
В собрании Государственной Третьяковской галереи хранится редкая икона Божией Матери с поэтическим названием «Дверь Небесная». Образ относится к иконографическому типу Оранта, что в переводе с латыни означает Молящаяся. Руки Пресвятой Девы подняты к небу в молитвенном жесте. На груди у Неё — Богомладенец в сияющей сфере. По обе стороны Богородице предстоят святые. За спиной Божией Матери видны стены города, олицетворяющие Небесный Иерусалим.
Приснодева Мария представлена на иконе между миром Горним и земным. Она — словно Дверь, через которую Сам Бог пришёл к людям. Впервые такое сравнение прозвучало ещё в библейской книге пророка Иезекииля в седьмом веке до Рождества Христова. Позднее эту мысль развили христианские богословы и отразили в своих творениях иконописцы.
На Руси икона «Дверь Небесная» появилась в шестнадцатом веке. Именно к этому времени относится список, хранящийся в Третьяковской галерее. Он был создан в Пскове в те дни, когда город осаждали войска польского короля Стефана Батория. Горожане со слезами обратились тогда за помощью к Небесной Заступнице, и Она отворила молящимся двери своего милосердия. Псков стал бастионом, о который разбилась волна неприятельского нашествия.
В Третьяковскую галерею образ «Дверь Небесная» попал после революции 1917 года из собрания художника и коллекционера Ильи Остроухова. В конце девятнадцатого века он приобрёл немало уникальных икон в экспедиции по Русскому северу. Выставка коллекции Остроухова в 1902 году всколыхнула в обществе интерес к древнерусской Иконописи. Тогда было написано немало статей о том, каких богословских глубин смогли коснуться в своих работах прежние мастера. Один из образцов их высокого искусства — икона Божией Матери «Дверь Небесная».
Все выпуски программы Небесная Заступница
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
1000 мешков цемента для храма Казанской иконы Божией Матери в селе Курба

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области – уникальный памятник русского зодчества, построенный в 1770 году и чудом устоявший до наших времён. Он выделяется своей необычной архитектурой и древними росписями ярославских мастеров. Всего сохранилось более 350 фресок!
Уцелела и местная святыня – чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в 17 веке. В 20 столетии, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Так, благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих. Когда Казанский храм восстановят, святыня вернётся домой.
Возрождением Курбской церкви занимается фонд «Белый ирис». Стараниями фонда и всех неравнодушных людей она обрела новую жизнь. Был разработан проект реставрации и проведена полная консервация: установлена временная кровля, заколочены щитами окна и двери. Всё это помогает задержать разрушение храма и защищает его от снега и дождя.
Своё 255-летие святыня встречает новым этапом восстановления – фонд начинаетдолгожданную реставрацию! Основа любого здания – это фундамент, именно с его укрепления стартуют работы. На это потребуется около 300 тонн цемента. Как только установится тёплая погода, мастера-реставраторы примутся за дело. 681 рубль – столько стоит один мешок цемента вместе с транспортными расходами. Фонд «Белый ирис» ведёт сбор на первую тысячу мешков.
Присоединяйтесь к помощи уникальному Казанскому храму. Сделать благотворительный взнос на мешок цемента можно на сайте фонда.