Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM
Лепта вдовы Тиссо

Евангелие от Марка, Глава 12, стихи 38-44

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Антоний Борисов
Евангелие от Марка, Глава 12
Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. В современном мире люди очень любят оперировать статистикой. При этом многие часто путают исчисление в относительных и абсолютных величинах. И когда кто-нибудь рассказывает, что чего-то много или мало, одно хорошо, а другое — плохо, очень важно бывает поставить вопрос: много или мало, хорошо или плохо относительно чего именно? Такое сравнение часто помогает понять, насколько мы со своими ощущениями и желаниями адекватно оцениваем ситуацию. Но есть ли место чему-то относительному в религии и насколько Бог учитывает не только наши действия, но и обстоятельства, внутри которых мы находимся. Ответ на этот вопрос можно дать, обратившись к отрывку из 12-й главы Евангелия от Марка, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 12.

38 И говорил им в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях,

39 сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах,-

40 сии, поядающие домы вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение.

41 И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много.

42 Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант.

43 Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу,

44 ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое.

Обычно святоотеческую литературу читают для того, чтобы почерпнуть из неё вероучительные или нравственные истины, но иногда бывает интересно заметить описание быта, традиций или нравов, говоря о которых духовный писатель как будто бы приоткрывает перед нами совершенно не знакомый для нас мир. Помню однажды, читая святителя Василия Великого, я поразился тому описанию жизни скифов, которое он дал. Как человек эллинской культуры он, конечно же, считал их культуру совершенно варварской. В данном случае даже не важно, была ли она таковой на самом деле, ведь сам он вряд ли видел скифов, и мог знать о них лишь из исторических сочинений своего времени, из разговоров с воинами или купцами. Итак, он писал, что скифы очень жестоки, что они часто занимаются грабежами и насилием, гневаются, раздражаются и часто заканчивают ссоры кровопролитием. Но самое интересное не столько описание, сколько вывод, который, святитель делает из всего сказанного. Он говорит: «И, если даже скифы оказываются способны к снисходительности и человеколюбию, насколько же больше мы ответственны и насколько больше спросит Бог с нас, с тех, кто вырос в христианской вере».

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим, как Христос, сидя у храмовой сокровищницы, смотрел на то, как богатые люди складывали в неё деньги. Складывали явно не последнее, были щедры и спокойны, ведь всё сделали правильно. Далее же мы слышим о вдове, которая положила совсем немного, две мелкие монетки. Однако неожиданно Христос говорит, что её жертва была для Бога значимее, чем жертвы богачей, потому что, как бы мы сегодня сказали, в процентном соотношении она была значительно больше ведь, вдова положила всё что имела. Она знала, что её жертва мала, она не была самодовольна, не ожидала никакой похвалы, но сделала всё, что могла.

Что же это означает? Означает, что Бог оценивает поведение человека, исходя из ситуации, в которой тот действует, ведь Господь справедлив и многомилостив. Если человек хитрит и оправдывается, если говорит что-то вроде: «Господи, у моих родителей были проблемы, и поэтому я сегодня поступаю жестоко или эгоистично», Бог будет судить его по его знаниям и возможностям. Но если у того же человека, выросшего в сложной обстановке ссор и скандалов, нет никаких знаний о том, как поступать правильно и он совершенно честно и искренне поступает настолько хорошо, насколько может, Бог примет его усилия, хотя со стороны они могут показаться мелочью. Вспоминая о двух лептах вдовы, не будем судить поступки других, ведь мы не знаем из какой нравственной и духовной бедности человек совершает эти усилия. Каждый из нас призван искренне предавать Богу все свои силы, а уж сколько их у кого, один Господь знает.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Антоний Борисов

Евангельское повествование наполнено парадоксами. Один из наиболее ярких — имеет отношение к исторической канве, а именно к тому обстоятельству — кто стал союзником Христа, а кто оказался Его врагом. Сторону Спасителя заняли в понимании той эпохи отбросы общества. А вот религиозная элита древнего Израиля Иисуса отвергла. О том и идёт речь в отрывке из 12-й главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте послушаем.

Глава 12.

38 И говорил им в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях,

39 сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах,-

40 сии, поядающие домы вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение.

41 И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много.

42 Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант.

43 Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу,

44 ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое.

В преддверии скорого ареста и последующей казни, Спаситель даёт ученикам, а через них всем нам, предельно откровенные и прямые наставления. Одно из них мы только что слышали — не подражать фарисеям и прочим законникам Израиля. Чем же эти люди не угодили Христу? Причин несколько. Первая состоит в лицемерии, напускном внешнем благочестии иудейских старейшин. Вторая причина имеет ещё более негативный характер. Спаситель фактически обвиняет фарисеев в том, что они обирают малоимущих. Или как говорится в Евангелии — «поедают дома вдов».

Данное обвинение указывало не только на то, что представители религиозной элиты фактически паразитируют на чужих жизнях, но и на том, что они, так щепетильно исполняя многие обряды, прямо нарушают постановление пророка Моисея. В нём (этом постановлении) говорится, что особым грехом является обижать и ущемлять вдов и сирот. Хотя во времена Спасителя учителям закона запрещалось брать деньги непосредственно за религиозную деятельность (раввин должен был работать), многие фарисеи находили уловки, позволявшие им получать деньги от общественности. Например, за исполнение за какого-то человека молитвенного обета, который сам человек обещал исполнять, но желания к тому не имел.

Именно с перечисленными обстоятельствами следует логически увязывать последующие слова Христа. Он смотрит на то, как люди жертвуют деньги в храмовую копилку, и хвалит вдовицу, положившую две мелкие монетки. Фарисеи и прочие религиозные старейшины жертвовали много и демонстративно. Спаситель, видя эту показуху, по сути говорит следующее. Этим людям нечем гордиться, ведь жертвуют они не то, что заработали в поте лица, а фактически чужие деньги. В том числе и деньги этой бедной вдовы.

При всей жёсткости прозвучавшей критики, Спаситель не выражает в отношении самих фарисеев никакого презрения. Христос в другом месте даже хвалит те или иные поучения законников, когда говорит апостолам — то, чему они учат, исполняйте, но самим фарисеям не подражайте. Сегодняшнее евангельское учение учит нас тому, что значение того или иного религиозного действия определяется не формой, но глубинным содержанием. Искренняя вера и стремление к покаянию способны компенсировать собой недостатки формы. А вот гордость, лицемерие, ложь себе и Богу способны даже самое совершенное религиозное действие напрочь испортить.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
16.01.2025четверг
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ