Слепота духовная — это выражение не раз встречается на страницах Священного Писания. О какой именно болезни идёт речь? Как она проявляется и как её лечить? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 18-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Иерихон времён Иисуса Христа был довольно большим городом. Это был оазис среди песков, плодородная долина реки Иордан. Земли вокруг Иерихона славились своим плодородием. Они были покрыты прекрасными пальмовыми рощами и фруктовыми садами. В городе бойко шла торговля. О значимости Иерихона говорит то, что здесь находилась одна из резиденций Ирода Великого. Примерно в то же самое время здесь построили ипподром и систему акведуков. Забота о досуге и забота о здоровье — одни из первых признаков цивилизации. Как сейчас многие стараются перебраться поближе к столицам регионов, так было и в те времена. Если у человека появлялась возможность приобрести уголок в таком городе, как Иерихон, он был счастлив. Жизнь удалась. Теперь она обещает быть комфортной, безопасной и стабильной.
Вот к какому городу приближается Христос. К Иерихону идёт Тот, Кто Сам о Себе говорит: «лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнёзда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову». О чём будет говорить Господь жителям Иерихона? О чём говорил везде и всегда — покайтесь, то есть измените свою жизнь. Что это означает для жителей древнего мегаполиса? Как минимум отказаться от той глубоко засевшей в их голове идеи, что их подлинные потребности будут удовлетворены, как только будет решён квартирный вопрос. Пока ты копишь деньги на новое жильё, мысль о том, что когда-то эти квадратные метры станут твоими, даёт тебе силы и мотивацию жить дальше. В тяжёлые минуты ты находишь покой, утешение и радость размышляя о том, в какой цвет ты покрасишь стены, какую купишь мебель, как её расставишь, как в этом доме будут расти твои дети. Однако, как только всё это становится реальным, жизнь не становится такой наполненной, как ты её себе представлял. Чего-то всё равно не хватает. Опять новая цель. Опять мечты, надежды и предвкушения. И эта гонка обещает быть бесконечной. Не внешняя неустроенность, но духовная жажда гонит человека вперёд. И слеп тот, кто думает, что дело во внешних обстоятельствах.
А потому Господь призывает жителей города прозреть. Переключить внутренний фокус внимания. Подлинные удовлетворение и душевный покой придут лишь к тому, кто научился свой ум держать на Боге. Точно так, как богач подпитывается размышлениями о богатстве, постоянно держит его перед мысленным взором, словно беседует с ним в своём сердце. Так же последователь Христа должен подпитываться в своём сердце общением со Христом. Тот, кто нашёл в себе этот источник, умеет довольствоваться малым и быть благодарным за это. Такую благодарность испытал слепец, которому Спаситель вернул зрение. Он не пошёл в Иерихон устраивать свою жизнь, чем были озабочены его физически здоровые соотечественники. Он отправился странствовать вместе с Господом. Потому что уже получил сполна. Получил всё, что необходимо человеку для подлинного счастья. Вместе с физическим зрением у него открылись духовные очи, в сердце начал бить источник благодати, который с лихвой восполнил его жажду и насытил душу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЗдравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Зрение — это не только совокупность физических способностей организма, позволяющая видеть то, что нас окружает, зрение — это ещё и важный библейский символ. Священное Писание неоднократно сравнивало людей, которые не знают Бога, со слепцами, то есть, по мнению библейских авторов, не признающие Бога люди не в силах заметить очевидного, точно также, как очевидное для зрячего человека Солнце не может разглядеть совершенно лишённый зрения человек. Новый Завет продолжает традицию библейского символизма, а потому мы можем узнать в новозаветных книгах о множестве чудесных исцелений слепцов. Одно из таких исцелений зафиксировано в 18-й главе Евангелия от Луки, отрывок из которой сегодня звучит во время литургии в православных храмах.
Когда мы читаем Евангелие, особенно же если мы делаем это последовательно, то есть начинаем с Евангелия от Матфея и движемся дальше, то, дойдя до Евангелия от Луки, мы рискуем немного заскучать: уж слишком много в Евангелии от Луки тех сюжетов, которые нам прекрасно знакомы благодаря двух первым Евангелиям. Так и с историей исцеления слепого человека около Иерихона. Мы её уже слышали — и у Матфея, у которого слепцов было двое, и у Марка.
В этой истории мы видим слепого человека, который вынужден жить подаяниями, видим направляющихся в Иерусалим на праздник людей и видим среди них Христа. Спаситель к этому моменту евангельской истории был на пике Своей земной популярности: Он был окружён множеством людей, и именно это многолюдство побудило слепца поинтересоваться тем, что же такое происходит вокруг него. Больному отвечают, и он ухватывается за открывшуюся возможность обрести зрение, он кричит и просит Спасителя оказать ему милость. Существенно важно при этом то, что слепой человек обращается к Спасителю с использованием мессианского титула — он называет Его «Сыном Давидовым». Итог криков слепого прекрасен: он получает просимое, он обретает зрение, он утверждается в вере и следует за Христом. Эта история — идеальна, она похожа на схему из учебника для средней школы, по мотивам этой истории легко снять красочный мультфильм.
Но если попытаться оставить в стороне мультипликационное восприятие чуда исцеления слепого человека, то что мы увидим?
Мы увидим несчастного слепца, который чрезвычайно сильно похож на привокзальных нищих в наших мегаполисах, у которых тоже есть масса болезней, нередки у них и болезни глаз.
Мы увидим довольно агрессивную толпу тех самых Христовых почитателей, которые совсем скоро в страхе разбегутся, ну а кто-то из них умудрится мгновенно изменить своё отношение ко Христу, и под руководством иудейской знати станет требовать распятия Спасителя.
Мы увидим, что Христос не только даровал зрение слепому, Господь сделал значительно большее: Он полностью изменил этого человека. А в том, что это действительно так, легко убедиться: достаточно помочь одному из привокзальных несчастных избавиться от внешних причин, толкающих его к такому образу жизни, и мы увидим, что, как правило, не болезни и не трагедии заставляют этих людей жить в подворотнях, ночевать на теплотрассах и отыскивать себе пропитание в мусорных баках. Всё это зачастую становится следствием личного выбора, заставить отказаться от которого во много крат сложнее, чем помочь человеку вылечиться, восстановить документы, обрести жилье и работу. Господь же меняет не только физическое состояние больного, Христос меняет его целиком, Спаситель изменяет образ мысли бывшего больного. На такое способен только Бог.
Все евангельские истории с очевидностью свидетельствуют, что они — про Бога. Они описывают не какие-то человеческие фантазии о Боге, они показывают Его таким, каков Он есть. Если же это не кажется очевидным, то, возможно, есть некоторые проблемы с духовным зрением, здоровье которого значительно важнее здоровья зрения физического. Дай Бог, чтобы Спаситель не оставил никого из нас в состоянии духовной слепоты, дай Бог, чтобы Он услышал каждого взывающего к Нему, пришёл и исцелил наше естество!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
священник Дмитрий Барицкий