
— Митя, посмотри, картина Исаака Бродского называется «Сказка»! Ты хотел бы в неё попасть?
— Пожалуй! Там тепло, но не жарко. Нежные цветы на переднем плане чувствуют себя превосходно — бутоны яркие, зелень сочная. Им и солнца хватает, и защитную тень даёт мощное дерево. А справа лимоны растут. Красота! У нас в Ханты-Мансийске такое невозможно — климат суровый!
— Я тебе про сказку говорю, а ты рассуждаешь, как биолог — климат, растения. Мы же в художественном музее, а не в ботаническом саду.
— А про сказку я не знаю, что сказать, Маша. Я даже не могу понять, по какому произведению эта картина написана. Может, «Снежная королева»? Там павлины были в саду, где Герда гостила у волшебницы? И на картине, видишь, эти птицы.
— Нет, павлины были в «Аленьком цветочке» — в лесу, где чудовище пряталось от купеческой дочери.
— Но тот лес был безлюдным, а на картине, посмотри, на заднем плане — целый город. Судя по архитектуре, это Европа. Может быть, Исаак Бродский зарисовал какую-нибудь сказку братьев Гримм?
— Или Гофмана!
— Ребята, добрый день! Извините, что вмешиваюсь в ваш разговор, но так захотелось вас поблагодарить!
— Поблагодарить? За что?
— За то, что знаете и помните так много старых добрых сказок! Я порадовался, что ваше юное поколение привито к этому феномену культуры.
— Не очень хорошо привито, как оказалось. Не можем догадаться, по какой сказке написана картина Исаака Бродского.
— Догадаться тут невозможно!
— Почему?
— Потому что художник посвятил своё полотно не конкретному произведению, а сказке как явлению. Он написал картину в 1911 году, когда гостил у Максима Горького в Италии, на острове Капри. Писатель был первым, кому Исаак Израилевич показал готовую работу. Бродский представил её под названием «Вечная сказка». А Горький сказал, что это тавтология, как «масло масляное», потому что всякая сказка вечна. И картина стала называться просто «Сказка».
— «Всякая сказка вечна...». Интересное выражение. Но так ли это? Ведь сказку люди могут забыть.
— Сказка — как вода, которая перетекает из одного сосуда в другой. Но в каждом сохраняется её вкус, её живительная влага. Если забудут одну сказку, ей на смену придет другая, в которой отразится главная тема, главная мысль всех чудесных историй — добро всегда побеждает зло.
— Но на картине Бродского нет никакой борьбы добра со злом. Есть только старинный город на высокой горе, нарядные люди, павлины среди цветов.
— Борьба — это примета земной жизни. А люди чают, что на смену ей придёт иная, вечная. И в ней будет всё то доброе, что им дорого с детства, — любовь, дружба, красота. Дома, хранящие тепло и уют, прекрасные птицы и цветы, которые никогда не вянут — как на картине Исаака Бродского «Сказка».
Картину Исаака Бродского «Сказка» можно увидеть в Ханты-Мансийском государственном художественном музее.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер