Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Один из постоянно вспыхивающих в христианской среде споров касается крещения маленьких детей. Можно ли их крестить, если они ещё не в состоянии проявить свою волю? Или же крещение должно быть осознанным выбором человека, а потому его стоит совершать только тогда, когда человек в состоянии отвечать за себя самого? Иногда этот спор приводил к расколам, к примеру, именно несогласие с практикой крещения детей привело к отделению так называемых анабаптистов от других протестантских сообществ. Впрочем, и в Православной Церкви ответ на вопрос о крещении младенцев не всегда был тем, к которому мы все привыкли, и который является сегодня для нашей Церкви очевидным и бесспорным. У привычного нам ответа есть несколько аргументов, и один из них мы можем услышать в звучащем сегодня во время литургии в православных храмах отрывке из 10-й главы Евангелия от Марка.
С одной стороны, в только что прозвучавшем евангельском отрывке мы видим вполне понятную и объяснимую историю: Спаситель говорит со взрослыми людьми об очень важных вещах, говорит Он на сложном языке, и вдруг — маленькие дети! В этой ситуации дети выглядят весьма неуместно, точно так же, как они выглядели бы, скажем, бегая по залу во время проведения заседания парламента или же по аудитории во время защиты докторской диссертации. Все мы понимаем, что всему есть своё время и своё место, понимали это и апостолы. Однако Христос видел происходящее иначе.
Реакция Спасителя на действия апостолов ясно указывает на то, что было бы крайне наивно видеть во Христе лишь учителя, похожего на всех иных учителей, или же проповедника, равного другим проповедникам. Христос больше любого человека, ведь Он Воплощённый Бог, следовательно, Он учит не только словом, и Он не только учит, Он спасает и спасает не словом и не чудесами, Он спасает нас Своей Личностью. Соприкасаясь с Ним в молитве, в чтении Писания, в таинствах мы постепенно меняемся, становясь людьми Нового Завета. При этом совершенно невозможно определить, что является тем «спусковым крючком», который обуславливает изменения, ведь они связаны с Самой Личностью Господа Иисуса Христа.
Очевидно, что любой человек оказывает на другого влияние прямо пропорциональное времени общения, и чем раньше оно начато, тем больший отпечаток личности одного человека будет в личности другого. Именно по этой причине многие люди в зрелом возрасте вдруг вспоминают уроки собственной верующей бабушки и приходят в Церковь. По этой же причине Церковь убеждена, что ещё мало что понимающий ребёнок должен иметь возможность общения со Христом, причём общения не только молитвенного или же, насколько это возможно, интеллектуального, но и общения самого важного и значимого — общения в Таинстве Тела и Крови Христовых.
Конечно, здесь не может не возникнуть вопрос о том, хочет ли сам ребёнок такого общения. Но этот вопрос равен другому вопросу: хочет ли ребёнок саму жизнь, ведь он её не выбирал? Мы убеждены, что хочет и что без Христа ничья жизнь не может быть полноценной, но самое важное, конечно, другое: без Спасителя никто не может войти в Царство Небесное.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЗдравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Как вы думаете, кто в храме больше всего раздражает — порой очень и очень сильно — молящихся? За 2 тысячи лет ситуация не особо-то изменилась — и об этом — отрывок из 10-й главы Евангелия от Марка, который сегодня читается во время богослужения в православных храмах.
Да, дети — они такие, в большинстве своём — раздражающие. Особенно, когда чужие. Казалось бы, мы приходим в храм, чтобы прикоснуться к святости, стать чище, открытее, добрее. Вырваться из плена мирского морока и страстей. Ожить, питая душу кислородом вечности. А тут — эти дети. Неугомонные. Ладно, были бы послушными и стояли в струнку с осознанием собственной греховности и непотребства — как мы с вами. А они, негодники, по храму, как по дому, разгуливают. То туда, то сюда. То свечку зажгут, то потушат. То снова зажгут. То уберут. А то и в самый напряжённый момент службы начнут в уголке хихикать. Тут Евхаристический канон начался, весь храм замер в благоговейном предстоянии совершающегося Таинства Тела и Крови Христовых — а этот ребёнок на скамейке развалился и — так сладко сопит — что аж зависть берёт...
Дети — очень яркие индикаторы того, что происходит в семье. Если родители — члены незарегистрированной секты «вседозволенцев» — то и в храме ребёнок будет наглеть, считать себя пупом мироздания и постоянно привлекать внимание окружающих. Ибо — только он — царь и бог для родителей. В семье, где родители учатся не удушающей любви, но настоящей, Христовой, в доброте, но и строгости — ребёнок будет знать границы дозволенного и всегда чутко соблюдать те договорённости, которые определили родители. И храм для него будет не местом непонятного сверхнапряжения — но пространством глубокой тишины и предстояния перед Таинственным и Добрым Богом — присутствие которого ребёнок ощущает как никто другой.
Можно провести очень простой мысленный эксперимент. Возьмите какую-нибудь самую яркую, самую вдохновляющую фотографию с большого церковного праздника — например, Пасхи или Рождества — и... «заминусуйте», вычтите из праздника всех детей. И как? Заметили, насколько всё сжалось, «подсушилось»? Конечно, радость всё равно осталась — но что-то очень важное улетучилось. Что? Детская непосредственность. Ребёнок в силу своих возрастных особенностей — а прежде всего тотальной незащищённости перед злом — отражает проблески Божественного иначе, чем любой взрослый. Он — пока не сформировался аппарат критического мышления — просто транслирует вовне то, что видит, слышит, ощущает, переживает — не особо задумываясь, а что будет дальше. И эта, «ретранслированная» детской непосредственностью благодать, иногда для нас, взрослых, становится... укором: мы-то отпостились, намолились, накаялись — а в душе всё равно тоскливо. А эти негодники — непостившиеся, немолившиеся, некаявшиеся — как лампочки светятся! Ещё бы тут не раздражаться на них!
Как-то накануне Пасхи, в Великую Субботу, когда в наш храм обычно приходит много невоцерковлённых людей, мы предложили ученикам воскресной школы помочь. И вот я наблюдаю такую картину: наша ученица, лет восьми, с широко распахнутыми глазами, вдруг сама предлагает какому-то взрослому и растерянному мужчине — провести экскурсию по храму. Я мог только со стороны наблюдать — но это было потрясающе! Когда ребёнок, не пытаясь кого-то в чём-то переубедить, легко и доступно, по-детски, рассказывает о том, что находится в храме, зачем служба, что ещё происходит на приходе — а что самое главное, что всё это значит для него лично — надо быть очень сильно спрятавшимся от жизни в панцирь страха, чтобы пропустить это мимо ушей и не задуматься...
Так что не будем сердиться на «малых сих», которых Христос Спаситель призывает привечать в наших храмах — а лучше постараемся, чтобы в храме детей было побольше!
Читать далее
епископ Переславский и Угличский Феоктист