
В течение Великого поста в православных храмах исполняются песнопения, которые в иные дни услышать нельзя. Церковь готовит своих прихожан к празднику Пасхи Христовой, призывает людей исправить грехи и приблизиться к Богу. Такой настрой ярко передаёт песнопение, названное по первым словам — «Господи сил, с нами буди». О содержании этого молитвословия рассказывает священник Антоний Борисов.
В составе православного богослужения встречаются песнопения, внутри которых соединились воедино два вида религиозной поэзии — ветхозаветной иудейской и новозаветной византийской.
Песнопение «Господи сил, с нами буди» — пример гармоничного сосуществования творчества древних иудеев и византийских греков. В основе песнопения «Господи сил, с нами буди» лежит 150-й, псалом царя и пророка Давида. В древнем Израиле это произведение пелось в дни особых торжеств — в 150-ом псалме прославляется величие Бога и Его забота о нашем мире:
«Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его на тверди силы Его, хвалите Его за могущество Его, хвалите Его по множеству величия Его».
Произведение Давида говорит нам о том, как славили Бога во времена этого великого пророка:
«Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях; хвалите Его на тимпане и в хороводе, хвалите Его на струнах и органе; хвалите Его на кимвалах благозвучных, хвалите Его на кимвалах звонких. Всё, что дышит, да восхвалит Господа»!
В песнопении «Господи сил, с нами буди» строки псалма перемежаются молитвенным прошением.
«Господи Сил, с нами буди, иного бо разве Тебе помощника в скорбех не имамы, Господи Сил, помилуй нас» — «Господь сил ангельских, с нами пребудь, ибо мы иного, кроме Тебя, помощника в скорбях не имеем; Господь сил ангельских, помилуй нас».
Церковь одновременно восхваляет Бога и просит Его о заступничестве. По окончании слов 150-го псалма обычно исполняется несколько кратких песнопений, посвященных Христу и Богоматери. В них говорится о том, что по молитвам святых Господь прощает людям грехи. Песнопение «Господи сил, с нами буди» призывает нас каяться в грехах и сожалеть об ошибках, а также воодушевляет и напоминает о милости Бога.
Песнопение «Господи сил, с нами буди» ежевечерне звучит в православных храмах в будние дни Великого поста. Оно гармонично дополняет иные великопостные молитвословия, в которых также звучит призыв к покаянию. Давайте послушаем песнопение «Господи сил, с нами буди» в исполнении хора Свято-Елизаветинского монастыря города Минска.
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема