
Жили в одной юрте два брата: Айхан и Эрчил. Хоть и вместе они жили, а дружбы между ними не было. Они и пропитание добывали по-разному: Айхан ловил рыбу, а Эрчил промышлял в тайге зайцев и белок.
Как-то Айхан пошел на реку ставить верши — приспособление для ловли рыбы, сплетённое из прутьев, и вернулся домой с пустыми руками. А Эрчил в тот день добыл двух зайцев. Пришел, сварил себе обед из зайчатины, одну тушку съел, другую на утро оставил. У голодного Айхана при виде мяса аж слюнки потекли.
— Братец Эрчил, поделился бы ты своей добычей, — говорит голодный рыболов, — завтра я наловлю рыбы и тоже с тобой поделюсь.
— Не могу, — ответил Эрчил. — Мне утром надо как следует поесть. Чтобы целый день по лесу ходить, надо много сил.
Так и пришлось Айхану ложиться спать голодным.
Добычливый охотник Эрчил отлично выспался, встал с утра пораньше, съел вторую тушку и отправился на охоту. А голодный Айхан поздно проснулся и побрёл осматривать свои верши. И что же? Попались ему два здоровенных налима.
Радостный вернулся Айхан домой, скорее стал рыбу варить.
А Эрчилу в тот день не было охотничьей удачи, возвратился он домой с пустыми руками. Заходит в юрту, а на очаге в котле вкусная уха из налимов варится.
— Братец Айхан, дал бы ты мне рыбки, — попросил голодный охотник.
— А ты мне вчера мяса дал? — отвечает ему Айхан. — То-то же. Если бы ты вчера со мной поделился, тогда и я бы с тобой налимов поделил.
Пожалел Эрчил, что пожадничал вчера, да дело сделано. Пришлось ему ложиться спать на голодный желудок.
Проснулись утром братья, и каждый своей дорогой пошёл: один на реку, другой в лес.
В то утро рыбаку Айхану опять повезло, вынул он из вершей сразу пять налимов. И так обрадовался, что начал вприпрыжку скакать возле проруби. Прыгал, прыгал, да и угодил в прорубь.
— Помогите! — кричит. — На помощь!
В тот день Эрчил как раз на берегу реки промышлял. Ему тоже повезло: двух крупных зайцев добыл, а белка уселась на сухом суку лиственницы и стала его дразнить. Выстрелил в неё охотник, а сук взял, да и обломился, Эрчила сверху придавил.
— Братец, помоги мне выбраться! — стал кричать охотник. — На помощь!
Слышат рыбак и охотник друг друга, руки тянут, все прежние обиды забыли, только одна мысль — скорее бы помощь подоспела.
Хороший для них обоих тогда выдался день. Айхану, хоть и с большим трудом, удалось из проруби выбраться и Эрчила освободить.
Правда, мешок с налимами в проруби утонул, но это не беда: в тот вечер брат с Айханом от души мясом поделился. Да и впредь всегда так было.
Поняли братья, что плохо без взаимовыручки жить, а всякая помощь хороша вовремя.
(по мотивам якутской народной сказки)
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 170 зач., I, 21 - II, 4.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Нередко, узнав о чьём-то дурном поступке, мы с облегчением говорим: «ну да, конечно же, я всегда так и думал об этом человеке!» Насколько такой подход соответствует христианскому духу, нам поможет понять отрывок из 2-го послания к Коринфянам апостола Павла, который читается сегодня за богослужением в храмах.
Глава 1.
21 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог,
22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.
23 Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф,
24 не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.
Глава 2.
1 Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.
2 Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?
3 Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас.
4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.
Апостол, как это следует из текста прозвучавшего сейчас отрывка, откладывает свой визит к проблемной церкви в Коринфе, где её раздирают разные «партии», христиане конфликтуют друг с другом, да и к самому Павлу у них достаточно много вопросов и претензий. И далее разъясняет причину: он не хочет причинять им боль, приходя к ним с неизбежными вопросами — на которые придётся давать крайне неприятные ответы. Вместо этого он словно бы «раздвигает горизонт» для коринфян, с одной стороны, обозначая свою позицию, с другой — оставляя им возможность и время измениться. Самое главное здесь то, как сам апостол это объясняет: он отказывается быть «надзирателем» или «начальствующим» над их верой, но хочет стать «соработником радости».
Некоторые бы могли сказать: да что за «миндальничанье!» Надо было сразу приехать и беспощадно вонзить нож пастырского вразумления в давно назревший гнойник! Ну и что, что будет больно, вонюче и грязно? Зато правда восторжествует во всей своей красе!
Однако апостол отказывается поступать так, предпочитая соединить истину с любовью. И он верит в то, что коринфяне, прочитав это послание, в равной степени наполненное и непреклонной истиной, и одновременно большой любовью, сами осознают недопустимость продолжения своего греховного поведения. И тем самым избавят апостола от необходимости огорчать их своим появлением — напротив, тогда все будут рады друг другу, когда визит состоится.
Перед нами — замечательный пример подлинно христианской педагогики. Казалось бы, ничего не мешает апостолу приехать и устроить разбирательство по всей строгости христианского закона. Но он сознательно «притормаживает», не для того, чтобы выждать и ударить в самый болезненный момент — напротив, чтобы духовная «терапия» его пастырским словом, вниманием и любовью, успела принести свой результат — и никакой «хирургии» уже не потребовалось!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пусть ребята в школах услышат важные и нужные слова о семье

Татьяна Смурова по профессии — педагог, преподает историю и обществознание. Нередко в работе с детьми возникают сложности. «В такие моменты, — замечает Татьяна, — необходимо иметь „под рукой“ проверенные методические материалы по педагогике и психологии, на которые можно опереться, но отыскать их не так-то просто»
Ещё одна тема, которая волнует Татьяну, не только как педагога, но и как маму двоих детей — это семейные отношения и ценности. Разговоры о семье она считает актуальными, потому что часто видит, как критически настроены подростки, когда речь заходит о целомудрии, верности, порядочности и рождении детей. «Очень трудно грамотно выстроить разговор с ребёнком, чтобы он стал беседой по душам и был полезен», — говорит Татьяна Смурова.
Проект «Клевер Лаборатория» активно поддерживает педагогов в их начинаниях не первый год. Уже этой осенью на портале «Клевер Лаборатории» будут опубликованы новые материалы, посвящённые теме семейных отношений: «Дорога к дому, в котором живёт любовь». Они помогут Татьяне и другим учителям выстроить диалог с детьми о семье в подходящей для их возраста форме.
Вы можете поддержать разработку этих материалов — и благодаря вашей помощи ребята в школе услышат важные и нужные слова о семье — самом ценном, что есть в жизни. Сделать любой благотворительный взнос можно на сайте проекта «Клевер Лаборатория».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«14-е воскресенье по Пятидесятнице. Церковное новолетие». Прот. Федор Бородин

В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (2Кор.1:21-2:4) и Евангельского (Мф.22:1-14) чтений в 14-е воскресенье по Пятидесятнице, о начале Церковном новолетии, о днях памяти иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи, чуда Архистратига Михаила в Хонех, преподобного Макария Оптинского.
Все выпуски программы Седмица