Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

Семейный час

«Идеальная православная семья — иллюзия или реальность?»

«Идеальная православная семья — иллюзия или реальность?»


У нас в гостях был клирик храма святителя Тихона Патриарха Московского в северном Тушине священник Платон Мурашкин.

Мы размышляли с нашим гостем о том, существуют ли идеальные семьи, стоит ли переживать, если семья далека от идеала, а также о чем христианину стоит не забывать, чтобы семейная жизнь приносила радость.

Ведущие: Александр Ананьев, Алла Митрофанова


А. Ананьев:

— Добрый вечер, наши идеальные, идеальные слушатели Радио ВЕРА!

С вами — идеальная ведущая программы... идеальной программы «Семейный час» Алла Митрофанова...

А. Митрофанова:

— Ой-й... мне даже страшно, после таких слов... вот... идеальный ведущий Александр Ананьев — под этим я готова подписаться.

А. Ананьев:

— ... и идеальный гость — клирик храма святителя Тихона, Патриарха Московского, в Северном Тушине, директор автономной некоммерческой организации социальной службы поддержки нуждающимся «Помощь придёт!», священник Платон Мурашкин.

Отец Платон, здравствуйте! Добрый вечер!

О. Платон:

— Здравствуйте!

А. Ананьев:

— Впервые Вы — в идеальной программе «Семейный час»!

О. Платон:

— Рад чувствовать себя... идеальным!

А. Ананьев:

— Слушайте... я, вот, ехал сегодня на программу, и думал... знаете, о чём? Что бы мы ни делали, мы же хотим, чтобы это было идеально, правильно?

Мы приходим в магазин одежды, и выбираем идеальные... там... ботинки, и идеальные штаны. Мы задумываем строить дом — мы же хотим построить не дом... там... абы какой, несовершенный... мы ж хотим идеальный дом!

Когда мы идём к парикмахеру, мы ж не хотим, чтоб он нам сделал средненькую причёску — мы хотим, чтобы он нам сделал идеальную причёску. То есть, самую-самую-самую хорошую.

То есть, стремление к идеальному заложено в нас изначально. И, в принципе, чаще всего, у нас это получается.

А. Митрофанова:

— А откуда ж тогда берётся реакция «и так сойдёт...»?

А. Ананьев:

— Реакция «и так сойдёт»...? Ну... она рождена смирением христианским в душе христианской, когда ты понимаешь, что получилось так, как получилось, ничего изменить ты уже не можешь, и ты благодаришь Господа за то, как оно есть, и говоришь: «Ну, ладно... и за это спасибо». Но это — другая тема. Я сейчас говорю об идеалах!

Почему же тогда в мире не существует ни одной идеальной семьи?

Идеальные ботинки существуют... идеальные штаны существуют... даже идеальные причёски существуют ( стоит в этом убедиться, посмотрев на причёску Алла Митрофановой! )... а, вот, идеальных семей — нет.

Собственно, об этом мы и хотим поговорить сегодня с нашим гостем. Возможна ли, в принципе, идеальная семья, и стоит ли переживать, если моя семья далека от идеала?

Отец Платон... начнём, вот, с какого вопроса. Вы видели своими глазами идеальную семью?

О. Платон:

— Этот вопрос... нужно начать с терминологии.

Во-первых, само понятие «идеальное». В принципе, ведь, человек, созданный по образу Божьему, созданный по образу Идеального, принципиально, сам стремится к идеалу. И это — нормально. Вот, если в человеке этого нет, то это уже плохо.

Но, в то же время, какие формы приобретает это стремление? Потому, что... если человек, вот, пришёл в магазин, и... он, конечно, выбирает самое лучшее. Учитывая свой бюджет.

А. Ананьев:

— Ну, конечно... соотношение «цена-качество» должно быть идеальное!

О. Платон:

— Вот! И, то же самое, строя дом... или, допустим, приобретая машину... или пытаясь написать диссертацию... он тоже старается сделать, как можно лучше. И это — тоже в порядке вещей. Это нормально. Вот, если бы этого не было, то, принципиально, прогресса... допустим, там, научного, технического... там... в сфере искусства... и так далее... его бы не было. Но, ведь, он — есть. Мы с вами это видим собственными глазами. Что, если сто лет назад ездили на телегах, то сейчас — тоже ездят на телегах, но совершенно других.

И, поэтому, стремление к лучшему — оно есть, в каждом человеке заложено, но, при этом, оно может принимать самые разные формы.

И, вот, именно, в том, как человек переживает этот идеал, для чего ему этот идеал нужен, и другие... вот, эти, вот... обертона — они, на самом деле, являются решающими.

То есть, стремление к идеалу есть в человеке, оно должно быть — это нормально, это в порядке вещей. А уже интерпретация самого человека — она наносит свои тона, и «на гора» мы получаем... ну... совершенно разные картины.

Насчёт идеальной семьи... ну, тут опять возникает вопрос: вот, идеальная семья... идеальная — для кого?

А. Ананьев:

— А... я Вам поясню, что я имею в виду.

Я имею в виду не... как это... вот, сейчас запретили половину соцсетей — и ты уже не можешь дать определения, вот, этим фотографиям, но была у нас социальная сеть, в которой публиковались фотографии. И, чем более красочные и профессиональные фотографии — тем более радостные у тебя были подписчики.

И, вот, были... есть семьи... я знаю, есть такие семьи, которые, раз в год... или... там... два раза в год... надевают самое красивое ( причём, желательно, одного цвета — муж... жена... дети... собака..." — они все надевают одинаковое, и идут в профессиональную фотостудию, платят огромные деньги... даже деньжищи... фотографу... он выставляет идеальный свет, и делает фотографию. И они там... такие... расслабленные какие-то... такие... идеальные... и получается — идеальная семья. И они потом вешают эту идеальную фотографию в эту социальную сеть, и все говорят: «Вау! Какие вы идеальные!»

Вот, я сейчас не про это говорю.

Я сейчас говорю... знаете... о ноющем понимании... у меня так часто бывает... ноющем понимании таком: «Господи... что ж — у всех людей, как у людей? А у нас всё... как-то криво...» — вот, это...

А. Митрофанова:

— И вопросительно посмотрел на меня...

А. Ананьев:

— Да-да, я осторожно... потому, что я тебе такого никогда не говорил, да?...

А. Митрофанова:

— Я не слышала...

А. Ананьев:

— Да... но, вот...

А. Митрофанова:

— Но ты так думаешь, периодически? Это, просто, мне важно знать... что... ну... такие мысли у тебя бывают.

А. Ананьев:

— Да... да... такие мысли иногда бывают... слушай, я тебе больше скажу! Такие мысли бывают у всех!

Наш звукорежиссёр Алексей — его не отпускают эти мысли! У отца Платона, наверное, тоже бывают такие мысли: «Что ж, у всех, как у людей, а у меня, вот... как-то...»

О. Платон:

— Регулярно!

А. Ананьев:

— Вот!

А. Митрофанова:

— Слушайте... только у меня, похоже, таких мыслей не бывает!

О. Платон:

— Ну, вот, это, как раз... диагноз идеальной семьи! Если Вы этим вопросом не задаётесь, значит, она у Вас есть — идеальная семья!

А. Митрофанова:

— А... нет... я, правда... я по другой причине этим вопросом не задаюсь. Мне кажется... сравнение некорректным.

О. Платон:

— Сравнение — чего с чем?

А. Митрофанова:

— Своей ситуации с ситуацией других людей... и так далее...

О. Платон:

— Вот, это, как раз, то, что я хотел сказать.

На самом деле, может быть, в этом и заключается идеал семьи, когда человек живёт в своей семье, строит свою семью, и не обращает внимания, как живёт Марья Ивановна с Петром Петровичем. Потому, что это — их семья. А это — наша семья.

И, когда мы начинаем сравнивать две семьи, мы сравниваем два совершенно разных мира, которые между собой соприкосновение могут иметь только в том, что они в одном подъезде живут. А больше ничего общего нет!

Тут, на самом деле, каждый человек — он для себя решает, что должно быть, как должно быть, и это строит. Но если только он начинает оглядываться вокруг, то он попадает в ту ситуацию, как... вот... я не помню... стихотворение детское... не могу название вспомнить. Ну, там девочка нарисовала рисунок — девочку с бантиком. И, вот, смотрит один, и говорит: «Слушай, отлично нарисовано! Но бант надо убрать». Она, взяла, стёрла. Посмотрел другой: «Отличный рисунок! Но нужен бант». Она нарисовала бант... И, вот, после 3-4 таких дорисовок и стираний, получилась дырка, и рисунок был испорчен.

И, вот, чтобы не попасть в роль такой девочки, которая слушает тех, кто рядом, нам нужно, всё-таки, действительно, создавать свой рисунок, создавать свою семью.

И, при этом, конечно, человек, как существо, принципиально воспитуемое, обучаемое, и, в общем-то, способное к росту и стремящееся к росту... ну... всё-таки, какие-то ориентиры должны быть у человека, и он, всё-таки, какие-то идеалы для себя имеет. Что: «Да, вот, я хочу... мне нравится, как, вот, эта семья существует, как эта семья существует...» — он какие-то категории берёт, и старается их скопировать у себя. Но это не является какой-то точной копией — это всегда некая переработка тех принципов... общения...

Я, вот, например, слышал про одну семью, где папа... ну, он, такой... немножко, как... на сержанта похожий. И он на двери ванной повесил график, где... вот... квадратики были заполнены, и, вот, каждый следующий день следующий ребёнок должен был... там... протирать пол. И наводить порядок по всей квартире.

Квартира была немаленькая, детей — шестеро...

А. Ананьев:

— Вот... это прекрасная практика! У нас, вот, буквально, вчера, на Вашем месте, сидел протоиерей Александр Никольский, отец десятерых детей — у них, ровным счётом, такой же график. Причём, неважно — экзамен у ребёнка, не экзамен... сольфеджио... специальность... по графику тебе мыть посуду и убираться на кухне — будь любезен. Точка.

О. Платон:

— Так! Но... могу сказать, что так у меня, с четырьмя детьми, не получилось. Ну... мало того — я не хотел это себе в практику завести.

Не знаю... может быть, родили бы пятого — и это б само утвердилось бы у нас. Возможно. Но, так или иначе... вот... берётся практика, перерабатывается, и усваивается себе. Я взял самый простой вариант — специально, чтобы не углубляться в какие-то детали, подробности... но, мне кажется, что именно так и происходит.

И недостижение идеала, для меня... вот, лично по моим взглядам, по моим наблюдениям — оно начинается, именно, с того, что муж и жена этот идеал видят по-разному. Потому, что основа семьи — это муж и жена. И, на мой взгляд, главные в семье — это три существа: Бог, муж и жена. Вот, когда, вот, эта, вот, троица — есть, то всё остальное будет... так или иначе, но обязательно будет получаться.

А. Ананьев:

— Так, эта троица всегда есть! Бог — всегда есть, муж — всегда есть, жена — всегда есть.

О. Платон:

— Хорошо... скажем по-другому. С Вашими словами не поспоришь.

Отношения внутри этой троицы — они являются решающими. Потому, что твёрдость семьи, единство, общность — оно, всё-таки, начинается именно с предстояния мужа и жены перед Богом.

А. Ананьев:

— Однако! Поправлю... не поправлю, а предложу своё видение, которое мне подарил дорогой моему сердцу священник, который хорошо разбирается в вопросах семейного устроения.

Не муж и жена стоят пред Богом, но муж стоит пред Богом, а жена стоит — за мужем, и верна, и следует — именно, мужу. И если муж следует Христу, а жена следует мужу, вот, тут — та-дам! салют и звёзды на ночном небе! — семья идеальная.

А. Ананьев:

— «Семейный час» на Радио ВЕРА.

Алла Митрофанова, Александр Ананьев и клирик храма святителя Тихона, патриарха Московского в Северном Тушине священник Платон Мурашкин.

И батюшка до сих пор не может отойти от моего, вот, этого, вот, бесстыжего, вызывающего... так сказать... неосторожного утверждения, что, мол, в идеальной семье — это лишь муж должен стоять пред Богом, а для жены образом Бога является муж, и она должна...

Не смотри на меня с таким осуждением, Алла Сергеевна Митрофанова!

... а жена следовать должна мужу. И это есть модель идеальной семьи.

О. Платон:

— Александр, на самом деле, достаточно часто я встречаюсь с той ситуацией, которая произошла сейчас в этой студии замечательной, когда... я просто не успел это сказать.

А. Ананьев:

— Так... а Вы тоже хотели так сказать?

О. Платон:

— Да.

А. Ананьев:

— У меня, прям, отлегло от сердца!

И... я Вас не расстроил? Я очень боялся Вас расстроить этим утверждением, что, мол, для жены-то Бога не существует!

О. Платон:

— Вы — смелый человек! Боялись, но сделали.

А. Ананьев:

— Я — женатый, мне можно... я... да... отважный, в общем-то... в каком-то смысле...

О. Платон:

— Ну... я тоже!

А. Митрофанова:

— Ну... для жены Бога не существует... давайте, с этим, всё-таки, поосторожнее! Потому, что у Господа Бога... у каждого человека с Господом Богом свои, всё-таки, личные отношения.

О. Платон:

— Бесспорно. И, когда мы говорим «для жены Бога не существует», можно сказать по-другому: для жены Бога не существует, в обход мужа.

А. Ананьев:

— Да.

О. Платон:

— Вот, именно, так. То есть, всё-таки, первопредстоятель в семье, являющий образ Бога Отца — это муж.

А. Митрофанова:

— А что делать тем женщинам, у которых мужья неверующие?

О. Платон:

— Ну... Вы знаете... это уже... чаще всего, это — частная практика, которая решается в каждом отдельном случае на исповеди со священником. Потому, что тут, конечно, требуется... такой... высший пилотаж, чтобы, с одной стороны, вот, это право мужа на решение вопросов не узурпировать, и, в то же время, сохранить все черты, именно, боголюбивой семьи, боголюбивой жены.

Вот, тут уже требуются некие, такие, фигуры высшего пилотажа, которые вынуждена такая женщина совершать... как говорит поговорка наша русская, чтобы и волки были сыты, и овцы были целы.

А. Ананьев:

— Треугольник, Алла Сергеевна, это самая устойчивая фигура в геометрии, в архитектуре, в механике... и, неважно, где.

Муж и жена — снизу, Господь Иисус Христос — сверху, и, вот, этот устойчивый треугольник — и есть идеальная семья.

А. Митрофанова:

— Я понимаю... Я вопрос задаю...

А. Ананьев:

— Если Христа в этой парадигме нету — нет Ему места! — значит, она, просто неустойчивая фигура — и всё.

А. Митрофанова:

— А... когда для жены отношения с Богом важны, и в иерархии смыслов на первом месте, для мужа... этой системы смыслов, и этого измерения — его просто не существует.

О. Платон:

— Так и есть.

А. Митрофанова:

— Вот, что тогда... в этой ситуации — как тогда быть? То есть, жена, получается...

А. Ананьев:

— Слушайте...

А. Митрофанова:

— ...волей или неволей... для своих детей может оказаться проводником Господа Бога в их жизнь! То есть, не муж, а, именно, жена! Но это... тогда... просто сносит всю ту субординацию, о которой вы сейчас говорите...

А. Ананьев:

— Конечно, конечно... Прежде, чем отец Платон ответит, отвечу я, Александр Ананьев.

Женщина, суть, существо хитрое, расчётливое и опытное. Женщина может, и должна, и легко сделает так, чтобы муж последовал за ней туда, куда ей надо...

А. Митрофанова:

— Тогда — она будет для мужа поводырём, получается, а не муж?

А. Ананьев:

— Нет, нет...

А. Митрофанова:

— Ну, а как?

А. Ананьев:

— У мужа будет в гол... ой, я так много видел, вот, этих ситуаций...

А. Митрофанова:

— Это будет манипуляция...

А. Ананьев:

— Это будет не манипуляция...

А. Митрофанова:

— ...когда женщина будет руководить, на самом деле, а муж будет считать, что это его решение — это манипуляция!

А. Ананьев:

— Конечно... Всё правильно! Вот, ещё одно определение счастливой семьи: счастливая семья — это семья, в которой женщина обладает искусством грамотного, тонкого, иезуитски изобретательного манипулирования мужем.

А. Митрофанова:

— С этим не согласна...

О. Платон:

— Ну, конечно! Я тоже не могу согласиться, Александр!

А. Ананьев:

— Здрасьте...

О. Платон:

— Извините меня, пожалуйста!

Ну, здесь я могу сказать так. В тех семьях, где муж — неверующий, где муж — иноверец, где муж... там... спаси, Господи... богоборец — да, тут уже тот самый высший пилотаж, о котором я уже упомянул, и, в условиях которого, женщине, действительно, приходится... но — здесь речь идёт о чём? Именно, приходится — в какой-то мере принимать на себя, вот, эти, вот, первопредстоятельские обязанности. Ну... тут уже... как бы... от неё это не зависит.

В одном случае... ну, вот, как... взять, допустим... предположим, в семье погибает муж, и, в этом случае, женщина остаётся одна — она обязана дать, по возможности, и мужские грани воспитания, и не забывать свои, женские.

Но другой вопрос — когда, к примеру, муж берёт и дистанцируется от воспитания семьи...

А. Митрофанова:

— Или уходит из семьи... что чаще ещё бывает...

О. Платон:

— ... да... или, допустим, женщина, недовольная своим мужем, берёт и разводится, и говорит: «Я и без тебя справлюсь!» Не справится она без него!

Вот, в случае, если он погиб, или если он в командировках где-то находится, Господь обязательно Своею благодатью восполнит то, чего не хватает. А в том случае, если женщина сказала: «А я сама справлюсь!» — и решает справиться сама... ну, или муж говорит такое — такое бывает пореже, но тоже бывает... вот, в этом случае тоже... вот... семья остаётся без половины воспитания.

И, то же самое — в той ситуации, которую мы с вами рассматривали. Если муж — неверующий, значит, жена обязана, вот, эти первопредстоятельские функции как-то восполнить. Либо, так, как предлагал Александр — как-то очень тонко и аккуратно, стараясь не манипулировать, но, как-то всё-таки... слово такое... может быть, его и можно было бы применить, но оно скомпрометировано в нынешнем социуме...

А. Ананьев:

— Отличное слово... «Вести» — ?

О. Платон:

— Не то, что вести... подсказывать! Вот, допустим, такой пример тонкого восточного подсказывания жены. Когда жена говорит: «А не думает ли мой господин о том, что у нашего ребёнка износились туфли? Ведь, наверняка, он хочет купить новые — потому, что мальчики смеются над нашим сыном, а мой муж этого не потерпит!»

Вот, что это? Манипулирование?

А. Митрофанова:

— Конечно!

О. Платон:

— Но, в то же время... так, муж не заметил! Она ж не может подойти и сказать ему: «Ты чё, не видишь — туфли износились!»

А. Митрофанова:

— Я бы подошла и сказала, наверное...

О. Платон:

— Ну... Вы! А на востоке так делать нельзя!

А. Ананьев:

— Не, не... неправда...

О. Платон:

— Так же и в вопросах веры. Вот, тоже, ведь...

Если муж неверующий, но жена, всё-таки, должна говорить своим деткам о вере, значит, надо, каким-то образом, сказать так, чтоб не раздражить мужа. Чтобы и семью сохранить, и о вере деткам сказать.

Вот, есть пример замечательный, как, в юность моей мамы, бабушка и дедушка, глубоко верующие люди, не сказав ни разу слова «Бог», говорили ей о том, что, вот: «А ты старайся с другими поступать так, как с тобой... вот, как ты хочешь, чтобы с тобой поступали — вот, делай так же другим. Это же будет правильно, это справедливо будет».

Они не сказали, что это из Евангелия, они не сказали «рече Господь»... они просто говорили какие-то, вот, такие истины. И она потом, уже придя к вере в зрелом возрасте — она об этом вспоминала, как, вот, о тех «вешках», которые ей давали родные.

И, вот, подобным образом, и верующая жена, при неверующем муже, может говорить о вере в своей семье. И, используя такие, вот... политтехнологи... да, всё-таки, не хочу я говорить слово «манипуляции»... она может помогать своему мужу принимать верные решения.

Вот...

А. Ананьев:

— Конечно! Через восхищение, через похвалу, через какие-то... очень такие... женские комплименты: «Какой ты у меня заботливый!... Какой ты у меня рукастый!... Никто не умеет так менять свет в гардеробной, который погас неделю назад...» — и ты, конечно же, подрядишься, побежишь, и, абсолютно счастливый, купишь новые лампы, поставишь их, и... такой: «Да, я — рукастый, да!» — а потом понимаешь, что... в общем... это всё... благодаря жене, я это всё сделал!

А. Митрофанова:

— Да, ладно!

А. Ананьев:

— Конечно! Это я, наконец, через неделю темноты в гардеробной, поменял там все лампы, и теперь хожу горжусь! А, на самом деле, моей заслуги в этом нет — это всё жена... Ну, вот, как-то так оно работает!

О. Платон:

— Согласен! Вот, именно, так и должно работать. Но: здесь, ведь, нет момента узурпации власти, а есть момент — соработничества.

А. Митрофанова:

— Есть. Есть, согласна.

Вы знаете... последнее время, прям, жёстко слежу за своими формулировками, и там, где хочется сказать: «Ой, а не холодно ли тебе?» — или: «А не хотел ли бы ты на ужин сегодня красной рыбы?» — или что-нибудь, вот, ещё такое, я эти формулировки начинаю заменять на прямые вопросы.

«Ты знаешь, я замёрзла... закрою окно, ничего?» — или: «Что-то мне на ужин рыбы захотелось... ты не против, если мы рыбу приготовим?»...

А. Ананьев:

— Серьёзно? Я и не замечал этих изменений...

А. Митрофанова:

— Ты не замечал?

А. Ананьев:

— Нет...

А. Митрофанова:

— А я-то...

О. Платон:

— Я думаю, что вы оба выросли... до уровня таких формулировок!

А. Митрофанова:

— Ну, вот... я просто себя ловлю за язык, и... меняю, на уровне формулировок... чтобы — минимизировать те манипуляции, которые, зачастую, даже и не замечаю, как, в адрес мужа, себе позволяю. Понимаете?

Вот... начинаешь менять на уровне языка, начинает меняться и что-то в голове тоже... надеюсь.

О. Платон:

— Ну... тут, конечно, можно по-разному рассудить. Ну, вот... не так давно, одна девушка... чадо моё духовное... у нас есть совместная молитва по соглашению, много людей в ней участвует — около двадцати. И, вот, время от времени, её помещаешь снова — потому, что она теряется у кого-то.

И, вот, я поместил, и на эту молитву поставили эмодзи... ну... то, которое было, в общем-то, неуместно. Не знаю, зачем это сделано было...

А. Ананьев:

— Для тех, кто не понял — это, такой, смайлик... графическое изображение эмоции.

О. Платон:

— Да...

А. Митрофанова:

— Ну, очевидно, какой-то злой был смайлик...

О. Платон:

— Нет, он был — нелепый. Точнее — вот, эта девушка поместила молитву, и на неё был поставлен этот смайлик.

Я взял, эту молитву удалил, на правах модератора, и ещё раз поместил.

И она мне берёт и пишет вечером: «Что-то не правильно было с моей молитвой?» Я говорю: «Да, нет... просто, вот, такой нелепый смайлик поместили, и я поэтому её убрал. Потому, что... ну, всё-таки, каждый раз открываешь, и каждый раз смущаешься этим смайликом.

И она мне пишет: «Как хорошо, что я задала вопрос прямо — потому, что меня Ваше действие смутило. Я просто взяла и спросила напрямую». Я говорю: «Ну, замечательно! Так и делайте — берите, и спрашивайте напрямую, и уже вопросов не будет».

Вот, в какой-то ситуации было бы корректно промолчать... в какой-то ситуации — обиняками узнать, зачем эта молитва удалена была... но, чем более доверительные отношения между людьми, тем более прямыми начинают становиться, вот, эти, вот, связи.

Так, что... то, что Вы говорите — что стали напрямую произносить свои желания — мне кажется, что это тоже... вот... именно, момент вырастания. Когда люди становятся близки друг для друга, становятся наиболее родными, они так и должны говорить — напрямую. Потому, что уже видят, что... нет какого-то второго дна!

А. Ананьев:

— И тут... у меня рождается предположение, что идеальная семья — это люди, которые не говорят друг другу ничего плохого. И, если и открывают рот, то только для того, чтобы сказать что-то хорошее.

А, вот, так это, или нет — мы обсудим через пару минут полезной информации... причём, я подчеркну: идеальной полезной информации на Радио ВЕРА. Не переключайтесь! Дальше будет всё — ещё более идеально!

А. Ананьев:

— «Семейный час» на Радио ВЕРА.

С вами — Алла Митрофанова...

А. Митрофанова:

— ... Александр Ананьев...

А. Ананьев:

— ... и удивительный собеседник — тонкий, глубокий... мы раду знакомству со священником Платоном Мурашкиным. Напомню: отец Платон — директор автономной некоммерческой организации — социальной службы поддержки нуждающимся «Помощь придёт» и клирик храма святителя Тихона, патриарха Московского, в Северном Тушине.

Отец Платон, а, вот, буквально, в двух словах: что это за социальная служба поддержки нуждающимся «Помощь придёт»?

О. Платон:

— Эта социальная служба была создана в 2010 году. Это — некоммерческая организация. В 2010 году, когда я проходил практику у... тогда ещё... ну, давайте уж, так говорить — так, как есть сейчас... у владыки Пантелеимона Шатова, в 1-й Градской больнице... было такое правило, что 25 дней ставленник... ну... новый священник служит в храме Христа Спасителя, и ещё 15 — в храме царевича Димитрия при 1-й Градской больнице... и — нас там учили всяким социальным делам.

Не знаю, чем я приглянулся будущему владыке ( тогда ещё отцу Аркадию ), но... он как-то меня — и туда направлял, и сюда направлял... и предложил участвовать в социальных делах. Я смиренно отказался, сославшись на загруженность. Он мне говорит: «Ну, мы все загружены!», а я говорю: «Нет... ну... я не возьмусь».

А когда, в том же году, он был хиротонисан во епископа, он просто набрал мне, позвонил и говорит: «Отец Платон, мы хотим, всё-таки, подключить Вас к социальной деятельности. Чтобы Вы, в своём храме, где служите, развивали социальную деятельность». И... у меня не нашлось ответа. Я говорю: «Владыка, я не знаю, что Вам сказать...» Он говорит: «Ну, как это — не знаете? Когда епископ говорит, надо сказать: „Благословите!“» И я сказал: «Владыка, благословите!» Он говорит: «Ну, благословляю — занимайтесь!»

И, вот, с тех пор имеет начало наша служба. Мы занялись вещевой помощью. Мы собираем вещевую помощь в Москве и отправляем её в регионы. Вот, именно в этом наша основная деятельность состоит — крупные грузовые отправки...

А. Ананьев:

— А вещи вам приносят люди?

О. Платон:

— Да, приносят люди. Мы её...

А. Ананьев:

— Какие вещи?

О. Платон:

— Носимые... обычные...

А. Ананьев:

— Одежда?

О. Платон:

— В основном, одежда. В том числе, и посуда... там... и всякие сумки...

А. Митрофанова:

— Но, наверное, в хорошем состоянии?

О. Платон:

— Всё проходит сортировку. Все вещи, без исключения, проходят через руки наших добровольцев, и недостойный аз тоже в этом... ну, сейчас — чем дальше, тем меньше, участвую... всё-таки, административные дела забивают всё больше времени и сил... а раньше... так, вот... я, наравне с добровольцами, трудился тоже на складе, сортировал. Всё проходит сортировку, упаковку, и, в дальнейшем, мы составляем какие-то связи — и отправляем.

Йошкар-Ола, Екатеринбург, Воронеж, Липецк, Белгород, Ростов-на-Дону, Юрьев-Польский...

А. Ананьев:

— Это — который рядом с Суздалем?

О. Платон:

— Владимирской области.

А. Ананьев:

— Владимирской области... рядом с Суздалем — Юрьев-Польский...

О. Платон:

— Он и есть.

А. Ананьев:

— А мне казалось — богатый город...

О. Платон:

— Тем не менее, они одну отправку получили.

А. Ананьев:

— Понятно.

О. Платон:

— Ну, и так далее. Вот, так, вот...

А. Ананьев:

— Спасибо вам за ваше служение! Вот, теперь знаем, что в храм святителя Тихона, патриарха Московского, в Северном Тушине — можно приносить вещи, и они будут направлены на нужное дело.

О. Платон:

— Вот, в вещах мы не нуждаемся — больше нуждаемся в добровольцах!

А. Ананьев:

— А...

О. Платон:

— Вещей — много! Людей мало. Ну, как, вот... со времён Евангелия, видимо, так и повелось, что...

А. Митрофанова:

— ... «жатвы много, делателей мало»...

О. Платон:

— Да, именно так.

А. Митрофанова:

— Ну, а вещи, к тому же... всё-таки, для тех, кто хочет, может быть, свои вещи не в храм святителя Тихона пожертвовать, а куда-то ещё... напомню, на всякий случай, что вещи должны быть постиранные, либо после химчистки, должны быть все с действующими молниями, и с пуговицами, всё должно застёгиваться... То есть, по принципу: «На тебе, убоже, чего нам негоже» — рваные колготки... там такого не надо. Максимальное уважение к тем людям, которые эти вещи будут носить после нас! Это очень важно.

О. Платон:

— В нашей группе «ВКонтакте» было даже несколько таких ругательных роликов, которые снимали наши девушки — это были примеры того, что не надо жертвовать. К сожалению, такое бывает. И апофеозом этого был, такой, огромный мешок, на 200 с лишним литров, который был наполнен какой-то разовой посудой и коробками от тортов...

А. Ананьев:

— Ужас какой...

О. Платон:

— ... да... было ещё четыре мешка таких же, примерно, которые были наполнены обувью. Из них мы выбрали, где-то, 20 пар, а остальное было отправлено на помойку. Вот, это — то, что отдавать нам не надо. То, что можно вынести на помойку, пожалуйста, выносите сами. Не предлагайте это нам — грузить, перегруживать, а потом сортировать и самим относить на мусорку.

А. Ананьев:

— Могу сказать нашим слушателям лишь то, что рядом с отцом Платоном — очень тепло и радостно, и... вот... заниматься таким служением рядом с ним — я думаю, что это будет на пользу вам. Обязательно имейте это в виду.

Ну, а мы возвращаемся к теме нашего разговора в программе «Семейный час» — «Идеальная семья».

Я, незадолго до короткой паузы, имел неосторожность сказать, что идеальная семья — это несколько противоречит тому, что сказал дорогой отец Платон. Идеальная семья — это не там, где говорят всё, как есть — в лицо, брызжа слюной в глаза, а, наоборот — где не говорят.

Ну, там... условно... условно!.. жена приходит, и видит, что муж валяется на диване — один тапок на ноге, второй под диваном — он шуршит газетой, грызёт семечки и смотрит футбол.

Она не говорит: «Муж! Почему ты лежишь на диване, в тапках... у нас, вот, это не мыто... это не прибито... свет в гардеробной не включён уже две недели!» А она говорит ему: «Я так тебя люблю! Ты такой хороший! Хочешь, я заварю тебе чай?» — у нас в семье происходит именно так. И тогда — всё хорошо. Проблемы — нет.

А. Митрофанова:

— Что-то я не припомню, чтобы ты когда-нибудь сидел, накрытый газетой, грыз семечки и смотрел футбол...

А. Ананьев:

— А это всё потому, что ты говоришь, что я — хороший, и завариваешь чай, понимаешь? Вот, оно — так работает.

То есть... я, может быть, где-то утрирую, но... если ты не артикулируешь то... не то, что является проблемой, а то, что тебе кажется проблемой... а я могу увидеть много того, что мне кажется проблемой... вот, прям, много... зачем? Ты это можешь исправить? Исправь. Ты это не можешь исправить? Оставь. Обрати внимание на то хорошее, что у нас есть. Поблагодари за это Бога и жену. Завари ей чай, и занимайся своим делом. А? По-моему, хороший рецепт!

О. Платон:

— Увы... должен оказаться в оппозиции Вам, дорогой Александр. Это хорошо, но не всегда. Вот, могу так сказать.

Потому, что... жена приходит, видит мужа в таком состоянии. Потом... она приходит — месяц, и видит мужа в таком состоянии... и каждый раз говорит мужу: «Ну, какой ты хороший!»

Проходит год... и муж сполз ещё дальше — он уже не на диване лежит, а на полу... к примеру... это я образно. И потом она говорит: «Знаешь... всё-таки, в гардеробной должен быть свет, и в кухне стол починен...» А он говорит: «Подожди... я же хороший? Ты что хорошему говоришь? Разве это можно?!»

Всё-таки, должен быть какой-то баланс. Потому, что, если...

А. Ананьев:

— Кнута и пряника?

О. Платон:

— Нет... Если та или иная половинка — он или она — видит какую-то проблему, и каждый раз покрывает её, вот, своим очарованием, своей любовью, своим положительным подходом, и так далее, то... нет момента соработничества, нет момента помощи друг другу.

Ведь, она видит, что он сделал нехорошо... она видит, что дела стоят, муж лежит... и он, понимая, что — да, что-то нужно сделать, но не видя от жены обратной связи, начинает принимать это, как должное. Что — да, действительно, дела стоят, я — лежу, и дальше так и будет идти. А как решатся дела? Я не знаю. Мне это неинтересно. Почему? Потому, что я — хороший.

То есть, в какой-то момент, эти проблемы требуют проговора. Именно, не ругани. Не так, как в замечательном мультике про Простоквашино, входит мама и швыряет сковородку, и говорит: «Мы столько времени не были на курорте! А у меня четыре платья вечерних — их надо выгулять!» — не взрывом. А, в какой-то момент, подходит и говорит те или иные слова, которые помогут мужу сориентироваться, что он — ошибается.

Точно так же — и муж, в отношении жены. Если есть проблема, но он не говорит, не проговаривает, не помогает ей сосредоточиться на решении этой проблемы — он становится соучастником её... ну... так или иначе... падения. Её ошибки. И уже не одна она несёт ответственность за эту ошибку, но и он. Потому, что он видел — и молчал. Должен был помочь — и не помог.

То есть, не всякий раз здесь надо покрыть лаской и любовью. Ласка и любовь обязательно должны быть — без этого семья не живёт. Без этого семья превращается в какое-то... ну... странное такое... соседство. Но, тем не менее, вот, эта взаимная помощь — она должна быть совершаема, и должна быть принимаема.

А. Митрофанова:

— Я сейчас сижу и вспоминаю пример, который приводил матушка Ольга Юревич в нашем подкасте с ней.

Когда она шла из магазина с тяжёлыми сумками, а навстречу ей — отец Андрей, её супруг. И он чем-то так увлечён... что-то он сейчас узнал, открыл... и, вот, он её видит: «Ах... вот, я тебе сейчас расскажу!» И, вот, он, весь в этом своём увлечении, начинает ей что-то рассказывать, рассказывать... а она тащит и тащит эти тяжёлые сумки, и думает, когда же он заметит?

Потом, наконец, ей это надоело, и она говорит: «Сумки у меня возьми — мне тяжело!»...

А. Ананьев:

— Нет-нет... она сказала спокойно: «Возьми сумки — мне тяжело».

А. Митрофанова:

— А... ну, да... она это сказала спокойно...

А. Ананьев:

— Да, она это сказала спокойно: «Возьми сумки — мня тяжело. И я тебя с удовольствием выслушаю дальше».

А. Митрофанова:

— И он: «Как же ты... почему ж ты мне сразу не сказала?! Неужели ж ты не видишь, что я...

А. Ананьев:

— Вот. Претензия...

А. Митрофанова:

— ... Я ж даже не посмотрел! Я... там... то... сё... пятое... десятое...» — про себя можно много чего наговорить в такой момент... он говорит: «Ты б сказала бы сразу... что ж ты тащишь, действительно?!» — понимаете, да? Правильная, на самом деле, коммуникация между мужем и женой! Нам Господь Бог дал речевой аппарат, и дал уши. Информация попадает изо рта в ухо, и люди, таким образом, друг друга слышат и понимают. И важно этим пользоваться. И не надо на это «забивать».

О. Платон:

— Согласен, конечно. Вот, это, вот, «проговаривание» проблемы — не выставление счетов, не... как-то... обвинение другого: «Почему ты чай не приготовила?» — «А почему ты свет не сделал?»... вот... именно проговаривание: «Так хорошо, когда ты мне делаешь чай!» — «А мне так нравится, когда включаешь лампу — а она горит!» — вот... это, вот... конечно, это очень важно и очень нужно.

Но, вот, тут, опять же, есть два конца — есть говорящий, есть слушающий. Говорящий должен сказать, слушающий должен услышать.

А. Ананьев:

— «Семейный час» на Радио ВЕРА.

Клирик храма святителя Тихона, патриарха Московского, в Северном Тушине, священник Платон Мурашкин сегодня у нас в гостях.

Алла Митрофанова и Александр Ананьев.

Говорим о том, возможна ли идеальная семья, как это возможно.

Понятно, что весь инструментарий по построению идеальной семьи мы здесь развернуть не можем, но — хоть что-то перечислить в формате живого разговора о жизни с хорошим человеком... почему бы и нет?

Но... давайте, поговорим о тяжёлом. Давайте, представим, что к Вам пришёл мужчина, или женщина... причём, мне кажется, что женщина — с большей вероятностью... она приходит, и говорит: «Отец Платон, я устала. У всех людей — как у людей, а у нас всё — криво, косо. Я устала. Что делать?»

Причём, понятно, что кто-нибудь, там, посмотрит на семью этой условной Татьяны Петровны, и скажет: «Ну, что... семья, как семья... всё хорошо. Мама, папа, двое детей... кот лохматый... бабушка живёт в соседнем доме... машина, не такая уж и плохая... дача... нормальная семья». А она говорит: «Ой... я просто... Вы даже не знаете ничего, вот, этого, вот... я так устала... у нас всё криво!»

И ещё есть ощущение, что так же криво, по большому счёту — у всех, до единого.

О. Платон:

— Без сомнения!

А. Ананьев:

— Да. Но. На всех-то мне — всё равно. Как, вот, говорит отец Платон, наша условная Татьяна Васильевна не обращает внимания на других, не сравнивает себя... там... с соседкой... она просто видит, что у них... и всё у них... как-то... плохо. И с дочкой какие-то отношения тяжёлые, и сын совсем от рук отбился, и муж чего-то какой-то ходит отсутствующий — ни слова поддержки от него, ни нежности, ни ласки. Помогает как-то, но... такое впечатление, что он меня не любит. И сама я стала — старая и страшная. И кот тоже достал... воняет, последнее время, невыносимо...«

Что делать?

О. Платон:

— Есть такой православный анекдот.

Встречается Бог с человеком. И человек говорит: «Господи, слушай... ну... невозможно... Политическая ситуация в стране страшная. Экономика — никуда. Болезни — доконали. Жена — такая-сякая. Дети — такие-сякие. Всё, край!» Господь говорит: «Это всё — понятно. Вопрос в одном: продлевать будем, или нет?»

А. Митрофанова:

— Да...

О. Платон:

— И... ответ очевиден! Человек скажет: «Да, Господи! Хочу ещё пожить!»

А. Ананьев:

— Слушайте, а хотите правду?

О. Платон:

— Да, хочу.

А. Ананьев:

— А у меня — неоднозначный ответ на вопрос: «Продлевать будем?» Я своими глазами видел людей, которые говорили: «Я так жить больше не могу».

О. Платон:

— Согласен. Я тоже видел. Это — один из вариантов ответа.

На самом деле, здесь... вот, как один психолог советовал общаться с кандидатом в самоубийцы. Он говорит: «А вы задайте вопрос: вот, расскажи мне про самый светлый момент твоей жизни». Человек начинает рассказывать — и погружается в это светлое. И через пять, десять... тридцать... сорок минут разговора, вдруг выясняется, что, вообще-то, умирать-то и не хочется. Что, вот, этот светлый момент — он был, и он — повторится. Но это — при искусных действиях собеседника.

Когда гипотетическая Татьяна Петровна приходит, вот, с таким разговором... на самом деле, здесь живой ответ будет.

Вот, сейчас, здесь сидя, можно предположить... но какой бывает ответ — он бывает самый разный.

Я таких людей встречал. Вот, ещё когда служил на Таганке, в храме Успения Божией Матери в Гончарах, приходили такие люди, и я помню эти совершенно страшные, чёрные глаза.

Начинаешь с человеком говорить. И, в этот момент, вот, самое главное — быть кисточкой в руках у Бога. Я не помню, что я говорил, и я не знаю, почему я это говорил. Но... иногда через двадцать... иногда через те же самые сорок минут... вот, глазки у человека начинают светлеть, и ты понимаешь, что — да, зацепился... получилось... услышал человек!

Иногда нужно сказать очень простую вещь. Нужно сказать словами преподобного Серафима: «Христос Воскресе, радость моя!» И, когда человек, немножко ошарашенный, начинает в себя глядеть большими глазами, ты говоришь: «Ты понимаешь... Бог для нас приготовил Рай — там всё готово, всё есть. Он — для тебя, и Господь тебя там ждёт. Ты туда — хочешь?» Человек говорит: «Хочу», — вот, ни разу не слышал, чтобы человек сказал: «Я не хочу в Рай». Все до единого...

А. Ананьев:

— «В Рай я хочу. Я домой не хочу», — отвечает Вам Татьяна Васильевна.

О. Платон:

— Ты говоришь: «Бог тебя там ждёт. А домой не хочешь... ну, да, понятно. Вот, был такой Человек на земле, который не хотел на Крест. Который говорил: „Если только можно, пронеси эту Чашу мимо...“ Но Он взошёл на Крест, потом сошёл во ад, и открыл нам путь в Рай.

Тебе в ад не надо сходить. Тебе надо сойти в семью, и постараться такую нотку в жизнь привнести, чтобы в этой семье, в которую ты не хочешь сходить, стало светлее».

А. Ананьев:

— Должна ли семья, как о том говорят великие, быть осколком... или как это...

О. Платон:

— Осколком Рая...

А. Ананьев:

— ... осколком Рая, да? Ну, то есть, таким... отблеском Рая?

А. Митрофанова:

— Да, это поточнее, наверное... в данном случае.

А. Ананьев:

— Да... вот... «осколок» мне не нравится тоже, поэтому я и смутился...

То есть, вот, весь мир, он — как есть, неидеальный, особенно сейчас... вообще... ужасно неидеальный, особенно местами... а семья — это маленький Райский садик за высокими стенами твоего дома, где всё — идеально.

Должно ли так быть по... так сказать... инструкции по эксплуатации?

А. Митрофанова:

— Мне кажется, что... «отблеск Рая» — совершенно точно... но «за высоким забором»... вот, это...

О. Платон:

— Ну, вот, насчёт забора — тоже как-то... я не очень согласен... Потому, что... понимаете, как: отблеск Рая — он не в семье. Он — в сердце.

Вот, в сердце человека должен быть отблеск Рая. И каждый из членов семьи, по мере своего духовного делания, он приближается к Богу, и, иногда... очень не хочется об этом говорить... но удаляется. И, в этом случае, уже... отблеск Рая у него всё меньше и меньше. Но, тем не менее, семья, как малая церковь, как... коммунисты говорили... ячейка общества... ну, как не поверни, это так и есть — это, всё-таки, действительно, ячейка общества... вот, общность этих людей — разных, которые друг другу родные, друг другу помогают стать лучше, теми или иными действиями стараются, по крайней мере, это сделать — вот, они этим отблеском Рая делятся друг с другом, и стараются этот лучик райский умножить и усилить. Вот, это должно быть обязательно.

А насчёт большого забора... вы знаете — нет.

С одной стороны — да, семья — закрытая единица. Просто, в силу того, что это — не проходной двор. Вот, мы не захотим, чтобы в нашу... там... машину садились все подряд... не захотим, чтобы за нашим столом кушали кто угодно и когда угодно... мы не захотим, чтобы... войдя в свою спальню, увидеть на кровати совершенно постороннего человека — наша семья не должна быть проходным двором. И, в этом смысле, да — она, в некоторой степени, закрытая. Но она, именно, вот, так — условно закрытая. Потому, что семья — принимает в себя других людей. Появляются друзья, появляются какие-то близкие люди, которые могут быть близкими для одного человека, а могут быть — и для других в семье. И, в этом смысле, да, идёт, вот, эта проповедь...

А. Ананьев:

— А после друзей — столько убираться...

О. Платон:

— Согласен, да... но, в этом плане, по правильной эксплуатации друзей — они сами должны за собой убирать.

А. Ананьев:

— Да, ладно...

О. Платон:

— Конечно.

А. Ананьев:

— Я не доверю никому мыть посуду.

О. Платон:

— Ну, это уже... особенность Вашего восприятия!

...И, вот, этим лучиком делиться с другими людьми, которые к этой семье становятся близки — да, это необходимо.

А. Митрофанова:

— Я вспоминаю тут слова замечательного психолога Антона Зинкевича и нашего дорогого протоиерея Александра Гаврилова.

Тест, на самом деле, очень простой: что мои близкие выиграли сегодня от того, что я — рядом с ними? Что лично я сделал за сегодня, чтобы им стало легче, радостнее, светлее? Чем я им помог? Вот, как они выиграли от того, что я — рядом с ними? Как они, в принципе, в жизни выигрывают от того, что у них есть я?

А. Ананьев:

— И Татьяна Васильевна, такая: «Я рада, что Вы спросили, Алла Сергеевна! Я Вам сейчас дам длинный список того, что я сделала для этих неблагодарных! Я сделала это, это, это, это... а они? Ничего не сделали! Он — так и продолжает валяться. Сын, по-прежнему, в наушниках за этим компьютером. Дочь, по-прежнему, по телефону болтает, и кот — по-прежнему, гадит мимо лотка».

А. Митрофанова:

— «Это ж как же я должна была достать всех, включая кота, что они так со мной не хотят взаимодействовать, а кот ещё и мстит?!»

А. Ананьев:

— «Я для них — всё, а они — ничего...»

А. Митрофанова:

— Ну, конечно... Так не бывает.

А. Ананьев:

— «Все выиграли от того, что я у них... все, Алла Сергеевна! Все до единого!»

О. Платон:

— Могу сказать так... что, вот... знаете, есть состояние у человека... я очень интересно познакомился с этим состоянием.

Подошла одна женщина... а я ещё — только... в 1010 году... может быть, в 2011... скоро, после хиротонии... молодая достаточно. Она подошла, и говорит: «У меня плохо... у меня такая ситуация безвыходная... что мне делать?» — и объяснила свою ситуацию.

А я подумал, поразмыслил, и говорю: «Ну, можно сделать, наверное — так, так и так».

Она достаёт из какого-то потаённого кармана ещё... там... 3-4 условия своей жизни, и говорит: «Но у меня — так и так... я не могу это применить. Что мне делать?»

И, вот, знаете, после третьей-четвёртой попытки, когда я, глядя на неё... вот, я рассказываю, какой выход из этой ситуации есть... смотрю на неё, и у неё... такое, вот... «работа ума» на лице отражается. Лицо становится отрешённым немножко, и я понимаю, что она думает, а что мне противопоставить...

А. Митрофанова:

— То есть, на самом деле, она пришла не за ответом, не за советом, а... чтобы убедиться, что «я всё делаю правильно».

О. Платон:

— Да. Абсолютно верно. Она пришла не для того, чтобы получить совет, как выйти из ситуации, а для того, чтобы, именно, лишний раз самой себе доказать, что она — самая пострадавшая.

И я думаю, что Татьяна Петровна... ну... плюс-минус... из таких же людей. И, к сожалению, здесь, в этой ситуации, рационально нельзя сделать ничего. Но, иррационально, можно Татьяну Петровну подвести к иконе, и вместе с ней помолиться.

Вот, не так давно, у моего очень уважаемого товарища — другом не могу его назвать, не дерзну... иерей Георгий Максимов... вот, даже такая нас связывает... ну, очень не долгая такая... связь — он служил на Таганке у нас, и я даже в чём-то учил его дьяконствовать... был такой даже период моей жизни... горячо уважаемый и любимый мною человек... вот, он говорил о том, как молитва за людей помогает, как она меняет этих людей. Вот, вместе подойти к иконе, и просто взять... вот, от сердца... что Господь на сердце положит, то и сказать. Помолиться о проблеме этого человека. И, желательно, ещё несколько раз... хотя бы, несколько служб... к этому человеку возвращаться, именно, в своей молитве.

Вот, это, вот — иррационально, но это, по-настоящему, помогает. Потому, что мы просим — Бога. Мы не сами, своим умом, работаем, а мы говорим: «Господи, помоги... ну, я в тупике... Помоги!»

А. Ананьев:

— Последний вопрос... у нас 30 секунд осталось на этот вопрос... я, наверное, попрошу Вас ответить «да» или «нет».

У Татьяны Васильевны — идеальная семья?

О. Платон:

— Не могу ответить «да» или «нет».

А. Ананьев:

— А я — дерзну! Татьяна Васильевна, у Вас — идеальная семья. Просто научитесь это видеть. Да?... Да?... Да?...

О. Платон:

— Н-не знаю...

А. Ананьев:

— Хорошо. Татьяна Васильевна, Ваша семья далека от идеала! Вам с этим жить.

А. Митрофанова:

— Ну, здесь... если позволишь, перефразирую немножечко. Если я правильно поняла твою мысль: Татьяна Васильевна, дорогая, и Ваша семья может стать тем самым отблеском Рая, если Вы этого захотите.

О. Платон:

— А, вот, под этим — подпишусь!

А. Ананьев:

— Опять ж-ж-жена обыграла мужа!

О. Платон:

— На пару!

А. Ананьев:

— Какой я счастливый!..

А. Митрофанова:

— Это ж ты меня научил! Ну, что ты...

А. Ананьев:

— Спасибо Вам большое! Прекрасный разговор! И я получил огромное удовольствие, и, я уверен, что и слушатели Радио ВЕРА — тоже.

О. Платон:

— И я тоже!

А. Ананьев:

— Спасибо, спасибо!

Священник Платон Мурашкин, клирик храма святителя Тихона, патриарха Московского, в Северном Тушине.

Обязательно узнайте побольше о деятельности автономной некоммерческой организации социальной помощи поддержки нуждающимся «Помощь придёт!», директором которой является отец Платон.

С вами была Алла Митрофанова...

А. Митрофанова:

— ... Александр Ананьев.

А. Ананьев:

— Всего доброго! Прощаемся на неделю. Пока!

А. Митрофанова:

— До свидания!

О. Платон:

— Всего хорошего!


Все выпуски программы Семейный час

tolpekina

Последние записи

Стать добровольцем и помочь жителям Мариуполя

Синодальный отдел по благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви организует поездки волонтёров-ремонтников в город Мариуполь. Там добровольцы…

02.05.2024

«Разговор с подростками о христианских ценностях». Елена Бреднева

У нас в гостях была заместитель директора фонда культурного наследия и образовательных технологий «Медиа просвещение» Елена Бреднева. Мы говорили…

02.05.2024

«Фрески Макарьева Свято-Троицкого монастыря в Калязине». Юлия Ратомская

У нас в гостях была ученый секретарь государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева Юлия Ратомская. Мы говорили об истории фресок…

02.05.2024

Гатчинский Павловский кафедральный Собор. Святая преподобномученица Мария Гатчинская

Есть среди царских резиденций, расположенных в окрестностях Санкт — Петербурга, особенное место — город Гатчина. Все в нем связано…

02.05.2024

«Белые птицы»

Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела,…

02.05.2024

Тайная вечеря – первая Пасха

Тайная вечеря. Леонардо да Винчи. 1495—1498 г. Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую…

02.05.2024

This website uses cookies.