Основанный в 1661 году Иркутск, в силу своего весьма выгодного географического положения быстро стал сначала торговым, потом – политическим, христианским и промышленным центром. И был столь красив, что его называли и «Восточным Парижем», и «Сибирским Петербургом», и «Сибирскими Афинами». Справедливости ради стоит, однако сказать, что за звание Афин соперничают с Иркутском Томск и Барнаул. Ну да ладно…
К веку 20-му, а именно об Иркутске 20-го века мы сегодня говорим, в городе пришла Трассибирская железная дорога, что стало еще одним толчком к развитию города и окрестных территорий – начала расти промышленность, оживилась добыча угля и леса, увеличилось население.
И, понятно, более активно пошли процессы социальные – в том числе расслоение общества на богатых и бедных.
И далее – революция 1905 года, а через 12 лет – Октябрь 17-го. Верхи не могли жить по-старому, а низы – не хотели. В декабре 17-го в городе установилась советская власть. А уже в июле 18-го в Иркутск вошли части мятежного Чехословацкого корпуса и Временного Сибирского Правительства. А в марте 1920 года в Иркутск вошла Красная Армия.
Гражданская война для иркутян закончилась. Началось мирное строительство. И весьма активное, впрочем, как и во все стране. Всего за 20 лет к началу Великой Отечественной войны были построены десятки крупных предприятий: завод тяжелого машиностроения имени В.В. Куйбышева, авиационный завод, механический завод, слюдяная фабрика, крупнейший на востоке Сибири мясокомбинат и прочее, что перечислить невозможно. А во время войны Иркутская область приняла 22 крупных предприятия, около 10 трестов и сырьевых баз.
В 1958 году построена Иркутская ГЭС, в 1960-х началось широкомасштабное жилищное строительство.
В 1986 году город удостоен ордена Октябрьской Революции.
И так до начала 1990-х годов Иркутск оставался одним из крупнейших индустриальных центров страны.
Таким был Иркутск в 20-м веке.
История же века 21-го пока еще пишется.
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема