Евангелие от Марка, Глава 12, стихи 38-44. Комментирует - Антоний Борисов
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Марка, Глава 12, стихи 38-44

Поделиться Поделиться
Читает и комментирует священник Антоний Борисов

Евангельское повествование наполнено парадоксами. Один из наиболее ярких — имеет отношение к исторической канве, а именно к тому обстоятельству — кто стал союзником Христа, а кто оказался Его врагом. Сторону Спасителя заняли в понимании той эпохи отбросы общества. А вот религиозная элита древнего Израиля Иисуса отвергла. О том и идёт речь в отрывке из 12-й главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте послушаем.

Глава 12.

38 И говорил им в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях,

39 сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах,-

40 сии, поядающие домы вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение.

41 И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много.

42 Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант.

43 Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу,

44 ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое.

В преддверии скорого ареста и последующей казни, Спаситель даёт ученикам, а через них всем нам, предельно откровенные и прямые наставления. Одно из них мы только что слышали — не подражать фарисеям и прочим законникам Израиля. Чем же эти люди не угодили Христу? Причин несколько. Первая состоит в лицемерии, напускном внешнем благочестии иудейских старейшин. Вторая причина имеет ещё более негативный характер. Спаситель фактически обвиняет фарисеев в том, что они обирают малоимущих. Или как говорится в Евангелии — «поедают дома вдов».

Данное обвинение указывало не только на то, что представители религиозной элиты фактически паразитируют на чужих жизнях, но и на том, что они, так щепетильно исполняя многие обряды, прямо нарушают постановление пророка Моисея. В нём (этом постановлении) говорится, что особым грехом является обижать и ущемлять вдов и сирот. Хотя во времена Спасителя учителям закона запрещалось брать деньги непосредственно за религиозную деятельность (раввин должен был работать), многие фарисеи находили уловки, позволявшие им получать деньги от общественности. Например, за исполнение за какого-то человека молитвенного обета, который сам человек обещал исполнять, но желания к тому не имел.

Именно с перечисленными обстоятельствами следует логически увязывать последующие слова Христа. Он смотрит на то, как люди жертвуют деньги в храмовую копилку, и хвалит вдовицу, положившую две мелкие монетки. Фарисеи и прочие религиозные старейшины жертвовали много и демонстративно. Спаситель, видя эту показуху, по сути говорит следующее. Этим людям нечем гордиться, ведь жертвуют они не то, что заработали в поте лица, а фактически чужие деньги. В том числе и деньги этой бедной вдовы.

При всей жёсткости прозвучавшей критики, Спаситель не выражает в отношении самих фарисеев никакого презрения. Христос в другом месте даже хвалит те или иные поучения законников, когда говорит апостолам — то, чему они учат, исполняйте, но самим фарисеям не подражайте. Сегодняшнее евангельское учение учит нас тому, что значение того или иного религиозного действия определяется не формой, но глубинным содержанием. Искренняя вера и стремление к покаянию способны компенсировать собой недостатки формы. А вот гордость, лицемерие, ложь себе и Богу способны даже самое совершенное религиозное действие напрочь испортить.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!