Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Марка, Глава 2, стихи 14-17

Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Антоний Борисов
Евангелие от Марка, Глава 2
Читать далее
протоиерей Павел ВеликановЧитает и комментирует протоиерей Павел Великанов

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Задумывались ли вы, дорогие друзья, как часто следует... каяться? Может ли вообще быть некий определённый «регламент» для покаяния? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте послушаем отрывок из 2-й главы Евангелия от Марка, который читается сегодня в храмах за богослужением.

Глава 2.

14 Проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, встав, последовал за Ним.

15 И когда Иисус возлежал в доме его, возлежали с Ним и ученики Его и многие мытари и грешники: ибо много их было, и они следовали за Ним.

16 Книжники и фарисеи, увидев, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками?

17 Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.

Какая прекрасная аналогия дана нам Самим Христом Спасителем, чтобы ответить на поставленный выше вопрос — как часто следует каяться? Ответ очевиден: ровно так же, как и... ложиться в больницу на операцию! Как правило, никто — за исключением уже долго идущих заболеваний и плановых операций — не продумывает, что он, условно, в этом году что-нибудь себе да удалит во время операции. Будет болезнь — будет и больница, но как же хотелось бы, чтобы избежать этого любыми способами!..

Сравнение покаяния и излечения больного помогает нам понять ещё одну важную вещь: больница — это лишь эпизод жизни, но не сама по себе жизнь. В болезни человек не вполне «дееспособен» — особенно, когда госпитализирован. Так же и настоящее, полноценное покаяние схоже с «госпитализацией»: это глубокая перекройка основ, самих принципов жизни, с которой обычная, будничная жизнь крайне сложно сочетается. Поэтому и уезжали раньше для говения в монастыри, или просто дальние уединённые места, чтобы таким образом устроить для себя «духовную госпитализацию» — и вернуться обратно уже в качественно новом состоянии.

Но есть ещё одна деталь, про которую не следует забывать. Встречаются люди, которые... «сбегают» в болезнь от жизни. Которые настолько не могут взять на себя решимость жить — что им проще болеть без конца и края — чтобы таким образом хоть как-то себя оправдывать. Ведь в больнице — и пожалеют, и крыша над головой есть, да и голодным не останешься. Как же таких пациентов не любят врачи — ведь что ни сделай такому «спрятавшемуся в болезнь», какие лекарства ни пропиши — а какая-то новая болячка обязательно, да и появится! Трудно, точнее, практически невозможно излечить подобного «беглеца» от жизни!

Однако и с покаянием случается ровно такая же ситуация: вместо того, чтобы, покаявшись и примирившись с Богом, двигаться дальше, вперёд, к святости — человек словно бы «застревает» в этом сложном состоянии «подраскаянности» — с щемящим чувством самоуничижения и вины. Это чувство похоже на то, что переживает человек при госпитализации: есть определённая «обречённость» — ну что я теперь могу, теперь же я в больнице! С меня и «взятки гладки»!

Один из древнейших текстов раннехристианской письменности, «Пастырь Ерма», очень точно объясняет, почему нельзя «сбегать» в «больницу покаяния» надолго из обычной жизни: «Если же часто будет (человек) грешить и творить покаяние, — не принесёт ему покаяние пользы, ибо с трудом он будет жить с Богом».

Вот для чего и необходимо покаяние как радикальные разворот жизни и духовное исцеление — чтобы «жить с Богом» — а не чтобы окончательно «прописаться» в больнице до конца дней своих!


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Антоний Борисов

То, что кажется безнадёжным людям, для Бога таковым не является. Так звучит, пожалуй, один из главных тезисов, на которых строится евангельское повествование. И мы с вами в этом сможем убедиться, если вникнем в содержание отрывка из второй главы Евангелия от Марка. Этот текст читается сегодня в православных храмах во время Литургии. Давайте послушаем.

Глава 2.

14 Проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, встав, последовал за Ним.

15 И когда Иисус возлежал в доме его, возлежали с Ним и ученики Его и многие мытари и грешники: ибо много их было, и они следовали за Ним.

16 Книжники и фарисеи, увидев, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками?

17 Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.

Православное христианство в отличие от некоторых других религиозных течений и гуманистических концепций призывает нас не просто быть хорошими людьми, а стать похожими на Бога — нашего Творца. Это означает, что ориентироваться нам нужно не на человеческое миропонимание, а на те принципы, которые даны нам Самим Богом. А Он завещал нам полюбить ближнего, как самого себя. Это означает, что любовь наша должна быть адресована не только тем, кто нам нравится, но и тем, кто оказался в плену грехов и пороков, чья жизнь ассоциируется у нас с чем-то скверным.

На бумаге всё выглядит красиво, а вот на практике дело обстоит значительно сложнее. Как проявить любовь к ближнему, который живёт против заповедей Божиих? Есть ли способ отделить человека от его ошибок? Посмотрим, что в данной ситуации предпринимал Господь Иисус. Благодаря прозвучавшему чтению мы узнали, как состоялось призвание в число апостолов Левия Матфея. Кем же был этот человек? До встречи со Христом он работал мытарем, то есть сборщиком налогов.

Профессия эта во времена Христа имела отвратительную репутацию. Ведь мытари, во-первых, служили оккупационным властям — Римской империи, а потому считались предателями родины. А во-вторых, мытари не получали зарплаты, но прибавляли к налогам свою премию. То есть дополнительно обирали сограждан. На месте Спасителя мы бы, наверное, с презрением прошли мимо Левия Матфея. А может быть и позволили себе слова осуждения в его адрес.

Но Спаситель-то смотрел на людей (и на Матфея в том числе) глазами не человека, а Бога. И Сын Божий увидел в сердце мытаря, презираемого всеми и самим собой, огромное желание изменить жизнь, вернуть утраченную чистоту совести. Господь Иисус, не сомневаясь, призывает Матфея в число апостолов. И тот с радостью и благодарностью откликается на этот призыв. В ином Евангелии — от Луки — говорится, что Левий Матфей накрыл богатый стол у себя дома для Христа и Его спутников.

Трапезу со Спасителем приходят разделить другие мытари и прочие грешники, то есть люди с очень плохой репутацией. Застолье происходит на глазах у довольных фарисеев и прочих представителей религиозной элиты. Они наконец-то получили доказательство того, что Иисус из Назарета — грешник и лицемер. Законники укоряют Христа за то, что Он общается с порочными людьми. Значит — и Он Сам такой!

Но вот как звучит ответ Сына Божьего: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию». В Евангелии от Матфея у слов Спасителя есть ещё одна составляющая: «пойдите, научитесь, что́ значит: милости хочу, а не жертвы?» Это цитата из книги пророка Осии. Но звучит тут не случайно. Спаситель подобно ветхозаветным пророкам возвещает правду и милость Божию. И идёт Он к тем, кто нуждается в наставлении — как изменить свою жизнь к лучшему?

Законники в таком совете не нуждались. Они себя считали совершенными и спасёнными. А вот мытари и прочие грешники стремились узнать правду Божию и выпутаться из сетей греха. Сын Божий, общаясь с жертвами пороков и страстей, конечно же, не одобрял их образа жизни. Но Он возвращал людям их утраченное достоинство. Человек, встретившись со Христом, вспоминал, что по-прежнему любим Богом, что образ Божий в нём ещё жив. Многие грешники покаялись благодаря любви Христовой. Мы призваны быть похожими на Спасителя — видеть в людях лучшее, светлое. И быть проводниками исцеляющей благодати Христовой!


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
22.03.2025суббота
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ