
Образ Божией Матери «Прибавление ума» не похож ни на какой другой. Пресвятая Дева изображена в полный рост с Младенцем Христом на руках. Фигуры Матери и Сына закутаны вместе в плащ из золотой парчи. Они стоят на фоне звёздного неба в окружении ангелов. На главах милостивых хозяев Божьего Царства — величественные короны.
Образ Божией Матери «Прибавление ума» был написан в России в семнадцатом веке. Имя автора осталось тайной. Но сохранилось предание об обстоятельствах создания иконы. В нём утверждается, что иконописец жил в Москве в то время, когда патриарх Никон проводил реформу Православной церкви. Предстоятель исправил богослужебные книги и обряды, приведя их к единообразию. У изменений нашлись как сторонники, так и противники. Художник остро воспринял раскол между ними. Он не мог смириться с враждой единоверцев. Читал богословские труды современников и не находил утешения.
Он стал горячо молиться Богородице — просил мудрости, чтобы понять и принять происходящее. Царица Небесная явилась страдальцу в сиянии славы и велела запечатлеть Её образ — таким, каким увидел. Воссоздать необычайное явление оказалось нелегко. Художник штрих за штрихом воспроизводил на иконописной доске подробности чуда и не оставлял молитвы. А закончив работу, почувствовал умиротворение и покой. Иконописец понял, что мудрость обретается не в логических построениях, а в молитвенном сосредоточении. Образ Богородицы, работа над которым исцелила страдание, он нарёк «Прибавление ума».
Также существует предположение, что прототипом иконы могла послужить деревянная статуя Божией Матери, созданная итальянскими мастерами в тринадцатом столетии. Она хранится в городе Лорето на побережье Адриатического моря. Своими очертаниями скульптура, действительно, напоминает иконописный образ «Прибавление ума».
Так или иначе, икона получила широкое распространение в России в восемнадцатом — девятнадцатом веках. Чудотворные списки того времени хранятся во многих храмах и монастырях. Самые известные можно увидеть в Покровском храме города Тутаева и в Тихвинской церкви на проспекте Мира в Москве.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Орден святой Анны». Михаил Тренихин, Алексей Сидельников

Гостями программы «Исторический час» были кандидат искусствоведения, доцент университета имени Разумовского Михаил Тренихин и главный редактор журнала «Коллекция» Алексей Сидельников.
Разговор шел об истории ордена святой Анны, как он появился, как и кому вручался и как в его истории видны изменения, происходившие в обществе Российской империи в 18-19 веках.
Все выпуски программы Исторический час
- «Орден святой Анны». Михаил Тренихин, Алексей Сидельников
- «Развитие железных дорог в России». Александр Музафаров
- «Святой праведный Петр Калнышевский». Наталья Иртенина
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Музыка и вера». Владимир Соколов, Владислав Судаков, Александр Порожный

Гостями программы «Вечер воскресенья» были участники арт-группы «Ларго» Владимир Соколов, Владислав Судаков, Александр Порожный.
Наши гости рассказали, как музыка и пение помогли им прийти к вере и в Церковь, как духовные песнопения стали важной частью их репертуара и как они ощущают явную поддержку от Бога на их творческом пути.
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Почему смерти нет?» Священник Никита Иванов, Алесандр Яценко, Ольга Цой
В этом выпуске священник Никита Иванов, генеральный директор «Похоронного бюро № 1» Александр Яценко и филолог, кандидат искусствоведения Ольга Цой размышляли о том, как принять, что смерти нет, если она всегда рядом.
Все выпуски программы Клуб частных мнений