Кто из нас не встречался с шуткой: «У меня для тебя две новости. Одна хорошая, вторая плохая. С какой начать?». Когда я читаю студентам курс по «Новостной журналистике», я всегда использую эту шутку, чтобы завязать разговор. И всегда знаю, что ответ точно не будет единогласным. Оно и понятно: характер у людей разный и предпочтения – тоже разные. Но этой шуткой я и не преследую цель, выяснить, кто из студентов любит сразу правду-матку, а кто – горит желанием подсластить горькую пилюлю. Я начинаю с этого вопроса, потому что хочу показать будущим репортёрам возможные варианты принятия их адресатами одной и той же новости.
Итак, я им говорю:
- Плохая новость заключается в том, что с сегодняшнего дня в институте не работает соловая. Это хорошая новость или плохая?
- Ну, безусловно, плохая, – отвечают они. – А какая тогда хорошая?
- А хорошая новость заключается в том, что… столовая не работает не у нас в институте.
Тут мои студенты улыбаются и понимают, в чём дело. А точнее – сосредотачиваются на нужной мне для урока позиции: слова «хороший» и «плохой» никогда не имеют абсолютно точного значения. То, что с одной стороны кажется плохим, с другой стороны может оказаться хорошим.
Просматривая новостные ленты, мы интуитивно оцениваем их значимость для себя и не воспринимаем близко к сердцу какие-то события, произошедшие не в нашей стране, не в наше время, не с нашими близкими. Испытываем мы при этом лёгкое чувство жалости, улыбки, иногда говорим, цокая языком: «Кошмар», «Ужас» или, наоборот, киваем изумлённо: «Везёт же людям», «Молодцы». Но потом как-то забываем неинтересные новости и дальше просматриваем заголовки и гиперссылки.
Но почему же всё-таки одни новости нам интересны, а другие нет? Причина, мне кажется, кроется в традиционном выражении, знакомом нам с детства: «Тебя это не касается». Если что-то не подступает к нам ближе границ наших интересов, мы не считаем нужным заострять на этом своё внимание.
Например, услышав краем уха плохую новость, мы невольно напрягаемся… и в момент развязки, когда выясняется, что нас это всё-таки «не касается», с облегчением выдыхаем: «Слава Богу». Плохая новость вмиг становится хорошей. То есть для нас хорошей, для тех, кто смотрит на плохую новость со стороны. Однако, после мимолётного облегчения, наступает неловкий момент, к которому нас учит приобщаться православная вера. Это – момент сострадания, принимая который, мы получаем возможность вспомнить,как нам дорого то, что мы уже имеем.
С точностью да наоборот происходит с хорошими новостями. Мы с замиранием сердца ждём сводок о победителях, антициклонах, отпусках, но когда выясняется, что все эти блага случаются не с нами и не у нас, наступает момент, от которого предостерегает православная вера. Момент зависти или теплохладности, из-за которого бывает так трудно порадоваться за других: потому что нас самих эта радость никак не касается.
Вот и кажется всё время, что плохих новостей на свете больше чем хороших. Ведь радости от чужой плохой новости не испытаешь, а на ликование от чужой хорошей новости – не всегда хватает духовных сил и смирения. А между тем Господь ведь отлично знает баланс в посылаемых нам на землю событиях. Задача человека – только принимать их достойно и реагировать правильно.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер