
Владимирская икона Божией Матери — одна из самых древних в России. По преданию, этот образ написал ещё евангелист Лука. Долгое время святыня хранилась в Иерусалиме. В пятом веке, при византийском императоре Феодосии Втором, её перенесли в Константинополь. А в начале двенадцатого столетия греческий патриарх Иоанн Агапит прислал икону в подарок киевскому князю Мстиславу, сыну Владимира Мономаха.
На Руси святыня стала особо почитаема после того, как благоверный князь Андрей Боголюбский перенёс её из киевского пригорода, Вышгорода, во Владимир. Именно тогда икона получила своё историческое название — Владимирская и распространилась по Русской земле в многочисленных копиях.
Однако, у древней реликвии есть список, созданный ещё во время её пребывания в Киеве. О происхождении этого образа сохранилось предание. Оно повествует, что некий благочестивый киевлянин построил в начале двенадцатого века храм на Подоле — то есть, в низинной части города. Иконы для церкви он заказал Алипию Печерскому — искусному иконописцу того времени. Среди образов, написанных преподобным Алипием, была и Владимирская икона Божией Матери. От списка сразу же стали совершаться чудеса. Когда в Киеве случился пожар, сгорела и церковь, в которой находился образ Богородицы. Сам он при этом остался невредимым.
В начале двенадцатого века святыню перенесли в Ростов Великий. Здесь она также пережила несколько пожаров, но не пострадала от огня. На протяжении столетий Владимирская Ростовская икона хранилась в Успенском соборе, по молитвам перед ней Богородица явила немало благодеяний людям.
К семнадцатому веку древний образ обветшал. В 1686 году иконописные мастера московской Оружейной палаты создали его точную копию. Именно с этим списком Владимирской Ростовской иконы вплоть до 1917 года совершались ежегодные крестные ходы в Ярославль.
После революции святыня, принесённая в Ростов из Киева в двенадцатом веке, исчезла. Список Владимирской Ростовской иконы семнадцатого столетия стал музейным экспонатом. Он и сейчас хранится в государственном музее-заповеднике Ростовского кремля. Что не мешает верующим возносить перед древним образом молитвы Богородице.
Все выпуски программы Небесная Заступница
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема