О Тайне Боговоплощения говорилось во многих текстах Ветхого Завета. За шесть веков до Рождества Христова предсказание о Нём прозвучало в библейской книге пророка Даниила: «Камень оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана и разбил его... И сделался великою горою и наполнил всю землю». Так образно древний праведник описал появление на свет Спасителя, Который вывел людей к свету Богопознания и упразднил идолопоклонство.
Камень, чудом отсечённый от скалы, стал символом Рождения Спасителя от Пречистой Девы. Этот образ нашёл своё отражение и в иконописи. В шестнадцатом веке в России появился образ Богородицы, именуемый «Гора Нерукосечная». Один из самых древних образцов этого иконографического типа — реликвия, созданная для Преображенского собора Соловецкого монастыря. Божия Матерь представлена сидящей на царском троне с Богомладенцем на руках. Её одежда украшена изображением горы и сложным волнообразным рисунком, олицетворяющим пребывание в Небесном Царстве. О райском саде напоминает также растительный орнамент в нижней части иконы и на троне Пречистой Девы.
Соловецкий образ Божией Матери «Гора Нерукосечная» почитается чудотворным. Немало исцелений совершилось и по молитвам перед списком иконы в Ярославской церкви Ильи Пророка. Изображение создал Иван Духовской. У этого образа есть своя особенность — над троном Богородицы парит ангел, держащий в руках Распятие. Так ярославский иконописец напомнил о цели Боговоплощения — спасении людей через Крестную смерть Иисуса Христа.
Древние иконы неспроста изобилуют множеством символов. В то время, когда они создавались, многие люди не владели грамотой и не могли прочесть Священное писание. Святые образы в храмах и домашних киотах становились для них бессловесной проповедью. Да и тем, кому доступно духовное чтение, иконописные шедевры помогали постигать библейские тайны. Один из таких источников богословия в красках — икона Божией Матери «Гора Нерукосечная».
Все выпуски программы Небесная Заступница
12 декабря. О подвиге Святого Авива

Сегодня 12 декабря. День памяти священномученика Авива, епископа Некресского, жившего в шестом веке.
О его почитании — священник Стахий Колотвин.
13 преподобных ассирийских отцов, которые спустя два века после равноапостольной Нины, можно сказать, заново просветили Грузию, которая погрязла в суевериях, которая была под персидским владычеством, и насаждалось зороастрийство, и поэтому многие люди из страха отступили от Христа. Пришли, поселились в монастыре, в одном Зедазени, на горе, на высокой, а потом разошлись по разным уголкам Грузии. И вот на восток пошёл преподобный Авив Некресский.
Тем не менее, в отличие от большинства преподобных отцов ассирийских, он почитается не в лике преподобных. Почему? Потому что он был избран епископом. Это было время, когда Грузия — сильное государство, пусть и маленькое — в эпоху равноапостольной Нины была полностью покорена могущественной персидской державой, и поэтому, как вот новомученики и исповедники в XX веке, кто становился епископом в годы советских гонений, уже подписывали себе смертный приговор, так и три преподобных отца ассирийских стали епископами, но только один из них — Авив Некресский — стал мучеником, пострадал за Христа. И его тело за такой великий подвиг было абсолютно нетленным, что даже и звери, и птицы его не тронули. Его смогли предать погребению, но уже не в родном Некресском монастыре на кахетинских солнечных склонах, а в центральном грузинском монастыре Самтавро, где покоятся мощи первых православных грузинских царей Мариана и Наны.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 декабря. О творчестве Владимира Шалинского

Сегодня 12 декабря. В этот день 100 лет назад родился композитор Владимир Шаинский.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Отказать в талантах Владимиру Шаинскому никак нельзя. Благодаря его оптимизму жизненному, юмору, умению с детьми говорить детским языком он достиг такой степени известности и популярности, которая современным песенникам и не снилась. «Крокодил Гена», «Чунга-Чанга», «Облака — белогривые лошадки», «Дождь пойдёт по улице», «Старуха Шапокляк», «Не плачь, девчонка», «Птицы счастья завтрашнего дня», «Уголок России», «Отчий дом» — эти произведения исполнялись миллионами, слушали — десятками миллионов, и все они родились в сердце человека, который никогда не унывал и стремился видеть светлую сторону жизни, не склонен был к депрессии, к негативу. «Именно по плодам познаётся всякое древо», — говорит Спаситель. Возможно, Владимир Шаинский был человеком далеким от Церкви, но и поныне дети всех наций, званий, состояния, а значит, и крещёные детки влюблёнными глазами смотрят, как по лужам шагает Крокодил Гена, как Чебурашка распевает добрые песенки, и мы с вами не можем не отдать дань песенникам той уже ушедшей культуры, которые много потрудились для созидания человеческой души, её веры в добро, взаимопомощь, товарищество, а значит, помогали человеку стать личностью.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 декабря. О заповедях Божьих как основе гражданского закона
Сегодня 12 декабря. День Конституции Российской Федерации.
О заповедях Божьих как основе гражданского закона — протоиерей Михаил Самохин.
Наше Отечество получило представление о правовой системе из Византии вместе со Святой Православной Верой. И хотя «Русская правда» и соборные уложения средневековой Руси, конечно, не кодекс Юстиниана, смысл заложенных в них установлений также имеет в своей основе отсылку к заповедям Божиим как к основе всякого закона.
Сама идея человеческого достоинства основана на том, что человек сотворён по образу Божию, а право на жизнь и правосудие основаны ещё на Ветхозаветном, Моисеевом законе и других установлениях Священного Писания. Самое же главное христианское основание любого закона заключается в самой вере в то, что помимо земного суда есть Суд Божий, который невозможно оспорить, а решение которого сколь милостиво, столь и справедливо. Будем же помнить об этом и стараться реже нарушать законы, земные и небесные.
Все выпуски программы Актуальная тема











