Ранним утром третьего декабря 1721 года Анна Магдалена Вильке получила в подарок песню. На прелестную музыку были положены слова:
Желаю счастья в радостный день!
Кто видит Вас в венце и в прекрасном подвенечном платье,
У того сердце радуется.
Тем же утром в церкви немецкого городка Кётен Анна Магдалена обвенчалась с автором этой песни – композитором Иоганном Себастьяном Бахом. Девушке было двадцать лет, Баху – 36.
За полтора года до этого Иоганн Себастьян овдовел и остался один с четырьмя детьми. Когда боль от потери утихла, Бах стал думать о женитьбе. Он не хотел приводить детям мачеху, но и жить один тоже не мог. В это время в Кётен приехала с концертами певица Анна Магдалена – дочь старого приятеля Баха. Несколько раз она заходила в гости к Иоганну Себастьяну. Ей нравилось играть с его детьми, да она и сама походила на ребёнка – старшая дочь композитора была моложе её всего на восемь лет. Это смущало Баха, и всё же он решился сделать девушке предложение. А она решилась его принять.
Вместе с Анной Магдаленой в дом Баха вернулось счастье. Молодая супруга – мягкая, добрая, открытая – полюбила детей. И оказалась отличной хозяйкой. В доме Бахов всегда было уютно, шумно и весело. Одарённая певица, Анна Магдалена стала брать у мужа уроки игры на клавесине. Занятия шли так продуктивно, что скоро она уже исполняла сложные песни с приятными для супругов названиями: «Подари мне своё сердце» и «Если ты рядом».
Вечера были самым любимым временем для семейства Бахов. В гостиной зажигались свечи, Иоганн Себастьян брал в руки скрипку, а жена и дочь пели дуэтом под его аккомпанемент. Под окнами дома тут же собирались слушатели. Половина из них потом заходила в комнаты и садилась ужинать вместе с хозяевами, которые любили гостей.
Бах мечтал дать детям хорошее образование, а потому из маленького Кётена семья перебралась в Лейпциг. С переездом Анна Магдалена потеряла должность певицы и своё жалованье, но она знала, что университетский город необходим детям. А потому без слова упрёка Анна Магдалена собирала вещи. Бах, благодарный жене за понимание, по приезде в Лейпциг, внёс её в новый дом на руках.
В Лейпциге Иоганн Себастьян стал работать музыкантом в церкви и учителем в школе. А Анна Магдалена осваивала трудную профессию мамы. У неё родилось 13 детей. И всё же, когда Бах исполнял в церкви свои новые произведения, Анна Магдалена отправлялась слушать, как она говорила, «главную музыку». Супруга знала её до последней точки, ведь сама помогала Баху переписывать ноты. Причём, с годами почерк жены стал точной копией почерка мужа.
В семье постепенно сложился настоящий домашний оркестр. Дети пели и играли на разных инструментах. Друзья Бахов говорили, что душой этого ансамбля была, несмотря на вечную занятость и очередного младенца, Анна Магдалена. Это была счастливая семья, в которой все любили друг друга, смеялись и плакали вместе. Им было о чём горевать: Бахи похоронили семерых детей. Иоганну Себастьяну часто приходилось ездить в другие города и он иногда брал с собой жену, чтобы дать ей возможность немного отдохнуть. Дети взрослели, разъезжались, у них появлялись свои семьи. Неизменным оставалось только одно – Иоганн Себастьян и Анна Магдалена по-прежнему любили друг друга.
Бах умер в 65 лет. Ослепший после неудачной операции, он долго жил в кромешной тьме. А за десять дней до смерти неожиданно прозрел. Словно для того, чтобы в последний раз насладиться солнечным светом, лицами детей и ненаглядной Анны Магдалены. Когда-то он написал ей песню, в которой были такие строки:
Если ты рядом, я с радостью встречу смерть и вечный покой.
Ах, был бы сладостен мой конец,
когда б твои прекрасные руки закрыли мои верные глаза.
Всё получилось именно так, как хотел Бах.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер