
В одном из молитвенных песнопений Божия Матерь именуется Радостью всех скорбящих. В конце семнадцатого века эти строки вдохновили иконописца Московской оружейной палаты Ивана Безмина на создание образа Богородицы. Художник изобразил Царицу Небесную в полный рост в сиянии славы, а слева и справа от Неё представил людей, обуреваемых скорбями. Над ними парят ангелы, подавая милость Небесной Заступницы. Здесь же показаны русские святые Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. А также преподобный Феодор Сикеот, живший в шестом веке в Малой Азии и Григорий Декаполит, который подвизался в восьмом столетии на территории современной Турции.
Икону «Всех скорбящих Радость» поместили в московском храме Преображения Господня на улице Большая Ордынка. В 1688 году Божия Матерь явила чудо от Своего образа. Оно произошло при следующих обстоятельствах. Родная сестра патриарха Иоакима, Евфимия Петровна Папина, страдала от неизлечимой болезни. Много лет женщина не вставала с постели. Она уже не чаяла исцеления и только смиренно просила Богородицу облегчить страдания. Пресвятая Дева явилась Евфимии во сне и повелела молиться перед образом «Всех скорбящих Радость». По просьбе болящей священник Преображенского храма привёз икону к ней в дом и отслужил молебен с водосвятием. По окончании богослужения Евфимия Петровна сделал глоток освящённой воды, и почувствовала себя совершенно здоровой.
После этого случая на Ордынку, к иконе «Всех скорбящих радость», потянулись паломники. Образ прославился, как чудотворный. В честь него освятили один из приделов Преображенского храма. В народе церковь стала называться Скорбященской. В начале семнадцатого века был составлен богослужебный чин, посвящённый иконе «Всех скорбящих радость». А в 1866 году профессор Московской духовной академии Пётр Казанский посвятил чудотворному образу проникновенный акафист — поэтическое произведение, которое в знак благоговения принято исполнять стоя.
При советской власти в тридцатых годах двадцатого века Скорбященскую церковь на Большой Ордынке закрыли. Но в 1948 году по милости Божией в ней вновь стали совершаться богослужения. И с тех пор перед образом Богородицы «Всех скорбящих радость» не перестают звучать молитвы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема