Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Луки, Глава 18, стихи 2-8

Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Антоний Борисов
Евангелие от Луки, Глава 18
Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Ни для кого не секрет, что в нашем мире много зла. Много и тех людей, которые сочли для себя излишними какие бы то ни было нравственные принципы. В таком положении дел нет ничего нового, подобное было и во времена земной жизни Христа. Интересно, что в некоторых случаях Спаситель использовал образы таких людей ради объяснения отношения Бога к человеку. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 18-й главы Евангелия от Луки. Этот отрывок как раз из числа тех, в которых безнравственный герой Христовой притчи принёс пользу всему человечеству.

Глава 18.

02 говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился.

03 В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего.

04 Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь,

05 но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне.

06 И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный?

07 Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?

08 сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?

Только что прозвучавшую притчу Христос начал так, как принято начинать пьесы: Он кратко и ёмко охарактеризовал действующих лиц притчи — судью и вдову. Судья был тем, кто жил вне общепринятых нравственных норм — он не почитал Бога, мнение людей его тоже не интересовало. Ну а про вдову сказано лишь то, что она вдова, и слушателям Спасителя этого было вполне достаточно, ведь в ту эпоху вдовы очень часто оказывались в нищете, и не было никаких социальных институтов, которые могли бы их защитить. Был лишь закон Божий, но этот закон затрагивает совесть, с совестью же судья сумел договориться.

Далее Спаситель описал легко представимую ситуацию: вдова взывала к судье с просьбой о защите, но он никак не реагировал. В конечном же итоге вдова сумела получить своё, и произошло это благодаря неотступности её просьб. Получается, что даже такой безнравственный и беспринципный человек, как герой сегодняшней притчи, может при определённых условиях сделать добро.

Вывод предсказуем: Бог не таков, Бог всегда нас слышит и придёт на защиту, хотя и не всегда Его реакция бывает мгновенной.

Этот вывод Христовой притчи легко подвергнуть сомнению, ведь у каждого из нас есть примеры того, как Бог оставлял молитвы без ответа, а обидимых без защиты. Помимо личных историй, у нас есть и то, что известно всем, к примеру, гитлеровские лагеря смерти, в которых погибло немалое число верующих во Христа и со всем усердием взывающих к Нему людей. Как быть со всем этим? И как соотнести молчание и бездействие Бога с тем образом, который Спаситель создал в только что услышанной нами притче?

Ответ на эти и схожие с ними вопросы дал Сам Христос в Своей Гефсиманской молитве, и Его ответ звучит так: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42). На примере Спасителя мы видим, что первейшая цель любой молитвы состоит в том, чтобы с её помощью суметь принять волю Божию о себе. А ещё Господь показал нам, что в конечном итоге победа будет за Богом и за теми, у кого хватило веры, мужества и терпения, чтобы не изменить Ему в сложных жизненных ситуациях.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Антоний Борисов

Сложные для осознания явления иногда лучше объяснять на примере понятных, привычных и доступных вещей. Так выглядит один из принципов педагогики. Как светской, так и церковной. С проявлением подобного подхода мы сталкиваемся в отрывке из 18-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня во время утреннего богослужения в православных храмах. Давайте его послушаем.

Глава 18.

02 говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился.

03 В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего.

04 Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь,

05 но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне.

06 И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный?

07 Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?

08 сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?

История, рассказанная Господом Иисусом, к сожалению, не утратила своей актуальности. Мы становимся свидетелями тяжкого общения представительницы незащищённого слоя общества — бедной вдовы — и лукавого судьи, то есть мелкого чиновника той эпохи, в полномочия которого входило следить за правопорядком на местном уровне. Вдова обращается к судье за защитой и помощью. Эту несчастную женщины кто-то начал обижать, ущемляя её права, лишая средств к пропитанию. Судья же, видимо, не хотел портить отношений с обидчиком, имевшим влиятельное положение. А потому игнорировал просьбы вдовы.

Бедная женщина в какой-то момент устала просить чиновника и пригрозила ему. Данный отрезок текста в русском переводе отсутствует. В некоторых греческих рукописях указывается, что вдова собиралась прийти и при свидетелях ударить судью. Ей бы за подобный поступок пришлось отвечать, но и чиновник оказался бы опозорен. Испугавшись, судья соглашается защитить отчаявшуюся женщину. Господь Иисус делает из этой истории следующий вывод. Если даже порочного и трусливого человека можно принудить исполнить доброе дело, то почему в отношении благого Бога люди полагают, что Он равнодушен и не хочет никому помогать. Быть может, проблема вообще не в Господе, а в Его просителях? А точнее в нехватке веры и благочестивого упорства?

Это и имеет в виду Христос, когда говорит, что, придя вновь на землю, вряд ли найдёт настоящую веру. Речь в данном случае идёт не о человечестве в целом, а именно о церковном собрании. Спаситель обоснованно предполагает, что со временем Его последователи превратятся в законников — тех, кто в отношении духовной жизни довольствуются исключительно внешней, обрядовой стороной. А ещё и имеет убеждение, что именно внешняя религиозность и требуется от человека Богом. Но пример наших великих святых свидетельствует об ином. Святитель Иоанн Златоуст наставляет нас молиться Богу с дерзновением, просить духовных даров, чтобы не себя прославлять, но свидетельствовать о могуществе Христовом перед людьми.

Более близкие к нам по времени праведные Иоанн Кронштадтский и Алексий Мечёв так отважно обращались к Богу, что и сами буквально светились от благодати, и других согревали силой Божией. Отец Небесный, пославший в мир Своего Сына, не отстранённый правитель, не инквизитор или прокурор, а именно наш Родитель. И Он совершенно не против того, чтобы мы Его беспокоили и тревожили нашими просьбами, таким образом проявляя свою любовь и нужду. Во всяком случае, о возможности такого неформального и в хорошем смысле дерзновенного общения говорит Сам Христос, пребывающий в единстве с Богом-Отцом. Будем же, ведя духовную жизнь, стремиться не откупаться от Господа при помощи добрых дел, а стать ближе к нашему Творцу, оказавшись проводниками Его благодати!


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
08.02.2025суббота
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ