Начало Евангелия Иисуса Христа евангелист Марк связывает с выходом на проповедь человека по имени Иоанн. Сам Иисус позднее говорил о нём как о величайшем из рождённых на земле. Церковная традиция называет его Предтечей или дословно «идущим впереди».
Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное — вот главный призыв Иоанна, на который откликались люди по всей Иудее. Эти слова и являются началом благой вести — Евангелия. По призыву Иоанна люди погружались в воды Иордана, вслух исповедуя свои грехи. Но покаяние, к которому призывал Иоанн, — это не просто перечисление своих дурных поступков. Требовался полный отказ от них в будущем, качественная перемена всей своей жизни.
Евангелисты не дают объяснения феноменальному успеху проповеди Иоанна. Он не был чудотворцем, и не эффектные знамения влекли к нему народ. Поучения его, приведённые в Евангелии, предельно просты и даже могут показаться банальными: делитесь с нуждающимися, никого не обижайте, не клевещите, будьте довольны тем, что имеете. Но люди шли к нему и принимали крещение. Возможно, убедительность слов Иоанна была в его удивительной честности, его правдивости. Он не призывал людей к тому, чему бы он ни следовал сам.
Своё предназначение Предтеча видел в том, чтобы поверившие ему пошли за Иисусом. Когда один из учеников Крестителя, ревниво указал ему на успехи проповеди Иисуса, Иоанн сравнил себя с другом жениха, который устроил свадебное торжество и радуется радости жениха.
Крещение Иоанна Предтечи — это омовение в знак искреннего покаяния в грехах. Его совершает сам человек, ищущий Бога. Но о крещении, которым будет крестить Христос, Иоанн говорил как о действии Самого Господа: «Он будет крестить вас Духом Святым». И перед началом главного христианского богослужения — литургии — священник, приготовив в сосудах хлеб и вино, произносит слова: «Время сотвори́ти Го́сподеви» (то есть, «время творить Господу»). И затем начинается служба, в ходе которой происходит чудо, возможное только действием Самого Бога: приготовленные человеком хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христовыми. Так и Иоанн Предтеча своим крещением готовил людей к тому, чтобы над ними мог действовать Дух Святой.
Программа подготовлена по материалам проекта «Ступени веры» издательства «Никея».
23 апреля. О грехе гордыни
В 21-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых, — грех».
О грехе гордыни, — священник Захарий Савельев.
23 апреля. О творчестве Уильяма Шекспира
Сегодня 23 апреля. В этот день в 1564 году родился английский поэт и драматург Уильям Шекспир.
О его творчестве, — протоиерей Артемий Владимиров.
Испанская икона Божией Матери в Суздале
Испанский образ Божией Матери относится к иконографическому типу Панахранта, что переводится с греческого языка как Всемилостивая. Богоматерь изображена восседающей на престоле. Она царствует во Вселенной, подавая милость всем, кто на Неё уповает. Икона прославилась в восьмом веке. Помолившись перед ней, испанцы победили арабов в битве при деревне Ковадонга на севере Пиренейского полуострова. Так было положено начало реконкисты — возвращения христианами земель, которые захватили мусульмане.
Первообраз Испанской иконы не сохранился, но его многочисленные списки распространились далеко за пределы Пиринеев. Они появились в Византии, а затем и в России. Одна из копий была выполнена в Суздале в конце семнадцатого века. У неё есть одно существенное отличие от оригинала. У ног Царицы Небесной изображён коленопреклонённый человек в простой одежде. Персонаж держит в руках башмачок Пречистой Девы.
Сюжет иконы разъясняется в тексте, который помещён на полях, в фигурной рамке в левом нижнем углу. Там описано одно из чудес, явленных Богородицей от Испанской иконы. По преданию, оно произошло в те времена, когда образ хранился в храме в деревне Ковадонга. В церковь зашёл нищий. Он опустился на колени перед образом Небесной Заступницы и со слезами рассказал Ей о своей горькой участи. И Божия Матерь откликнулась. Она сбросила на руки страждущему свой золотой башмачок.
Бедняк поспешил на ярмарку, чтобы продать подарок Царицы Небесной и купить себе еду. А торговцы решили, что он украл драгоценность! Нищего арестовали и приговорили к казни. Перед смертью несчастный попросил разрешения в последний раз помолиться в церкви у Испанской иконы. Ему позволили. И как только он вознёс молитвы, Божия Матерь сбросила с ноги свой второй башмачок. Так люди убедились, что нищий ни в чём не виноват!
Русские иконописцы отобразили это предание на Испанской иконе Богородицы в 1686 году по заказу Суздальского митрополита Илариона. Образ поместили в Покровском соборе одноимённого монастыря в Суздале. Святыня украшала иконостас слева от Царских врат. После революции 1917 года Испанская икона стала экспонатом музея-заповедника. Сегодня она хранится в Крестовой палате Архиерейского дома, на территории Суздальского кремля.
Все выпуски программы Небесная Заступница