Евангелие от Иоанна, Глава 8, стихи 12-20
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Заметный объём Евангелия занимают диалоги Христа с фарисеями. Иногда это довольно мирные беседы, но чаще всего они представляют собой весьма ожесточённые споры, есть и такие диалоги, в которых Спаситель совершенно не стесняется в выражениях и характеризует своих оппонентов очень жёсткими словами. Причина этих риторических крайностей понятна из евангельского повествования: фарисеи упорно отказываются верить во Христа. Их неверие существенным образом отличалось от неверия наших современников: во-первых, фарисеи своими глазами видели Спасителя и Его чудеса, во-вторых, они прекрасно знали Ветхий Завет, а потому они жили ожиданием пришествия Мессии и были интеллектуально готовы к Его пришествию. Однако практика показала, что помимо всего этого нужна была и готовность иного рода — нравственная. Именно её недоставало большинству фарисеев. Давайте послушаем звучащий сегодня в православных храмах во время литургии отрывок из 8-й главы Евангелия от Иоанна и поразмышляем о том, как нам избежать непонимания слов Спасителя.
Только что прозвучавший евангельский отрывок начался со слов Христа о свете: Господь назвал Себя «светом миру», и сказал, что тот, кто последует за Ним, «не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8:12). Вряд ли кому-то придёт в голову понимать эти слова Спасителя в прямом смысле, то есть как указание на физический свет, для такого понимания нет никаких оснований: в Евангелии мы не найдём свидетельств об особом свечении, исходящем от Христа, исключение — события Преображения Господня, но свет Преображения чрезвычайно удивил апостолов, и само их удивление указывает на беспрецедентность Фаворского света.
Что же имел в виду Спаситель, когда говорил о Себе как о свете?
У Церкви есть ответ на этот вопрос, и в изложении святителя Григория Богослова он звучит так: «Он именуется светом (Ин. 8:12), как светлость душ, очищенных в уме и жизни. Ибо если неведение и грех — тьма, то ведение и жизнь божественная — свет». Мысли святителя Григория можно немного перефразировать и сказать, что Христос свет в том смысле, что Он приобщает верующих в Него к жизни божественной и через это даёт ведение — понимание того, что есть благо и что есть зло. Из слов Спасителя становится ясно: человек, у которого нет веры во Христа, не в состоянии видеть путь праведности и святости, такой человек бродит в потёмках собственных заблуждений и ошибок, как о том и сказал Господь.
На первый взгляд утверждение Христа о невозможности различать добро и зло без веры в Него может показаться спорным, ведь мы склонны полагать, что осознание добра — это то, что имеет отношение к интеллекту, а потому таковому осознанию можно научить. Действительно, на самом базовом — детском — уровне это так, если же рассматривать реальную взрослую жизнь с её коллизиями, то у каждого из нас есть масса примеров того, как люди, обладающие высоким интеллектуальным потенциалом и научными заслугами, оказывались неспособны воздерживаться от тех грехов, пагубность которых очевидна любому неучёному, но при этом верующему человеку.
Евангельские фарисеи были людьми умными и образованными. Однако у них не было не только веры во Христа, у них не было и стремления к вере, а потому они, общаясь лицом к лицу со Спасителем, не понимали Его слов, и не чувствовали, что перед ними — Сам Бог.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов