
В 1845 году санкт-петербургский литературный журнал «Маяк» напечатал заметки об Афоне. Их автором был святогорский иеросхимонах Сергий (Веснин). Спустя годы журнал попал в руки Николаю Добролюбову. Прочитав заметки, критик так отозвался на них: «Превосходно! Так просто, искренно, чистосердечно, наивно, но вместе с тем умно и благородно рассказывает Святогорец». Сегодня, спустя более полутора века, современный читатель имеет возможность согласиться или не согласиться с критиком — те самые заметки иеросхимонаха Сергия (Веснина) под названием «Тайны и чудеса Святой горы Афонской» выпустило издательство «Воскресение».
Открыв книгу, мы погружаемся в мир, ничем не напоминающий нашу шумную и суетливую обыденность. Мир, в котором происходят чудесные события и живут необыкновенные люди — афонские монахи. В книге собраны истории из жизни обитателей Святой горы, афонские предания и притчи, рассказы о святынях Афона, жития подвижников, со многими из которых автор, отец Сергий (Веснин), был лично знаком. Стоявший в 19 веке у истоков возрождения русского афонского ПантелеИмонова монастыря, отец Сергий был широко известен как духовный писатель. Причём, его произведениями восхищались не только люди церковные, но и светская публика того времени. Писателя-святогорца лично знал и глубоко почитал и как духовное лицо, и как талантливого литератора, Николай Васильевич Гоголь. Кстати, многие отмечали, что в художественном плане проза иеросхимонаха Сергия близка к гоголевской.
Рассказывая притчи и чудесные истории, автор книги «Тайны и чудеса Святой горы Афонской» не забывает живописно обрисовывать афонскую местность — то густой лес, то каменистую пустыню, то отвесные скалы, у подножия которых шумит море. Описания эти придают повествованию особый колорит и атмосферу, а по слогу удивительно поэтичны.
Автор рассказывает о святогорских подвижниках. Старцы — отшельники, живущие в хижинах-каливах на скалистых склонах, в каменистых пустынях и дремучих лесах — всегда оставались одной из главных тайн Святой Горы. Иеросхимонах Сергий (Веснин) поведал читателю о некоторых из них. Эти рассказы одновременно и увлекательны, и глубоко назидательны. А благодаря своей чуткости и литературному дару отец Сергий даёт нам возможность самостоятельно извлекать мораль из прочитанного и посвящает в «Тайны и чудеса Святой горы Афонской».
Спасо-Преображенский кафедральный собор — Димитровград

Преображенский кафедральный собор Димитровограда, города в Ульяновской области, был построен совсем недавно — в 2007 году. Однако, история его уходит корнями в девятнадцатый век, в то далёкое время, когда на территории современного города находилась деревенька Мелекесс. В 1859 году она стала селом, поскольку здесь появился первый деревянный храм. Его посвятили Николаю Чудотворцу.
По праздникам маленькая церквушка не вмешала молящихся и жители Мелекесса решили поставить ещё одну, на этот раз каменную. Главным жертвователем стал купец первой гильдии Николай Масленников. Он не только оплатил материалы и работу мастеров, но и отдал свой дом для проживания духовенства.
В 1879 году каменный храм освятили и он также получил имя Николая, Угодника Божия. Десять лет в Мелекессе существовало два Никольских прихода. Деревянную церковь в народе называли Староникольской, а каменную — Белой. Оштукатуренные стены заботливо белили весной и осенью и храм неизменно сохранял праздничный вид.
В 1889 году деревянный храм сгорел при пожаре. Белая церковь стала центром общественной жизни Мелекесса. При ней открылась школа и заработала библиотека. В день памяти святителя Николая, 19 декабря, в селе устраивали ярмарку, на которую съезжалось множество гостей из окрестных деревень. Празднование совершалось каждую зиму вплоть до революции 1917 года. Безбожники, захватившие власть в России, закрыли Никольскую церковь, а в 1939-м — снесли. Там, где стоял Белый храм, устроили парк.
Но через шестьдесят лет верующие получили разрешение возродить утраченную святыню. Первые молебны служили под открытым небом на месте снесённой церкви. В двухтысячном году в парке поставили часовню во имя Казанской иконы Божией Матери, а ещё через семь лет здесь возвели великолепный кирпичный храм в честь праздника Преображения Господня. За яркий цвет стен его называют Красным.
Мелекесс к этому времени получил статус города и новое имя — Димитровград. В 2012 году он стал центром Мелекесской православной епархии. Кафедральным, то есть главным её собором считается Спасо-Преображенский храм — Красная церковь, что выросла на месте утраченной Белой в самом сердце города.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Счетоводы чужой любви. Анна Тумаркина

Анна Тумаркина
Однажды я мысленно осудила приятельницу за недостаток любви. Мы давно не виделись до этой встречи. Полтора года назад она вышла замуж, и сейчас рассказывала мне, как обживается в новой семье, на новом месте, как привыкает к особенностям супружеской жизни, как они с мужем придумывают друг другу ласковые прозвища и вместе ходят на концерты. Среди прочего знакомая обмолвилась:
— Я ненавижу убирать в квартире. Идеальный порядок мне не нужен, а муж и сам всё умеет.
Я ничего не сказала, но в глубине души стала порицать её. Муж ведь приходит домой с работы голодный, уставший, а она ... Может быть, и готовить тоже не любит?
— Готовить тоже не люблю! -— сказала знакомая, упредив мой вопрос, -— еда всегда в холодильнике, можно разогреть. К тому же муж готовит гораздо лучше меня.
«Точно, -— подумала я, -— только о себе думает. И ленивая. Мало в ней любви, любовь бы справилась с ленью».
Наверное, осуждение, кипевшее внутри меня, проявилось на моём лице. Девушка опустила глаза и погрустнела. Видимо, сама понимала, что недостаточно уделяет мужу внимания. А потом проговорила полушёпотом:
— Мы полгода назад ребёнка потеряли.
И тут уже стыдно стало мне. Ведь я всерьез осудила её: что не хватает любви у девушки, не умеет любить. А у неё просто не хватало физических и душевных ресурсов на быт, потому что ещё не оправилась от тяжёлой потери. Ведь и так поддерживала мужа, как могла: добрым словом, улыбкой, лаской. Давала столько любви, сколько могла, а иногда и больше, чем могла.
Внезапно пришло осознание: грешно, преступно быть счетоводом чужой любви. Указывать другим, как правильно или неправильно любить, считать, мол, этот любит больше, эта -— меньше и наоборот... Любовь -— самое святое и настоящее, что есть в человеке. Но мера и способы проявления любви у каждого свои. Вспомнила историю о двух лептах вдовы из Евангелия от Луки. Наверное, те фарисеи, что смотрели, как она опускает в сокровищницу две лепты, тоже думали про себя, что недостаточно у бедной женщины любви, только о себе и думает.
Так Господь научил меня, как важно не считать чужие душевные и духовные богатства. Лучше обратиться к своим. И как можно чаще пополнять Божественную сокровищницу.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
23 октября. О взаимоотношении Лиц Святой Троицы

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Всё предано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть».
О взаимоотношении Лиц Святой Троицы – епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Все выпуски программы Актуальная тема