Учение Иисуса Христа распространилось по миру благодаря святым апостолам — ближайшим ученикам Спасителя. Но не только им одним. Не меньшую роль в деле проповеди Евангелия сыграли жены-мироносицы, то есть благочестивые женщины, которые следовали за Христом и в итоге стали Его ученицами. Некоторые из жен-мироносиц были приравнены Церковью к апостолам. В первую очередь, этой чести была удостоена Мария Магдалина. Она не только рассказывала о служении и чудесах Спасителя, путешествуя по Римской империи, но и стала автором знаменитого пасхального приветствия: «Христос воскрес!» В церковнославянском варианте: «Христос воскресе!» На основании этих слов впоследствии был составлен тропарь, главное песнопение праздника Пасхи, — «Христос воскресе из мертвых». О его содержании рассказывает священник Антоний Борисов.
Пасхальный тропарь «Христос воскресе из мертвых...» лучше всего иллюстрирует идею тропаря как церковного песнопения. Дело в том, что изначально словом «тропайа» называлось знамя, которое несли впереди возвращающейся с войны армии в том случае, если поход закончился победой. Таким образом, слово тропарь означает торжественное песнопение, в котором прославляется победа — но не военная, а особая, великая победа Иисуса Христа над смертью. Евангелие сообщает нам, что первыми свидетелями чуда Воскресения Христа стали жены-мироносицы. Прежде всего, Мария Магдалина. Именно ей Спаситель явился в Гефсиманском саду и велел рассказать апостолам о Своем восстании из мертвых. Мария Магдалина с радостью выполнила поручение Учителя. Каждому из учеников Христа она говорила: «Христос воскрес!», «Христос воскрес!» С тех древних времен данная фраза стала традиционной формой пасхального приветствия. Впоследствии на его основании был составлен тропарь:
«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав» — «Христос воскрес из мёртвых, смертью смерть победив, и пребывающим во гробах жизнь даровав».
В таком кратком, казалось бы, песнопении, изложено всё учение Церкви о Воскресении Спасителя. Во-первых, провозглашается вера в истинность этого чуда — Христос действительно воскрес из мертвых. Во-вторых, Своею смертью на кресте Он победил духовную смерть, которая пришла в мир из-за греха Адама и Евы. И в-третьих, воскреснув из мертвых, Христос открыл путь в Царство Небесное всем людям. Ад был Спасителем побежден и теперь смерть — это не конец всего, а только лишь переход в жизнь вечную.
Тропарь «Христос воскресе из мертвых» поется в православных храмах в течение всего периода празднования Пасхи, то есть сорок дней до праздника Вознесения. Исполнением данного песнопения начинаются и заканчиваются все пасхальные богослужения. В течение службы он также звучит неоднократно, наполняя сердца людей радостью о воскресшем Христе. А теперь давайте послушаем песнопение «Христос воскресе» в исполнении хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
Псалом 80. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сейчас идёт Великий пост, и многие воспринимают его как какое-то непонятное, ненужное и тяжёлое бремя. Подобным образом мы иной раз относимся и к другим церковным установлениям, которые так или иначе, но имеют своим основанием волю Божию. Вообще, зачастую кажется, будто бы Бог нас подавляет, заставляет втискиваться в какие-то ничем вразумительным не обоснованные рамки. Иногда хочется, чтобы Бог и Его Церковь попросту оставили нас в покое. И, как мы знаем, такие мысли можно услышать повсюду. Любопытно, что они есть и в Священном Писании. В частности, в 80-м псалме, который звучит сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 80.
1 Начальнику хора.
На Гефском орудии. Псалом Асафа.
2 Радостно пойте Богу, твердыне нашей; восклицайте Богу Иакова;
3 возьмите псалом, дайте тимпан, сладкозвучные гусли с псалтирью;
4 трубите в новомесячие трубою, в определённое время, в день праздника нашего;
5 ибо это закон для Израиля, устав от Бога Иаковлева.
6 Он установил это во свидетельство для Иосифа, когда он вышел из земли Египетской, где услышал звуки языка, которого не знал:
7 «Я снял с рамен его тяжести, и руки его освободились от корзин.
8 В бедствии ты призвал Меня, и Я избавил тебя; из среды грома Я услышал тебя, при водах Меривы испытал тебя.
9 Слушай, народ Мой, и Я буду свидетельствовать тебе: Израиль! о, если бы ты послушал Меня!
10 Да не будет у тебя иного бога, и не поклоняйся богу чужеземному.
11 Я Господь, Бог твой, изведший тебя из земли Египетской; открой уста твои, и Я наполню их».
12 Но народ Мой не слушал гласа Моего, и Израиль не покорялся Мне;
13 потому Я оставил их упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам.
14 О, если бы народ Мой слушал Меня и Израиль ходил Моими путями!
15 Я скоро смирил бы врагов их и обратил бы руку Мою на притеснителей их:
16 ненавидящие Господа раболепствовали бы им, а их благоденствие продолжалось бы навсегда;
17 Я питал бы их туком пшеницы и насыщал бы их мёдом из скалы.
Оптимистичное и радостное начало только что прозвучавшего псалма резко контрастирует с его второй половиной: в начале псалмопевец призывает воспевать Бога, Который соделал много славного для израильского народа, но после речь заходит о неблагодарности израильтян, о том, что народ не был послушен Богу и не покорялся Ему.
Какова же была реакция Бога на эти грехи народа? Ответ мы слышим здесь же: «Я оставил их упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам» (Пс. 80:13). В псалме эта фраза представлена как самое тяжёлое из всех возможных наказаний, и если вдуматься, то оно действительно является таковым.
Непослушание Богу по своей сути равно стремлению к тому, чтобы Бог и вовсе никак не участвовал в жизни человека. И Бог идёт на это, ведь Он никогда Себя никому не навязывает. Что же получается тогда, когда Бог отходит в сторону?
Книги Ветхого Завета дают нам исчерпывающий ответ на этот вопрос: если Бог устраняется, то народ попросту перестаёт понимать, как ему жить, следствием чего становятся различные катаклизмы — от нравственных преступлений до войн и голода. Ошибкой было бы думать, что описанные в Библии беды отказавшегося от исполнения воли Божией народа — это месть обиженного Бога. Бог не может быть обижен, ведь Он не человек, и мстить Он тоже не может, ведь невозможно представить месть Творца Своему творению, но Бог может попросту оставить человека жить так, как того хочет сам человек, и последствия такого оставления всегда ужасны. Не стоит об этом забывать.
Псалом 80. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 80. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 80. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На Гефском орудии. Псалом Асафа.
2 Радостно пойте Богу, твердыне нашей; восклицайте Богу Иакова;
3 возьмите псалом, дайте тимпан, сладкозвучные гусли с псалтирью;
4 трубите в новомесячие трубою, в определенное время, в день праздника нашего;
5 ибо это закон для Израиля, устав от Бога Иаковлева.
6 Он установил это во свидетельство для Иосифа, когда он вышел из земли Египетской, где услышал звуки языка, которого не знал:
7 "Я снял с рамен его тяжести, и руки его освободились от корзин.
8 В бедствии ты призвал Меня, и Я избавил тебя; из среды грома Я услышал тебя, при водах Меривы испытал тебя.
9 Слушай, народ Мой, и Я буду свидетельствовать тебе: Израиль! о, если бы ты послушал Меня!
10 Да не будет у тебя иного бога, и не поклоняйся богу чужеземному.
11 Я Господь, Бог твой, изведший тебя из земли Египетской; открой уста твои, и Я наполню их".
12 Но народ Мой не слушал гласа Моего, и Израиль не покорялся Мне;
13 потому Я оставил их упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам.
14 О, если бы народ Мой слушал Меня и Израиль ходил Моими путями!
15 Я скоро смирил бы врагов их и обратил бы руку Мою на притеснителей их:
16 ненавидящие Господа раболепствовали бы им, а их благоденствие продолжалось бы навсегда;
17 Я питал бы их туком пшеницы и насыщал бы их медом из скалы.
«Спасительница»

Фото: Photo By: Kaboompics.com / Pexels
Этим утром я чувствовала себя в полном замешательстве. Из подмосковного города, где живу, мне предстояло ехать дневным автобусом в столицу по неотложным делам, а я осталась без очков. Накануне вечером случайно уснула над книгой, очки с меня упали, затем потянулась к лампе — и вот: треснула оправа, погнулось крепление дужки, отломилась и сама дужка...
В салон оптики я шла, как ёжик в тумане. Понимая, что выхода, скорее всего, нет — вот так в тумане и в Москве буду ходить по своим делам. Сотрудница салона велела мне не паниковать. Взяла очки и удалилась с ними во внутреннее помещение минут на пятнадцать. А потом протянула мне их назад — но это были будто не мои старые очки, а такие же, но совершенно новенькие! Я с трудом верила такому чуду, а моя спасительница смотрела на меня и улыбалась, радуясь моей радости.
«Сколько я вам должна?» — спросила я.
«Да нисколько! Пусть у меня сегодня будет благотворительность!» — ответила она.
И ведь не взяла денег! Но я спросила, как её зовут. И по дороге на автовокзал успела зайти в храм — поблагодарила Господа и написала записку о здравии моей благодетельницы.
Текст Натальи Разувакиной читает Алёна Сергеева.
Все выпуски программы Утро в прозе