У индийского царя Авенира родился долгожданный сын Иоасаф. Правитель устроил пир, и пригласил на него пятьдесят звездочётов и жрецов, чтобы узнать от них судьбу наследника. О, как хотел Авенир, чтобы жизнь первенца протекала в неге и роскоши! С тревогой он ждал, что предрекут гадатели, и вот, наконец, наимудрейший из гостей взял слово.
Звездочёт:
О могущественный царь, да продлятся твои дни! По воле твоей скажу я слово – прими же его без гнева. Твой сын Иоасаф будет красив лицом и станом, и уже в молодых летах превзойдет разумом убелённых сединами старцев. Болезни обойдут царевича стороной, и войны не потревожат его покоя. Но не твой дворец будет его прибежищем, и иное царство станет его отрадой.
Авенира взволновали непонятные слова мудреца. Царь стал расспрашивать прочих гостей, и индуистские жрецы один за другим высказывались, что, верно, речь идет о религии, которую привез в Индию из далекого Иерусалима иудей по имени Фома. Служители идолов с гневом рассказывали правителю про апостола, который проповедовал Христа-Спасителя, Воскресшего из мертвых и его Небесное Царство. Жрецы были возмущены тем, что уверовав в Бога по слову Фомы, многие соотечественники отвращались от индийских языческих культов и уходили из дома, меняя свой образ жизни. Христиане ниспровергали учение о кастах, и рождённые в высшем обществе отказывались от своих привилегий ислужили низшим, как братьям.
«Неужели и моего сына ждет такая участь?», – вскричал Авенир. Чтобы избавить Иоасафа от чуждого влияния, он воздвиг гонение на христиан. А для наследника повелел выстроить дворец, входить в который могли только самые верные подданные. Царь строго-настрого запретил печалить своего отпрыска и мальчик рос, ни в чем не зная отказа. Но не ведал царевич и свободы, роскошные покои были местом его заключения.
Однажды, уже будучи юношей, Иоасаф вышел за пределы дворца, и увидел на улице старика – немощного, слепого и хромого. Встреча эта потрясла царевича, в страхе он стал расспрашивать своего воспитателя-звездочета.
Иоасаф:
Скажи мне, учитель, отчего этот человек не может ходить и видеть? Почему вид его внушает ужас? Что отняло у него радость?
Звездочёт:
Он просто стар, дитя. Прожитые годы сделали его дряхлым, а пролитые слёзы отняли зрение.
Иоасаф:
Значит, так бывает со всеми? Но что происходит потом?
Звездочёт:
А потом наступает смерть, и никто ее не минует – ни богатый, ни бедный, ни жрец, ни слуга, ни воин.
Иоасаф:
Но зачем тогда жить, если жизнь не имеет смысла? Если смерть поглотит ее без остатка?
Ко многим людям обращался Иоасаф с вопросом, как победить смерть. О терзаниях юноши узнал христианский отшельник Варлаам. Пустынножитель пришел во дворец, назвался торговцем и объявил, что принёс с собой драгоценный камень, но покажет его только царевичу. Когда же Варлаама провели в покои царского наследника, то он стал рассказывать притчи, в которых разными гранями сияла истина христианского учения и благая весть о Воскресении Христовом. Долго слушал царевич пустынника, а затем воскликнул.
Иоасаф:
Я понял, вера во Христа – это и есть твоя драгоценность, и я ее принимаю! С нею и смерть над нами не властна, и не страшит никакое горе!
Предсказание мудреца осуществилось – царевич Иоасаф навсегда покинул дворец. Наследник престола желал иного, Небесного Царства. Он принял Крещение и удалился от людей, чтобы разделить подвиги пустынножительства с Варлаамом. По молитвам юноши ко Христу обратился и его отец. Все трое, ведя праведную жизнь, достигли святости, а значит – преодолели смерть. И ежегодно поздней осенью, 19 ноября, Православная церковь празднует память святых далекой солнечной земли – преподобных отшельника Варлаама, царевича Иоасафа и его отца, индийского царя Авенира.
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема