Основанный в 1661 году Иркутск, в силу своего весьма выгодного географического положения быстро стал сначала торговым, потом – политическим, христианским и промышленным центром. И был столь красив, что его называли и «Восточным Парижем», и «Сибирским Петербургом», и «Сибирскими Афинами». Справедливости ради стоит, однако сказать, что за звание Афин соперничают с Иркутском Томск и Барнаул. Ну да ладно…
К веку 20-му, а именно об Иркутске 20-го века мы сегодня говорим, в городе пришла Трассибирская железная дорога, что стало еще одним толчком к развитию города и окрестных территорий – начала расти промышленность, оживилась добыча угля и леса, увеличилось население.
И, понятно, более активно пошли процессы социальные – в том числе расслоение общества на богатых и бедных.
И далее – революция 1905 года, а через 12 лет – Октябрь 17-го. Верхи не могли жить по-старому, а низы – не хотели. В декабре 17-го в городе установилась советская власть. А уже в июле 18-го в Иркутск вошли части мятежного Чехословацкого корпуса и Временного Сибирского Правительства. А в марте 1920 года в Иркутск вошла Красная Армия.
Гражданская война для иркутян закончилась. Началось мирное строительство. И весьма активное, впрочем, как и во все стране. Всего за 20 лет к началу Великой Отечественной войны были построены десятки крупных предприятий: завод тяжелого машиностроения имени В.В. Куйбышева, авиационный завод, механический завод, слюдяная фабрика, крупнейший на востоке Сибири мясокомбинат и прочее, что перечислить невозможно. А во время войны Иркутская область приняла 22 крупных предприятия, около 10 трестов и сырьевых баз.
В 1958 году построена Иркутская ГЭС, в 1960-х началось широкомасштабное жилищное строительство.
В 1986 году город удостоен ордена Октябрьской Революции.
И так до начала 1990-х годов Иркутск оставался одним из крупнейших индустриальных центров страны.
Таким был Иркутск в 20-м веке.
История же века 21-го пока еще пишется.
25 октября. О надежде на Бога

В 1-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Сами в себе имели приговор к смерти для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых».
О надежде на Бога — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Есть несколько видов надежды. Так, мы можем надеяться на себя, это называется самонадеянностью. Неустойчивость такой надежды состоит в том, что человек может недооценить или переоценить свои силы. И в том и в другом случае он не добьётся нужного результата.
Можно возлагать надежду на окружающих, но, как показывает опыт, такая надежда тоже бывает призрачной. Окружающие, сердца и намерения которых мы не очень хорошо знаем, могут подвести, а иногда и предать. Поэтому Священное Писание доносит до нас истину: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения».
В противоположность этому Библия призывает в Боге спасения: «Надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше». И в других местах: «На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек. Господи сил, блажен человек, уповающий на Тебя».
Об этом, собственно, и говорит апостол Павел, что, надеясь на Бога, воскрешающего мёртвых, мы избираем правильный путь своего поведения и обязательно получим положительный результат.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 октября. О трудах преподобного Симеона Нового Богослова

Сегодня 25 октября. Церковь чтит память преподобного Симеона Нового Богослова, отошедшего ко Господу в 1021 году на берегу Босфора.
О его трудах — протоиерей Максим Горожанкин.
Когда мы вспоминаем о преподобном Симеоне Новом Богослове, сразу на ум приходит сборник его творений — это слова и божественные гимны. Преподобный Симеон открывает для нас важную страницу православного богословия, богословия мистического, мистического познания Бога, таинственного постижения невидимого и непостижимого.
Огромную работу по переводу творений преподобного Симеона на русский язык провёл святитель Феофан Затворник и его ученик, иеромонах Пантелеимон. И когда мы берем в руки трёхтомник творений преподобного Симеона, мы можем благодарно вспомнить и святителя Феофана, и иеромонаха Пантелеимона, и, не боясь, будем прикасаться к письменному наследию преподобного Симеона, которое лишь на первый взгляд может показаться сложным и непонятным. Но если мы вникнем в него, то перед нами откроются необозримые горизонты сокровища святоотеческой письменности.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 октября. О почитании Иконы Божией Матери «Иерусалимская»
Сегодня 25 октября. Иконы Божией Матери «Иерусалимская».
О её почитании — священник Вадим Бондаренко.
Иерусалимский образ Богородицы тесно связан с историей нашей страны и прошёл вместе с ней самые знаковые этапы: крещение Руси, просвещение светом Христианства северных областей, централизацию российской государственности вокруг единого центра в Москве.
К сожалению, в один из важнейших моментов нашей истории, во время Первой Отечественной войны, когда французская армия ненадолго вошла в покинутую Москву, образ был бесследно утрачен. Сейчас на территории России известны списки с Иерусалимского образа Богородицы. Один из них находится и в нашем храме Иерусалимской иконы Божией Матери в Москве на улице Талалихина.
Каждую среду мы совершаем перед образом молебен с акафистом о всех нуждах и печалях, с которыми люди обращаются к нашей общей Утешительнице.
Все выпуски программы Актуальная тема







