно можем иметь подлинную радость бытия и полноту жизни во Христе. Это и будет залогом нашего счастья здесь на земле и спасительного пребывания с источником жизни Богом в Его Вечном Царстве. С праздником всех Вас! С Воскресением Христовым!
Все выпуски программы Актуальная тема
20 апреля. О переживании Пасхи

Сегодня 20 апреля. Светлое Христово Воскресение.
О переживании Пасхи — протоиерей Максим Горожанкин.
Все мы православные христиане в своем переживании Пасхи Христовой ориентируемся на богослужебные тексты и на Жития Святых. Мне приходит на память то, как преподобный Серафим Саровский переживал Пасху. Каждому приходящему к нему, батюшка Серафим говорил: «Радость моя, Христос Воскресе!». И братия в тот день, когда преподобный отходил ко Господу слышала, что иеромонах Серафим в своей келье пел пасхальные стихиры. Вся жизнь батюшки Серафима была проникнута ощущением Пасхи. И дай Господь, чтобы и наша жизнь, и в этот день, и всегда была проникнута ощущением Воскресения Христова! Христос Воскресе!
Все выпуски программы Актуальная тема
21 апреля. О святителе Келестине Первом

Сегодня 21 апреля. День памяти Святителя Келестина или Целистина Первого, римского папы, жившего в пятом веке и боровшегося с ересью Нестория.
Об этой ереси рассказывает игумен Назарий Рыпин.
Ересь Нестория это была такая очень большая язва на теле церкви. Потому что он ниспровергал божественность Христа. Он учил о том, что разделяется божественной природы и человеческой природы Христа, якобы они соединены неким благодатным способом, но нет этой ипостасной связи, то есть это не одна ипостась. Соответственно, он уничижал Богородицу, называя, что по сути, она Христародится, а не Богородица, потому что Сына Божия, она якобы не рождала. А что совершенно ниспровергает христианство, потому что прекрасно сказал святитель Василий Великий, что «не воспринято, то и неуврачевано». То есть, соответственно, если Христос не воспринял всю полноту человеческой природы на себе, то человеческая природа осталась неисцеленной и неуврачеванной. Ну и, соответственно, нет искупительного подвига Христа, который он как человек совершил добровольно покорив свою волю, волю Небесного Отца, и, соответственно, не послушание Адама неуврачевано совершенным послушанием Христа. Поэтому эта ересь была осуждена и отвергнута Церковью. Ну, очень часто римская Церковь, находясь в отдалении от всех волнующих восточных церковь ересей, тем не менее высказывала очень четкую позицию православную по тем или иным ложным вероучениям и положительным учению церкви, прежде всего. И в том числе Папа Римский Целестин или Келестин по разному можно произносить, он как раз своими посланиями утвердил Вселенскую Церковь в том, что Римская Церковь верует православно и ересь Нестория никаким образом не поддерживает.
Все выпуски программы Актуальная тема