В 1859 году на пристани в Перми встречали пароход. Ничего необычного в этом не было – первые паровые суда на Каме появились ещё в 20-х годах 19 века. Но для братьев Григория и Фёдора Каменских, стоявших на берегу и с замиранием сердца смотревших, как выпускает дым из трубы новенькое, блестящее свежей краской судно, этот день был поистине знаменательным. Ещё недавно они были крепостными крестьянами князя Голицына. Отрабатывали барщину, а в свободное время работали на себя – копили деньги на откуп из крепостной зависимости. Через несколько лет тяжёлого и упорного труда Каменские смогли выкупить себе вольную. Поработав ещё несколько лет грузчиками на ярмарках, на скопленные деньги братья заказали в Сормовских судостроительных мастерских небольшой пароход – путёвку в новую жизнь. И вот он гордо рассекает воды Камы и всем с пристани видно его название, крупными буквами выведенное на борту: «Работник».
В первую же навигацию «Работник» принёс хорошую прибыль, и братья смогли приобрести ещё несколько судов. Григорий и Фёдор стали богатыми людьми. Они могли позволить себе роскошную жизнь. Но роскошь не привлекала искренне верующих братьев. «Господь помог нам выбиться в люди – должны и мы Ему добром воздать», - говорили они.
В 1860 году Каменские приобрели здание на Пермской улице в Перми, отремонтировали его, частично перестроив, и подарили женскому Мариинскому училищу. А через год братья пожертвовали 8 тысяч рублей на строительство Воскресенского храма.
Храмостроительство было неотъемлемой частью жизни Григория и Фёдора Каменских. В 1865 году они на собственные средства возвели в Перми церковь во имя святого Николая Чудотворца при пересыльном замке. Немногим позже Каменские осуществили непростую и дорогостоящую перевозку на Афон, в русский Свято-Пантелеимоновский монастырь, двухсотпятидесятипудового колокола, который сами же и приобрели для обители. Большие пожертвования на постройку храмов получали от Григория и Фёдора русские миссии в Иерусалиме и Японии.
Делом всей жизни для братьев Каменских стало строительство в Перми Успенского женского монастыря. Всё началось с возведения простой деревянной Казанской церкви. Постепенно вокруг храма Каменские пристраивали здания для приходских нужд. Вскоре при церкви образовалась многочисленная женская община и было решено устроить монастырь. Каменские взяли на себя все расходы по строительству и содержанию новой обители. Главный монастырский храм – каменный, в честь Успения Пресвятой Богородицы, был также возведён на их личные средства. Братья обеспечили монастырь капиталом, на проценты с которого обитель могла существовать.
У себя на родине, в селе Данилиха Пермского уезда, братья открыли приют для бедных детей. В Перми они устроили приют для сирот, специально купив для этого большой дом на углу Покровской и Верхотурской улиц. Пароходчики Каменские были попечителями Городской общественной богадельни, выделяли на её содержание немалые деньги, а в 1885 году построили при ней каменную церковь в честь святого Симеона Верхотурского.
В завещании один из братьев Каменских, Фёдор Козьмич, оставлял родным наказ жить в согласии и не скупиться на помощь ближним. Ровно на десять лет пережил брата Григорий Козьмич. Он скончался в 1883 году. Дети и внуки продолжили не только пароходный бизнес братьев, но и их дела милосердия, оставив о роде Каменских добрую память на века.
11 мая. О помощи Божьей в добрых делах
В 3-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Иоанна Крестителя: «Не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба».
О помощи Божьей в добрых делах, — священник Алексий Дудин.
Деяния святых апостолов
Деян., 8 зач., III, 11-16
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как получить силу от Бога? Что для этого необходимо сделать? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 3-й главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 3.
11 И как исцеленный хромой не отходил от Петра и Иоанна, то весь народ в изумлении сбежался к ним в притвор, называемый Соломонов.
12 Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?
13 Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его.
14 Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу,
15 а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели.
16 И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие перед всеми вами.
В отрывке, который только что прозвучал, упоминается о чуде, которое совершили апостолы Пётр и Иоанн. В Иерусалимском храме они исцелили человека, хромого от рождения. Это было сделано на глазах у многих свидетелей. Люди были поражены. Ведь они привыкли видеть несчастного калеку в беспомощном состоянии изо дня в день, на протяжение долгого времени. А потому никто не усомнился в том, что произошло нечто удивительное и необъяснимое. Хочешь — не хочешь, придётся признать, что апостолы обладали какой-то сверхъестественной силой. Каков источник этой силы? Что они сделали, чтобы её получить? А можем ли и мы овладеть ею?
Предвосхищая все эти вопросы, Пётр обращается к собравшимся: не думайте, что это наша собственная сила. У нас самих по себе её не больше, чем у вас. Это сила не наша. Это сила Иисуса Христа. Через нас действует Господь. Мы просто предоставили себя в Его полное распоряжение. И теперь нашими руками Он творит чудеса, нашими устами обращается к вам. Вот основная идея слов Петра. И ещё важный момент, о котором упоминает апостол. Каким-то необъяснимым образом эта сила связана с состоянием внешнего бессилия. Неслучайно он упоминает о смерти и воскресении Спасителя. Господь добровольно отказался от Своего могущества, пошёл на крест, пострадал и умер, чтобы Его ученики могли получить власть менять сердца и умы других людей, избавлять их от телесных и духовных болезней.
Итак, важные идеи содержатся в речи Петра. Как в земной судьбе Самого Христа сначала была Голгофа, а потом воскресение, так и в жизни Его учеников настоящее служение Богу начинается с ощущения своего полного бессилия. Своими умом и сердцем человек должен отчётливо увидеть собственную беспомощность перед лицом окружающих его обстоятельств. Осознать, что у него нет власти ни над людьми, ни над ситуациями, ни даже над собой. Что он не контролирует не то что свою судьбу, но даже не может, как говорит Христос в Евангелии, прибавить себе росту хотя бы на локоть. Не может ни одного волоса сделать белым или чёрным. Что само наше дыхание, частота нашего пульса и наш сердечный ритм полностью в руках Творца. Такое внутреннее состояние Евангелие называет духовной нищетой. А христианская традиция именует смирением. То есть ощущением своей меры, своей ограниченности.
В суете будничной рутины, за пеленой разнообразных впечатлений и эмоций разглядеть эту свою нищету практически невозможно. А потому мы продолжаем жить в иллюзии своего всемогущества. По этой причине и нет в нас силы Творца. Поэтому и благословенны те минуты, когда жизнь ставит нас на колени и мы вынуждены обратится к Богу. Это всегда шанс начать всё иначе. Счастливый и далеко не случайный момент, когда мы можем всецело отдать себя нашему Создателю. Выбрать жить не так, как жили раньше. По совсем иным правилам. По Евангельским заповедям.
И Богу приятны такие моменты. Он ценит это наше бессилие. Ведь именно благодаря ему человек становится Его глазами, ушами, ногами, устами и руками. Он через такого человека видит, слышит, ходит, говорит и действует в этом мире. Именно так. Не каким-то абстрактным образом, но именно через эту человеческую немощь, которая сделала выбор во всём, всегда и везде полагаться на Своего Творца, в нашей судьбе и судьбе тех, кто нас окружает, совершится сила и слава воскресшего Бога.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Счастье детям» помогает семьям в Кемеровской области
«Спасибо, помогли!» — такую надпись под фотографиями радостных детей часто можно встретить в социальных сетях кемеровского фонда «Счастье детям». Это значит, что ещё у одного ребёнка появилась возможность пройти долгожданное лечение или реабилитацию. Как, например, у Максима. Ему 4 года, он с большим упорством и любопытством изучает всё вокруг и очень любит танцы. Жизнь мальчика омрачают проблемы со здоровьем — приступы эпилепсии тормозят развитие Максима, в том числе и двигательное. Чтобы мальчик мог уверенно стоять на ногах и ходить, врачи посоветовали семье отправить его на реабилитацию. Но оплатить её самостоятельно у родителей возможности не было. На помощь им пришёл фонд «Счастье детям» и люди из разных регионов нашей страны. Максим уже успел побывать на занятиях в медицинском центре и вернулся с большой победой — он начал ходить! Теперь вместе со старшим братом мальчик учится играть в футбол и весело кричит «Гооол!», когда попадает ногой по мячу.
Миссия фонда — подарить своим подопечным — болеющим детям — счастливое и активное детство, а ещё шанс на здоровье будущее. Прямо сейчас нужна помощь трёхлетней Алисе Барановой, ей тоже важно пройти реабилитацию. Если вы хотите поддержать кемеровский фонд и его подопечных, переходите на сайт: счастьедетям.рф
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов