Кто из нас не встречался с шуткой: «У меня для тебя две новости. Одна хорошая, вторая плохая. С какой начать?». Когда я читаю студентам курс по «Новостной журналистике», я всегда использую эту шутку, чтобы завязать разговор. И всегда знаю, что ответ точно не будет единогласным. Оно и понятно: характер у людей разный и предпочтения – тоже разные. Но этой шуткой я и не преследую цель, выяснить, кто из студентов любит сразу правду-матку, а кто – горит желанием подсластить горькую пилюлю. Я начинаю с этого вопроса, потому что хочу показать будущим репортёрам возможные варианты принятия их адресатами одной и той же новости.
Итак, я им говорю:
- Плохая новость заключается в том, что с сегодняшнего дня в институте не работает соловая. Это хорошая новость или плохая?
- Ну, безусловно, плохая, – отвечают они. – А какая тогда хорошая?
- А хорошая новость заключается в том, что… столовая не работает не у нас в институте.
Тут мои студенты улыбаются и понимают, в чём дело. А точнее – сосредотачиваются на нужной мне для урока позиции: слова «хороший» и «плохой» никогда не имеют абсолютно точного значения. То, что с одной стороны кажется плохим, с другой стороны может оказаться хорошим.
Просматривая новостные ленты, мы интуитивно оцениваем их значимость для себя и не воспринимаем близко к сердцу какие-то события, произошедшие не в нашей стране, не в наше время, не с нашими близкими. Испытываем мы при этом лёгкое чувство жалости, улыбки, иногда говорим, цокая языком: «Кошмар», «Ужас» или, наоборот, киваем изумлённо: «Везёт же людям», «Молодцы». Но потом как-то забываем неинтересные новости и дальше просматриваем заголовки и гиперссылки.
Но почему же всё-таки одни новости нам интересны, а другие нет? Причина, мне кажется, кроется в традиционном выражении, знакомом нам с детства: «Тебя это не касается». Если что-то не подступает к нам ближе границ наших интересов, мы не считаем нужным заострять на этом своё внимание.
Например, услышав краем уха плохую новость, мы невольно напрягаемся… и в момент развязки, когда выясняется, что нас это всё-таки «не касается», с облегчением выдыхаем: «Слава Богу». Плохая новость вмиг становится хорошей. То есть для нас хорошей, для тех, кто смотрит на плохую новость со стороны. Однако, после мимолётного облегчения, наступает неловкий момент, к которому нас учит приобщаться православная вера. Это – момент сострадания, принимая который, мы получаем возможность вспомнить,как нам дорого то, что мы уже имеем.
С точностью да наоборот происходит с хорошими новостями. Мы с замиранием сердца ждём сводок о победителях, антициклонах, отпусках, но когда выясняется, что все эти блага случаются не с нами и не у нас, наступает момент, от которого предостерегает православная вера. Момент зависти или теплохладности, из-за которого бывает так трудно порадоваться за других: потому что нас самих эта радость никак не касается.
Вот и кажется всё время, что плохих новостей на свете больше чем хороших. Ведь радости от чужой плохой новости не испытаешь, а на ликование от чужой хорошей новости – не всегда хватает духовных сил и смирения. А между тем Господь ведь отлично знает баланс в посылаемых нам на землю событиях. Задача человека – только принимать их достойно и реагировать правильно.
28 декабря. О наставлениях святителя Луки Войно-Ясенецкого

Сегодня 28 декабря. Собор крымских святых.
О наставлениях святителя Луки Войно-Ясенецкого, входящего в сонм святых Крыма — протоиерей Илья Кочуров.
Одним из самых известных святых Крымской земли является священноисповедник Лука, архиепископ города Симферополя. Святитель Лука оказался и исповедником, и великим пастырем, и наставником.
Среди его многочисленных, очень мудрых наставлений есть одно, где священномученик говорит такие слова, что мы должны оказывать милосердие другим людям без пренебрежения к ним, как бы омывая их раны. Это очень мудрое замечание, потому что святитель Лука сам прошёл очень серьёзный путь, когда ему приходилось оказывать милосердие, например, по отношению к красноармейцам, которые над ним же издевались, измывались над ним, высмеивали веру Христову. И он их при всём при этом лечил в госпитале, возвращал буквально к жизни, ставил на ноги и вместо благодарности всё равно получал насмешки, издевательства. Пройдя такой серьёзнейший путь исповедничества, святитель Лука понял, что далеко не всегда сердце человека может быть исполнено такой совершенно искренней любви. И при всём при этом мы должны всё равно подвигать себя к тому, чтобы мы совершали дела любви, как говорил святитель, что если ты не можешь делать большие добрые дела, делай тогда маленькие. Но мы должны делать их всё-таки с почтением и с любовью к тем, кому мы оказываем милосердие, как говорит святитель, омывая их раны.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 декабря. О почитании ветхозаветных праведников

Сегодня 28 декабря. Неделя святых праотцев.
О почитании ветхозаветных праведников — священник Стахий Колотвин.
Когда мы готовимся к Рождеству Христову, конечно, мы не имеем возможности ходить при обычной повседневной жизни каждый день в храм на богослужение. Но на воскресную службу, на Малую Пасху, всегда мы выбираемся, и поэтому на богослужениях перед Рождеством Христовым в воскресные дни мы начинаем вспоминать тех людей, которые послужили Рождеству Христову, — ветхозаветных праведников.
Однако не все знают, почему же есть Неделя отцов, а есть Неделя праотцов. На самом деле, это особенности нашего русского перевода. Ведь в древности была единая, очень длинная служба, которая, при дополнении её к обычным воскресным богослужебным текстам, она превращалась в богослужение такой длины, что в монастырях-то, может, кто-то бы и выстоял, а обычный работающий человек не имел такой возможности.
И поэтому эту службу поделили на две части. И часть стали совершать не в воскресенье перед Рождеством, а ещё на одну неделю раньше. Эта служба называлась служба Недели, Неделя та, которая перед Неделей святых отцов. В греческом языке есть артикли, которые помогают понять эту чёткость. А в русские тексты, уже в славянские, как-то перебралось, что Неделя, которая перед отцами, и стали вот загадочные праотцы.
На самом деле, дорогие братья и сёстры, и праотцы, и отцы — это одни и те же люди. Это те святые, которые послужили пришествию Христа в мир, подготовке этого пришествия. Тем не менее, поскольку богослужебные песнопения, поделённые на два воскресенья, всё равно построены в хронологическом порядке, то в это первое воскресенье мы будем вспоминать самых первых ветхозаветных святых, начиная с покаявшегося праотца Адама.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 декабря. Об истории кинематографа
Сегодня 28 декабря. Международный день кино.
Об истории кинематографа — протоиерей Игорь Филяновский.
Родоначальниками кино считают братьев Люмьер. Их первый публичный киносеанс прошёл в декабре 1895 года в Париже. В России премьера первого фильма состоялась в 1908 году. Это была лента «Понизовая вольница» режиссёра Владимира Ромашкова по мотивам народной песни о Стеньке Разине. Длился первый российский фильм всего 7 минут.
С тех пор кинематограф прошёл большой путь в развитии и претерпел масштабные изменения: от немого кино до звукового, от черно-белого до цветного, от плёночного до цифрового. Сложились разные жанры кинематографа: научный, документальный, публицистический, художественный.
В золотой фонд мирового кинематографа вошли ленты наших выдающихся режиссеров: Эйзенштейна, Довженко, Пудовкина, Бондарчука, Тарковского, Рязанова, Данелии, Германа, Хуциева.
Прошедшее столетие убедительно показало, что кино — не только развлечение или передача информации. Кинематограф влияет на многие социальные вопросы, формирует общественное мнение, раскрывает новые художественные горизонты. Лучшие фильмы мирового и нашего отечественного кинематографа наряду с художественными открытиями несут в себе глубокий анализ окружающей жизни, повествуют о духовных поисках современного человека. Именно эти качества и делают кинематограф важной частью культурной жизни всего человечества.
Все выпуски программы Актуальная тема











