Евангелие от Марка, Глава 10, стихи 11-16
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Один из постоянно вспыхивающих в христианской среде споров касается крещения маленьких детей. Можно ли их крестить, если они ещё не в состоянии проявить свою волю? Или же крещение должно быть осознанным выбором человека, а потому его стоит совершать только тогда, когда человек в состоянии отвечать за себя самого? Иногда этот спор приводил к расколам, к примеру, именно несогласие с практикой крещения детей привело к отделению так называемых анабаптистов от других протестантских сообществ. Впрочем, и в Православной Церкви ответ на вопрос о крещении младенцев не всегда был тем, к которому мы все привыкли, и который является сегодня для нашей Церкви очевидным и бесспорным. У привычного нам ответа есть несколько аргументов, и один из них мы можем услышать в звучащем сегодня во время литургии в православных храмах отрывке из 10-й главы Евангелия от Марка.
С одной стороны, в только что прозвучавшем евангельском отрывке мы видим вполне понятную и объяснимую историю: Спаситель говорит со взрослыми людьми об очень важных вещах, говорит Он на сложном языке, и вдруг — маленькие дети! В этой ситуации дети выглядят весьма неуместно, точно так же, как они выглядели бы, скажем, бегая по залу во время проведения заседания парламента или же по аудитории во время защиты докторской диссертации. Все мы понимаем, что всему есть своё время и своё место, понимали это и апостолы. Однако Христос видел происходящее иначе.
Реакция Спасителя на действия апостолов ясно указывает на то, что было бы крайне наивно видеть во Христе лишь учителя, похожего на всех иных учителей, или же проповедника, равного другим проповедникам. Христос больше любого человека, ведь Он Воплощённый Бог, следовательно, Он учит не только словом, и Он не только учит, Он спасает и спасает не словом и не чудесами, Он спасает нас Своей Личностью. Соприкасаясь с Ним в молитве, в чтении Писания, в таинствах мы постепенно меняемся, становясь людьми Нового Завета. При этом совершенно невозможно определить, что является тем «спусковым крючком», который обуславливает изменения, ведь они связаны с Самой Личностью Господа Иисуса Христа.
Очевидно, что любой человек оказывает на другого влияние прямо пропорциональное времени общения, и чем раньше оно начато, тем больший отпечаток личности одного человека будет в личности другого. Именно по этой причине многие люди в зрелом возрасте вдруг вспоминают уроки собственной верующей бабушки и приходят в Церковь. По этой же причине Церковь убеждена, что ещё мало что понимающий ребёнок должен иметь возможность общения со Христом, причём общения не только молитвенного или же, насколько это возможно, интеллектуального, но и общения самого важного и значимого — общения в Таинстве Тела и Крови Христовых.
Конечно, здесь не может не возникнуть вопрос о том, хочет ли сам ребёнок такого общения. Но этот вопрос равен другому вопросу: хочет ли ребёнок саму жизнь, ведь он её не выбирал? Мы убеждены, что хочет и что без Христа ничья жизнь не может быть полноценной, но самое важное, конечно, другое: без Спасителя никто не может войти в Царство Небесное.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов