Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сегодня Церковь совершает празднование в честь Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. О событии, которое послужило причиной установления этого праздника, мы ничего не сможем прочитать в Священном Писании, ведь оно произошло в середине Х века в Константинополе. Именно там и тогда Божия Матерь явным образом оказала Свою помощь христианам, символом же помощи стал распростёртый над молящимися в храме людьми головной убор Пресвятой Богородицы — Её Покров. Совершая празднование в честь Пречистой Девы, мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах посвящённый Ей отрывок из 10-й и 11-й глав Евангелия от Луки.
27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!
28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.
История краткого пребывания Господа Иисуса Христа в доме Марфы и Марии, с одной стороны, прекрасно известна всем христианам, она одна из тех евангельских историй, на которые мы привыкли не обращать особого внимания во время их чтения в храме, ведь мы уже прекрасно знаем, о чём в них пойдёт речь. С другой же стороны, в Церкви нет ничего случайного, и сам факт, что Церковь с такой удивительной настойчивостью предлагает нам в дни памяти Божией Матери задуматься именно об этом отрывке, должен привлечь к нему наше внимание.
Весь только что прозвучавший евангельский отрывок нас подводит к его последним словам, которые стоит рассматривать как кульминационные и наиболее важные: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11:28). Эти Христовы слова стали ответом на восторженный возглас, относящийся к Его Пречистой Матери: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» (Лк. 11:27). Мы видим, что здесь Спаситель перевёл разговор с Его Пречистой Матери на Бога-Отца и Его слово. Он поступал подобным образом неоднократно, для примера мы можем вспомнить историю, описанную в 12-й главе Евангелия от Матфея. Мать и братья Спасителя хотели Его видеть, когда же Господь узнал об их желании, Он сказал: «Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф. 12:50). Эта слова практически дословно воспроизводят финал только что прозвучавшего евангельского чтения.
Может сложиться впечатление, что Спаситель, во-первых, избегал какого-либо разговора о Своей Матери, а во-вторых, что Он как будто бы принижал Её достоинство, напрямую не соглашаясь с восхваляющими Её утверждениями окружающих. Действительно, о Своей Матери Спаситель не говорил, Он не ставил Её никому в пример, не рассказывал поучительных историй из Её жизни и Своего детства, и нам сложно ответить на вопрос о причинах этого молчания. Мы можем лишь предположить, что говорить о Ней Ему мешала предельная сосредоточенность на возвещении воли Бога-Отца, а потому Спаситель если и о говорил о людях, то только о праведниках прошлого.
Прямо не соглашаясь с хвалебными словами, адресованными Божией Матери, Спаситель никогда не принижал Её достоинства, напротив, Он, реагируя на эти слова, указывал, что любой человек может уподобиться Пресвятой Богородице в том случае, если станет исполнять слово Божие. А это означает, что всякий раз, когда мы торжественно чествуем Божию Матерь, мы должны помнить, что все Её чудеса, всё Её заступничество имеет своей целью напоминание нам о слове Божием, том слове, в котором заключено высшее благо для человека и жизнь вечная.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЗдравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Совсем недавно было начало нового церковного года, а сегодня Церковь празднует Рождество Пресвятой Богородицы — первый двунадесятый праздник наступившего нового года. В таком положении дел нет ничего удивительного: непосредственная история нашего спасения началась с Рождества Божией Матери, и для христиан вполне естественно в самом устроении годичных богослужебных кругов видеть возможность для христианского назидания, естественно и видеть в нём один из образов присутствия Господа Иисуса Христа в нашем мире. В день празднования Рождества Пресвятой Богородицы в православных храмах во время литургии звучит хорошо знакомый любому воцерковлённому человеку отрывок из 10-й и 11-й глав Евангелия от Луки. Давайте его послушаем.
27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!
28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.
У нас крайне мало достоверных исторический сведений о Божией Матери. Всё, что мы знаем о Её Рождестве, — мы знаем из не вошедших в Новый Завет книг. Да, мы доверяем церковному осмыслению этого события, но при этом у нас нет возможности выйти за установленные канонами и традицией рамки: скажем, мы не можем во время литургии в храмах прочитать тот отрывок из апокрифического Протоевангелия Иакова, который повествует о празднуем ныне событии Священной Истории. Безусловно, что любой верующий человек видит в таком положении дел не какую-то нелепую случайность, требующую немедленного и радикального исправления, а волю Божию и Самой Пречистой Девы. Когда мы практически во все посвящённые Божией Матери праздники слышим в храмах во время литургии одно и то же евангельское чтение, которое ни слова не говорит о Самой Богородице, то мы не можем не поражаться величию смирения Пречистой Заступницы рода человеческого.
Церковь верует, что Божия Матерь сознательно уклонялась от какой бы то ни было славы и известности, Она всегда была в тени других людей — Своего Сына и Его учеников, Она сумела сделать так, что абсолютное большинство информации о Ней носит косвенный характер, и у критически настроенных людей эти сведения вызывают сомнения. Однако в таком положении дел нет ничего нового и удивительного: ведь и Христово Воскресение точно так же вызывает сомнение и недоверие. Поверить и сердцем принять церковное учение и о Воскресении Христовом, и о Божией Матери может лишь тот, кто хотя бы попытается в смирении уподобиться Господу и Пречистой Богородице, именно об этом нам сегодня говорит отрывок из Евангелия от Луки: блаженны те, кто слышит Христово слово и исполняет Его.
Вообще, всё Священное Писание говорит нам, что в конечном итоге Бог благосклонен к смиренным и кротким, к тем, кто не думает о себе, но думает об исполнении заповедей. Писание обильно наполнено примерами жизни таких людей, много подобных примеров мы находим и в житиях святых. Но есть и тот пример, который выше всех прочих: пример Пречистой Девы.
Дай Бог, чтобы он нас вдохновил, и чтобы наступивший церковный год стал для нас годом радости, подобной той, которую испытали святые праведные Иоаким и Анна тогда, когда на свет появилась их долгожданное Чадо — Пресвятая и Пречистая Дева Богородица Мария!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееКак ни крути, но больше всего люди боятся смерти. И мечтают о том, чтобы жизнь победила. Для человека верующего данная мечта уже стала реальностью. Не только в лице воскресшего Христа, но на и примере жизни и служения Богородицы и Девы Марии. Сегодня, в день праздника Успения Богородицы, в православных храмах во время литургии звучит отрывок из 10й и 11й глав Евангелия от Луки. Давайте послушаем.
27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!
28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.
Последние годы Своей жизни Богородица провела в городе Эфесе — там Она жила в доме апостола Иоанна, который заботился о Ней как о собственной матери. Предчувствуя окончание дней земной жизни, Дева Мария решила в последний раз посетить Иерусалим, чтобы посмотреть на места смерти и воскресения Своего Сына. В Иерусалиме Богородица мирно, без страданий умерла. Попрощаться с Девой Марией поспешили все апостолы. Все они прибыли ко дню похорон. Опоздал только апостол Фома.
Бездыханное тело Богородицы положили в особой пещере — на территории Гефсиманского сада. В Гефсимании любил бывать Её Сын. Здесь же Христа когда-то схватили недруги. Вход в погребальную пещеру Девы Марии закрыли камнем. Апостол Фома очень переживал, что не успел попрощаться с Богородицей. По его просьбе камень откатили. И тогда все увидели чудо — Христос забрал Божию Матерь на Небо не только душой, но и телом. Апостолы с радостью воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» Эта молитва до сих пор произносится христианами, просящими Деву Марию о помощи.
Так выглядит в кратком пересказе православное предание о событии Успения Богородицы. Почему предание? А потому что событие это осталось за пределами библейского текста. Ни в какой книге Нового Завета мы с вами не найдем рассказа об Успении. Да и об остальных деталях, связанных с личностью и служением Богоматери, там написано не так уж и много. Даже в дни Богородичных торжеств, чаще всего, читается отрывок из Евангелия от Луки, в котором нет ни одного слова, относящегося напрямую к Богородице.
Почему же так сложилось? Причиной послужила просьба Самой Девы Марии. Она попросила апостолов, решивших описать жизнь и служение Христа, чтобы они Её (Богоматерь) как можно меньше упоминали в Своих текстах. В корне такого желания находилась не только скромность, но и четкое понимание Своего места в мире. Это место рядом со Христом, сбоку от Христа, но не вместо Него. Богородица прекрасно понимала, что никто и ничто не может заслонять собой Спасителя, претендовать на Его славу, разделять с Ним Его искупительный подвиг. Потому Богоматерь и при жизни, и после Своего славного Успения смиренно стоит на втором плане, если и выступает, то только как просительница и ходатаица. Но уж точно не как какая-то богиня, могущественная вершительница человеческих судеб.
Пример Богородицы, Которую мы сегодня прославляем и Которую считаем эталоном святости, учит нас, прежде всего, смирению. Не просто скоромности или самоограничению, а глубинному пониманию двух вещей. Во-первых — что без Бога мы мало на что способны. А во-вторых — что с помощью Божией мы способны на по-настоящему великие и нужные вещи. Дева Мария, бедная сирота и хрупкая девушка, смогла благодаря смирению в корне изменить историю мира. А затем взошла на удивительные высоты святости и совершенства. На нечто подобное окажемся способны и мы, когда не в теории, а на практике поймем, как сила Божия проявляет себя в доброй немощи смирения.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееС точки зрения статистики, один человек — совершеннейшая мелочь, погрешность в масштабных вычислениях. Но с точки зрения христианства, человек есть самая настоящая мини-вселенная, способная полностью поменять мир вокруг себя. Об этом, в том числе, говорит нам история праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. А также отрывок из десятой главы Евангелия от Луки, звучащий сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!
28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.
Прозвучавший евангельский отрывок прославляет Марию. С точки зрения буквального понимания услышанного нами текста речь идёт о Марии — сестре праведного Лазаря, воскрешённого Спасителем на четвёртый день после смерти. Мария вместе с другой сестрой по имени Марфа оказались свидетельницами того великого чуда. Запечатлели в своей памяти они и иные славные дела Господа.
Но вернёмся к сегодняшнему чтению. Мария, благодаря одобрению Христа, становится примером послушания Богу. И вот причина, почему сестра Лазаря вспоминается сегодня. Она становится символом иной Марии — Пресвятой Богородицы. Именно Ей посвящён сегодняшний день, когда наша Церковь прославляет Введение во храм Девы Марии. Данное событие осталось за границами евангельского повествования, но память о нём была сохранена в устном предании.
Введение в Иерусалимский храм трёхлетней Богородицы стало предысторией удивительных событий, которые начали в скором времени происходить в древнем Израиле. Появление Девы Марии в храме Соломона стало пророчеством о том, что этой Девочке, неожиданно родившейся от бедных и старых родителей, уготована удивительная судьба.
Родители Девы Марии — Иоаким и Анна — вели праведную жизнь, но долгое время оставались бездетны. Когда же, наконец, у них появилась долгожданная Дочь, они поняли, что старость не позволит им достойно заботиться о Наследнице их рода. Потому они дали обещание Богу отдать Ребёнка на воспитание в главное святилище Израиля — Иерусалимский храм. При нём существовал особый приют для девочек, где о них хорошо заботились, а также учили всему необходимому для самостоятельной жизни.
Когда Богородице исполнилось три года, Иоаким и Анна привели Её в храм. Там Марию встретил священник Захария вместе с другими воспитанницами. По вдохновению свыше Захария ввёл Богородицу в храм и открыл для Неё завесу Святое святых — главной части храма. Это был очень смелый поступок. Ведь в Святое святых мог заходить только первосвященник и только раз в год.
Мария оказалась в самом сердце храма, конечно же, не случайно. Святое святых к тому времени пустовало, поскольку лишилось своей главной составляющей — ковчега завета, важнейшей святыни Израиля. Ковчег, в котором лежали каменные скрижали Моисея, жезл Аарона и иные реликвии, исчез во время вторжения вавилонских войск. Ковчег был, конечно, важен сам по себе. Но в то же время являлся символом — совершенной святости. Воплощением таковой святости и стала Дева Мария. Новый ковчег завета. Уже не только Израиля, но всего мира.
Праздник Введения — праздник надежды, искреннего упования на Бога. На примере святых Иоакима и Анны мы учимся не опускать рук, но верить и доверять Богу. Доверять Ему даже тогда, когда, казалось бы, не осталось сил. Древний Израиль, утратив свою великую святыню, верил и надеялся, что вместо ковчега завета Господь пошлёт ему нечто иное. И миру была явлена Дева Мария. Подобным образом призваны поступать и мы. Не диктовать Богу список своих желаний, а прислушиваться к Его промыслу, следуя которому мы получим то, что действительно необходимо именно нам, то, на что и надеяться ранее не смели.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
епископ Переславский и Угличский Феоктист