Недалеко от курортного побережья Черного моря, возле села Каманы, стоит на абхазской земле монастырь. Сам он маленький и скромный, но история его богата и величественна.
Если ехать от Сухума по проселочной дороге вдоль течения реки Западная Гумиста, то вскоре увидишь на живописном холме храм, посвященный Иоанну Златоусту. Древняя его часть - небольшое здание с полукружием алтаря. Единственный зал освящается всего двумя окнами – в алтаре и над входом.
В девятнадцатом веке к храму были пристроены два придела и трехэтажная колокольня. Когда возводили колокольню, в земле обнаружили каменный саркофаг. В Каманах с давних времен хранили предание, что здесь на пути в ссылку, в Питиунт, окончил свои земные дни святитель Иоанн Златоуст. А после обнаружения саркофага греческий археолог Вризис подтвердил, что это та самая гробница, в которой почивали мощи святителя до того, как их перенесли в Константинополь.
И хотя не было безусловных доказательств, что Вризис прав, абхазские Каманы становятся с тех пор местом паломничества христиан. Здесь обустраивается женский монастырь, при нем открывается приют для девочек-сирот и больница, в которую обращаются за помощью местные жители.
В советское время монахинь из обители выселяют, в монастырских постройках располагается дом престарелых. В двадцать первом веке монастырь возрождается, но уже как мужской, сюда вновь тянутся паломники. Люди едут за много километров, чтобы прикоснуться к каманским святыням. Здесь по-прежнему можно приложиться к гробнице Иоанна Златоуста - теперь саркофаг хранится прямо в храме.
Неподалеку от церкви бьет целительный источник. Родник сочится из-под каменной глыбы в том месте, где в четвертом веке принял мученическую смерть за Христа святой Василиск. Древняя церковь на месте его славной кончины давно разрушена, но вода источника и нынче врачует больных. Возле родника стоит деревянная часовенка, средства на ее возведение пожертвовал паломник из России в благодарность за исцеление дочери.
Если вы подниметесь в горы, то найдете пещеру, в которой во времена иконоборчества христиане прятали честную главу Иоанна Крестителя. Святыня была возвращена в Константинополь еще в девятом веке, но к гроту, который долгое время служил для нее укрытием, до сих пор стремятся богомольцы.
Мариуполь (Донецкая Народная Республика). Кафедральный собор Святителя Николая Чудотворца
Во время Великой Отечественной войны в Советском союзе возросла роль Православной церкви. В общей беде люди обращались к Богу, и власти, ещё недавно враждебно относившиеся к религии, не препятствовали соборной молитве. Не стал исключением и Мариуполь. В годы войны верующие горожане сплотились, а вскоре после Победы зарегистрировали православную общину. Её участники приобрели дом на улице Кальмиусской, оборудовали под храм и освятили его во имя Николая Чудотворца. Многие годы маленькая церковь оставалась прибежищем для верующих. А в 1989-ом православные получили разрешение построить новый храм. Возведение продолжалось несколько лет, в нём приняли участие тысячи мариупольцев. Пожертвованиями и личным участием горожане приближали тот день, когда над городом засияли купола собора во имя святителя Николая Чудотворца. Он открылся в 1991 году, с тех пор богослужения под святыми сводами не прекращались. Сегодня Николаевский собор носит статус кафедрального храма Донецкой и МариУупольской епархии.
Радио ВЕРА в Мариуполе можно слушать на частоте 97,2 FM
Благовещенская церковь (Село Нелькан Хабаровский край)
В центральной части Хабаровского края, на стрелке рек Чуя и Мая, есть небольшой поселок Нелькан. Его история началась в девятнадцатом веке с печальных событий. В 1816 году в этих краях разразилась эпидемия сибирской язвы. От нее пострадали местные кочевые народы — тунгусы и якуты. Чтобы поддержать их в трудную годину, российское правительство организовало доставку хлеба в тайгу. Один из магазинов поставили в труднодоступной местности в урочище Нелькан. С тех пор здесь появились постоянные жители.
В 1851 году через Нелькан прошел почтовый тракт. Чтобы его обслуживать, в таежный посёлок переселились государственные крестьяне из Забайкалья. Православные построили для соборной молитвы часовню во имя святителя Николая. В 1864 году её посетил епископ Камчатский и Алеутский Иннокентий (Вениаминов), ныне прославленный в лике святых.
Часовня в Нелькане служила духовным центром для русских переселенцев и тунгусов, принявших христианство. Сюда несколько раз в год приезжали священнослужители для совершения церковных таинств. В конце девятнадцатого века Никольская часовня сгорела и вместо неё построили деревянную церковь в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. В поселке поселился священник. Он не только проводил богослужения, но и обучал местных ребятишек в церковно-приходской школе.
В начале двадцатого века Благовещенскую церковь уничтожил пожар и в 1914 году в Нелькане возвели каменный храм. Его стали называть братом московского собора Христа Спасителя, поскольку проекты этих зданий подготовил один и тот же архитектор — Константин Тон. Изящная таёжная церквушка, построенная по эскизам знаменитого зодчего, едва уцелела в годы советской власти. После революции 1917-го в ней разместили сначала революционный комитет, а затем сельский клуб.
В конце двадцатого века власти отреставрировали здание, привели в первоначальный вид и... сделали его филиалом «Хабаровского краеведческого музея». С таким решением не согласились местные жители. Они собрали сельский сход и ходатайствовали о возобновлении богослужений. В октябре 1991 года под сводами Благовещенской церкви вновь зазвучала молитва. С тех пор храм остаётся духовным центром поселка Нелькан.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Челябинск. Свято-Симеоновский кафедральный собор
Девятнадцатый век стал для уральского города Челябинска временем быстрого развития. Строились жилые дома, промышленные предприятия и храмы. В 1883 году в Заречной части города был построен каменный храм во имя праведного Симеона Верхотурского. Этот святой считается небесным покровителем Уральской земли, на которой стоит Челябинск. При советской власти, в тридцатых годах двадцатого века, Свято-Симеоновская церковь осталась единственной действующей в городе. Ей присвоили статус кафедрального, то есть главного собора Челябинской епархии. В годы Великой Отечественной войны церковь стала центром братского единения горожан. Верующие соборно молились о победе над захватчиками. Они собрали восемьдесят тысяч рублей в Фонд обороны. Настоятель собора, протоиерей Сергей Ашихмин, получил медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». После победы над врагом Свято-Симеоновский храм отреставрировали и расширили. В восьмидесятых годах двадцатого века в нём появились два дополнительных придела — в честь Казанской иконы Божией Матери и собора Всех святых, в земле Российской просиявших. А в двадцать первом столетии прихожане благоустроили территорию вокруг Свято-Симеоновского собора. Теперь здесь есть цветники, беседки, сад камней и даже небольшой рукотворный водопад. Жители Челябинска любят отдохнуть в церковном дворе после богослужения.
Радио ВЕРА в Челябинске можно слушать на частоте 88,4 FM








