Морозным и солнечным утром двадцать первого декабря тысяча девятисотого года две крестьянских девочки из села Ахлебинино Калужской губернии, затаив дыхание, наблюдали, как на площадке возле господского дома восемь крепких молодцев устанавливают огромную красавицу-ёлку. «Раз-два-взяли! Подымай аккуратнее, кому говорю!»- кричал один из них, утирая пот с раскрасневшегося лица. «А вы тут что делаете, птички мои?»- услышали девчушки за спиной красивый женский голос. — «Здесь опасно: не дай Бог, упадёт на вас ветка. Пойдёмте лучше в дом, чай пить. Я вас и мороженой земляникой и пирожными накормлю — у меня всё очень вкусное!»
Это была владелица Ахлебининского поместья — местная благотворительница и просветительница, Ирина Яковлевна Коншина. В народе её прозвали «Коншицей-кормилицей» и «благодетельницей». Она нередко устраивала праздники для детворы из Ахлебинина и соседних деревень. На прощание каждому ребёнку дарила вышивку, игрушку, кулёк конфет с молитвенником и приглашала на следующие мероприятия.
Ирина Коншина, урождённая Эмма Мэршон, родилась далеко от Калужской земли — в Соединённых Штатах Америки, в штате Айова. От природы у Эммы был красивый голос; когда она училась в Милане, ей прочили большое оперное будущее. Лучшие театры Европы предлагали ей выгодные контракты. Русский купец, Николай Николаевич Коншин, полюбил певицу и в апреле тысяча восемьсот девяностого года обвенчался с ней в итальянской Флоренции...
Смерть первого сына, Нестора, потрясла Эмму Коншину. Вскоре она приняла православие с именем Ирина и решила навсегда оставить оперную сцену. Коншины уехали в своё имение в селе Ахлебинино. Калужская земля стала для Ирины Яковлевны третьей родиной после США и Италии.
Для начала Коншина организовала в Ахлебинино кустарный промысел народных вышивок, чтобы дать возможность заработать местным крестьянским семьям. Ей удалось привлечь к промыслу около семисот мастериц из шестидесяти девяти местных сёл. Их работы выставлялись и получали высокие оценки на сельскохозяйственных выставках в России и за рубежом. Сама императрица Александра Фёдоровна носила платье, вышитое умелыми руками ахлебининских мастериц. От неё Ирина Яковлевна получила десять тысяч рублей на продолжение и развитие этого дела. На них Коншина выстроила мастерскую, где женщины вышивали, а подростки ткали ковры.
Коншина не жалела средств на нужды Церкви. Особо благодарны были ахлебининцы Ирине Яковлевне за возрождение древней Успенской церкви шестнадцатого века. Многие церковные облачения для храма вышивала сама Ирина Коншина вместе со своими мастерицами. Рядом с Успенской церковью Ирина Яковлевна возвела кирпичную часовню.
В тысяча девятьсот пятом году Коншина открыла в Ахлебинино двухклассную церковно-приходскую школу. Позже школа расширилась до шести классов, в которых обучалось до девяноста учеников. Здесь детям преподавали не только духовные и общеобразовательные предметы, а учили ещё и мастерству: мальчиков — столярному, девочек — художественной вышивке. Церковное пение ученикам преподавала сама Коншина. При школе устроили квартиры для учителей, которые нередко брали под своё покровительство сирот или детей из бедных семей. Позднее этих ребятишек перевели в Детский приют, который Ирина Яковлевна выстроила в полуверсте от Ахлебинина. Сначала там находилось сорок четыре ребёнка, затем их количество увеличилось до семидесяти пяти.
Ирина Яковлевна создала и возглавила Ахлебининское общество трезвости и народную библиотеку, книги для которой она сама отбирала и закупала.
Многие жители Ахлебинина произносили имя своей барыни, «Коншицы-кормилицы», с благоговением. Вот что говорили о Ирине Яковлевне, по воспоминаниям современников, местные крестьяне: «Такой барыни на свете не сыщешь! Больно набожная была, добрейшая! Навеки её помнить будут!»
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!
Улыбка Мадонны. Татьяна Любомирская
«Улыбнется или нет? Да или нет?» — такими мыслями я терзалась, стоя в длинной очереди в пещерном храме Успения Божьей Матери в Гефсимании.
Мы с коллегой были в паломничестве по Святой Земле, и нынешней точкой нашего путешествия была Гробница Богородицы, где Ее пречистое тело пребывало три дня перед вознесением на небо.
Тот, кто бывал в этом храме, помнит узкие врата, пройти сквозь которые можно низко склонив голову, глухой пещерный свод и небольшую подземную церковь. Там, позади гроба Богородицы располагается каменный кивот с чудотворным образом Иерусалимской Божьей Матери. Этот образ ‒ списан с древней иконы, написанной по преданию святым Евангелистом Лукой. И в связи с этой иконой существует одно народное поверье.
— Знаете, паломники стали замечать, что кому-то Божья Матерь, как будто, улыбается, а на кого-то глядит очень строго, — неспешно рассказывала монахиня — экскурсовод, когда мы стояли в огромной очереди к святыне.
Толпа заволновалась. Несмотря на то, что священники осторожно относятся к разным знакам и приметам и большинство из них советуют не принимать всерьез, люди продолжают искать «голос Бога» во всём, что им думается или кажется.
Это происходит непроизвольно, как часть того мысленного диалога, что каждый из нас ведет со своей совестью. Вот и я, стоя в конце очереди, отчаянно вглядывалась в лик Богородицы. Мне очень хотелось увидеть Ее улыбку.
Удивительно, но в какой-то момент действительно показалось, что Божья Матерь улыбается мне. И не просто улыбается, а радостно смеется! Но когда, окрыленная этим видением, я сумела подойти ближе, то увидела на иконе очень серьезное и сосредоточенное лицо. Богородица пристально смотрела на меня, словно хотела спросить: «Что ты ищешь в моей улыбке? Ты хочешь верить, что у тебя какие-то особенные отношения с Богом? И ты права, у тебя действительно особенные отношения с Ним, также как у многодетных родителей свое особенное отношение к каждому ребенку. Ты веришь, что мою улыбку могут увидеть только хорошие люди, и ты хочешь считать себя хорошей. Но ведь твоя жизнь и твои поступки далеко не совершенны, и ты это знаешь. Так что не ищи внешних подтверждений своей, так называемой, "праведности". Я буду улыбаться тебе, как буду улыбаться всем, кто приходит к моему Образу с верой и горячей молитвой. Эту улыбку не обязательно искать на иконе. Ты увидишь ее в своей душе, если совесть твоя чиста, мысли светлые, а сердце наполнено любовью к Богу и людям».
Я прижалась к иконе лбом и молилась о заступничестве Богородицы на моем жизненном пути. А когда этот путь оборвется и начнется другая, неземная жизнь, как было бы прекрасно, если бы при встрече с Божьей Матерью я могла радостно, не пряча глаза и не отворачиваясь от стыда, улыбнуться Ей как самому лучшему другу!
И увидеть ответную улыбку.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
28 марта. О почитании родителей
В 6-й главе Книги Притчей Соломоновых есть слова: «Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей».
О почитании родителей, — священник Иоанн Мазурчук.