
Фото: LePei Visual/Unsplash
Морозным и солнечным утром двадцать первого декабря тысяча девятисотого года две крестьянских девочки из села Ахлебинино Калужской губернии, затаив дыхание, наблюдали, как на площадке возле господского дома восемь крепких молодцев устанавливают огромную красавицу-ёлку. «Раз-два-взяли! Подымай аккуратнее, кому говорю!»- кричал один из них, утирая пот с раскрасневшегося лица. «А вы тут что делаете, птички мои?»- услышали девчушки за спиной красивый женский голос. — «Здесь опасно: не дай Бог, упадёт на вас ветка. Пойдёмте лучше в дом, чай пить. Я вас и мороженой земляникой и пирожными накормлю — у меня всё очень вкусное!»
Это была владелица Ахлебининского поместья — местная благотворительница и просветительница, Ирина Яковлевна Коншина. В народе её прозвали «Коншицей-кормилицей» и «благодетельницей». Она нередко устраивала праздники для детворы из Ахлебинина и соседних деревень. На прощание каждому ребёнку дарила вышивку, игрушку, кулёк конфет с молитвенником и приглашала на следующие мероприятия.
Ирина Коншина, урождённая Эмма Мэршон, родилась далеко от Калужской земли — в Соединённых Штатах Америки, в штате Айова. От природы у Эммы был красивый голос; когда она училась в Милане, ей прочили большое оперное будущее. Лучшие театры Европы предлагали ей выгодные контракты. Русский купец, Николай Николаевич Коншин, полюбил певицу и в апреле тысяча восемьсот девяностого года обвенчался с ней в итальянской Флоренции...
Смерть первого сына, Нестора, потрясла Эмму Коншину. Вскоре она приняла православие с именем Ирина и решила навсегда оставить оперную сцену. Коншины уехали в своё имение в селе Ахлебинино. Калужская земля стала для Ирины Яковлевны третьей родиной после США и Италии.
Для начала Коншина организовала в Ахлебинино кустарный промысел народных вышивок, чтобы дать возможность заработать местным крестьянским семьям. Ей удалось привлечь к промыслу около семисот мастериц из шестидесяти девяти местных сёл. Их работы выставлялись и получали высокие оценки на сельскохозяйственных выставках в России и за рубежом. Сама императрица Александра Фёдоровна носила платье, вышитое умелыми руками ахлебининских мастериц. От неё Ирина Яковлевна получила десять тысяч рублей на продолжение и развитие этого дела. На них Коншина выстроила мастерскую, где женщины вышивали, а подростки ткали ковры.
Коншина не жалела средств на нужды Церкви. Особо благодарны были ахлебининцы Ирине Яковлевне за возрождение древней Успенской церкви шестнадцатого века. Многие церковные облачения для храма вышивала сама Ирина Коншина вместе со своими мастерицами. Рядом с Успенской церковью Ирина Яковлевна возвела кирпичную часовню.
В тысяча девятьсот пятом году Коншина открыла в Ахлебинино двухклассную церковно-приходскую школу. Позже школа расширилась до шести классов, в которых обучалось до девяноста учеников. Здесь детям преподавали не только духовные и общеобразовательные предметы, а учили ещё и мастерству: мальчиков — столярному, девочек — художественной вышивке. Церковное пение ученикам преподавала сама Коншина. При школе устроили квартиры для учителей, которые нередко брали под своё покровительство сирот или детей из бедных семей. Позднее этих ребятишек перевели в Детский приют, который Ирина Яковлевна выстроила в полуверсте от Ахлебинина. Сначала там находилось сорок четыре ребёнка, затем их количество увеличилось до семидесяти пяти.
Ирина Яковлевна создала и возглавила Ахлебининское общество трезвости и народную библиотеку, книги для которой она сама отбирала и закупала.
Многие жители Ахлебинина произносили имя своей барыни, «Коншицы-кормилицы», с благоговением. Вот что говорили о Ирине Яковлевне, по воспоминаниям современников, местные крестьяне: «Такой барыни на свете не сыщешь! Больно набожная была, добрейшая! Навеки её помнить будут!»
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 127 зач., II, 9 - III, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ни для кого не секрет, что люди бывают в разной степени воцерковлены. Будучи крещён в детстве или даже во взрослом возрасте, человек может присматриваться к Церкви очень долго, приходить, задавать вопросы. И кажется, нет ничего сложного в том, чтобы на эти вопросы отвечать. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Глава 3.
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
Человеку, у которого есть дети, довольно часто приходится давать простые ответы на сложные вопросы. Причём простота ответов может зависеть не только от того, что ребёнок чего-то не знает, он может быть не готов к сложному ответу психологически, может не иметь необходимого внутреннего опыта для того, чтобы понять серьёзность аргументов взрослого. Скажем, у многих из нас есть опыт объяснения ребёнку того, что ему нельзя есть много сладкого или долго сидеть у экрана. Аргументы, связанные со здоровьем, нас взрослых вполне удовлетворяют и, кажется, не требуют никаких дополнительных объяснений. Но для ребёнка или даже подростка перспектива проблем со здоровьем обычно ничего не доказывает, потому что у него может не быть опыта серьёзной болезни.
В сегодняшнем отрывке из послания Коринфянам апостол Павел говорит с учениками о том, что его проповедь не была полна и он не мог и не может открыть им всего, потому что они просто не будут готовы этого вместить. Кому-то может показаться, что взрослый человек, в отличие от ребёнка, уже знает достаточно и ему можно всё рассказывать сразу. Однако такой подход очень наивен. Можно сколько угодно рассуждать о браке, о воспитании детей, о героизме в бою и многом другом, но мы понимаем, что слова, не подкреплённые опытом, мало что значат. То же самое происходит в религиозной жизни. Если человек не имеет опыта молитвы, покаяния, жертвенной любви, радости богообщения, ему можно будет с большим или меньшим успехом объяснить лишь форму, но без постепенного обретения реального опыта он не поймёт содержания.
Глядя на Церковь со стороны, человек может смущаться или даже возмущаться её пониманием тех или иных вещей. Может не знать, почему нечто она считает грехом, а другое, напротив, проявлением праведности. Конечно, грамотное объяснение может быть не бесполезным, но всё же подлинное знание духовной жизни открывается через опыт, в котором мы призваны возрастать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Георгий Власенко

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер