В доме ставропольского купца Игнатия Иудовича Волобуева царила радостная суета. Мылись полы и окна, чистились ковры и мебель, до блеска начищались медные канделябры и столовое серебро. Хозяин ждал гостя, да какого! В город приезжал владыка — епископ Иеремия Соловьёв. Он был назначен на Кавказскую и Черноморскую кафедру, образованную только что, в 1843-м году, с центром в городе Ставрополе. Епархиального дома в городе ещё не было, и когда губернские власти в спешном порядке решали, где поселить архиерея, Игнатий Иудович предложил свой двухэтажный особняк. «На время, — сказал он. — А потом настоящее архиерейское подворье в Ставрополе выстроим!»
Так и случилось. В 1846 году Игнатий Волобуев выкупил две соседствующие усадьбы в Кузнечном переулке, и вместе с третьей, принадлежавшей ему, безвозмездно передал их под устройство Епархиальной канцелярии и архиерейского дома. Здесь же на пожертвования купца была устроена домовая епархиальная Воздвиженская церковь.
Игнатий Иудович приехал на Ставрополье из Черниговской губернии ещё ребёнком вместе с родителями — крестьянами, отправившимися на поиски лучшей доли в хлебные и гостеприимные южные края. Семья Волобуевых поселилась в станице Новомарьинской неподалёку от города. Родители возделывали плодородную землю, а маленький Игнатий пас коров. Повзрослев, Игнатий пошёл работать на городские каменоломни. Изучив до тонкостей дело и подзаработав, решил выбиваться в люди. И через несколько стал преуспевающим строительным подрядчиком и богатым человеком.
В 1843-м, за год до приезда в Ставрополь архиерея, на Крепостной горе был заложен Казанский кафедральный собор. Игнатий Волобуев сделал щедрое пожертвование на его строительство. А когда в 1847 году собор был построен, позаботился о его внутреннем убранстве, подарив храму золотые и серебряные оклады для икон и богослужебные предметы для алтаря.
Ещё один городской собор — Троицкий — получил в дар от Игнатия Иудовича золочёный иконостас и колокола. В 1848 году на окраине Ставрополя Волобуев построил Иоанно-Предтеченский храм, вокруг которого впоследствии образовался женский монастырь.
Игнатий Иудович не получил в детстве никакого образования и с трудом умел читать и писать, чего всегда очень стеснялся. Именно поэтому он хотел, чтобы крестьянские дети и дети бедняков могли учиться. Хлопоча об открытии в городе мужской гимназии, Волобуев прежде всего позаботился о том, чтобы в ней было достаточно бесплатных мест, которые он обеспечивал за собственный счёт. На личные средства Игнатий Иудович открыл и «Практическую школу шелкопрядов», высадив специально для этого большой тутовый сад. Здесь юноши бесплатно обучались хорошей, доходной профессии, а особенно прилежные и увлечённые получали от Игнатия Иудовича небольшой капитал для начала собственного дела.
Все эти полезные начинания Волобуев учреждал помимо своих основных обязанностей — Игнатий Иудович был городским головой. Избирался он на эту почётную должность четырежды. И ни разу не подвёл горожан, относясь к руководству городом не как к казённой должности, а как к призванию. Поэтому и деньги на благоустройство брал чаще всего не из скудной казны, а из собственного кармана. Торговые ряды, Дворянский пансион, театр — всем этим Ставрополь обязан именно Волобуеву.
Сам же Игнатий Иудович, по видимому, человеком был скромным — не сохранилось ни одного его портрета, хотя дагерротипная фотография в те годы уже была распространена, и Волобуев наверняка мог себе позволить такую роскошь. Но он предпочёл запомниться другим — добрыми делами на благо города и людей, живущих в нём.
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия