Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Иногда людям кажется, что они спокойно могут обойтись без христианства. Зачем оно? Если при определённых усилиях человек и так может быть честным, может не воровать, помогать бедным, поддерживать больных... Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 14-й и 15-й глав Евангелия от Иоанна, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
01 Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь.
02 Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода.
03 Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.
04 Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.
05 Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.
06 Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают.
07 Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам.
Чуть меньше 15 лет назад в России был издан сборник философских эссе, посвящённых ответу на один вопрос: возможна ли нравственность, независимая от религии? Ответ мог казаться очевидным, хотя на самом деле очевидна в данном случае невозможность проведения чистого эксперимента, потому что в древности неизвестно ни одного атеистического общества, нравственность которого не имела бы духовной основы, а современная светская мораль очевидным образом испытывает на себе влияние христианской цивилизации. Впрочем, большинство людей не отрицают влияния религии, просто уверены, что сегодня они могут обойтись без неё. Обычно верующим сразу хочется эту уверенность оспорить, но вместо того, чтобы спорить, надо понять, обойтись на пути к чему? Что мы сравниваем?
В сегодняшнем евангельском чтении Спаситель сравнивает себя с виноградной лозой, а учеников с ветвями, которые из неё вырастают. Призывая их приносить плоды, Христос говорит: как ветвь не может приносить плоды сама собой, но только если связана с лозой, так ученики «без Него не могут творить ничего». Сразу возникает вопрос: в каком смысле ничего? Вообще ничего? Не может быть. Все люди во все времена, как верящие во Него, так и не знающие о Его существовании, много чего творили. Конечно, если речь о том, что Он как Господь Вседержитель оживотворяет весь мир... Но тогда не понятно, для чего об этом говорить, ведь подобное утверждение относится ко всем людям вообще. Без Бога мира не было бы вовсе! Иными словами, очевидно, что, говоря: «не можете ничего», Христос имеет в виду не любые действия, но принесение плодов, то есть соблюдение заповедей.
Но вот тут-то и кроется самое главное! Каких заповедей? Если мы спросим светского человека, говорящего, что он может обойтись без Христа, что он имеет в виду, окажется, что речь идёт о том, чтобы быть приличным человеком, уважать свободу других, не убивать, не воровать, не клеветать... Но разве юди не могли делать этого до воплощения Христа? Уже Каину сказано не убивать. И сказано явно не просто так, но из-за возможности для него это сделать. Через Моисея иудеям был дан закон и в Ветхом Завете есть немало примеров праведной жизни. Пусть не абсолютно совершенной, но праведной. В этом смысле Христос действительно не принёс ничего нового...
Но в том-то и дело, что через Христа мы не просто призваны быть приличными, но призваны к богоподобию и обожению, и на этом пути без общения с Богом, который ради нас стал человеком, нам действительно никак не обойтись.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееКак управлять своими чувствами и эмоциями? Какие стоит развивать, а от каких необходимо избавляться? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 14-й и 15-й глав Евангелия от Иоанна, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
01 Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь.
02 Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода.
03 Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.
04 Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.
05 Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.
06 Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают.
07 Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам.
Начиная с первых же строк только что прозвучавшего отрывка мы узнаём о том бесценном даре, который оставил нам Христос. «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам», — говорит Он своим ученикам. Не свод новых правил и законов, не пышный богослужебный ритуал, не детально разработанный устав благочестивой жизни, не продуманную философско-богословскую систему, а мир. Эти слова Спасителя указывают на нечто неуловимое. Нечто, что нельзя окончательно заключить ни в какие материальные формы. Ни в мысль, ни в эмоцию, ни в слово, ни в действие, ни, тем более, в предметы и вещи. Иначе говоря, Господь оставил нам Свой Дух. Свою неповторимую атмосферу покоя, безмятежности, тихой радости, умиротворения, долготерпения, благости, милосердия, веры, кротости, любви.
Примечательно то, что речь идёт даже не об эмоциях и чувствах. Скорее речь об особом глубинном состоянии, которое окрашивает наши чувства и эмоции, а вместе с ними мысли, слова и поступки в определённые тона. Это состояние мира сообщает нашим внутренним переживаниям и всему тому, что мы говорим и делаем, дополнительный объём. Как говорил об этом опыте апостол Павел в своём послании к Ефессянам, те люди, кто укоренен в любви Божией, постигают, что такое «широта и долгота, и глубина и высота».
Если в моём сердце открывается это пространство, то даже самые тяжёлые переживания, причиной которых бывают или другие люди, или я сам, такие, как, например, горе, печаль, обида, покинутость, одиночество, злоба и раздражение, я начинаю проживать иначе. Словно всё происходит на фоне ощущения присутствия чего-то безмерного и бесконечного. На фоне Небесного Отца, любовь Которого всё смягчает и покрывает. Если же этого пространства нет, я предоставлен сам себе. Даже то, что я называю радостью, весельем, счастьем, ликованием, становится в итоге плоским, лубочным, скучным. А потому порой я и одержим в своей жизни чем-то новым. Я меняю людей, вещи, места в поисках новых впечатлений. И ничто не может меня утешить и наполнить. Всё со временем начинает горчить и раздражать.
Как же принять этот Дух и этот мир? Христос сегодня намекает на это: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам». Именно слово Евангелия указывает нам на эту перспективу. Оно даёт нам почувствовать, каков этот мир на вкус. Однако одного этого мало. Как говорит сегодня Господь: «Пребудьте во Мне, и Я в вас». Необходимо на каждодневной основе сверять свой образ мысли, чувств, слов и поступков с заповедями Евангелия, чтобы удержать мир Христов. Чтобы наша жизнь была подобна не плоской картинке, жидкой игре теней на стене, но во всём ощущался бы простор, полнота и глубокое удовлетворение.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
священник Стефан Домусчи