Евангелие от Луки, Глава 18, стихи 2-8
Сложные для осознания явления иногда лучше объяснять на примере понятных, привычных и доступных вещей. Так выглядит один из принципов педагогики. Как светской, так и церковной. С проявлением подобного подхода мы сталкиваемся в отрывке из 18-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня во время утреннего богослужения в православных храмах. Давайте его послушаем.
История, рассказанная Господом Иисусом, к сожалению, не утратила своей актуальности. Мы становимся свидетелями тяжкого общения представительницы незащищённого слоя общества — бедной вдовы — и лукавого судьи, то есть мелкого чиновника той эпохи, в полномочия которого входило следить за правопорядком на местном уровне. Вдова обращается к судье за защитой и помощью. Эту несчастную женщины кто-то начал обижать, ущемляя её права, лишая средств к пропитанию. Судья же, видимо, не хотел портить отношений с обидчиком, имевшим влиятельное положение. А потому игнорировал просьбы вдовы.
Бедная женщина в какой-то момент устала просить чиновника и пригрозила ему. Данный отрезок текста в русском переводе отсутствует. В некоторых греческих рукописях указывается, что вдова собиралась прийти и при свидетелях ударить судью. Ей бы за подобный поступок пришлось отвечать, но и чиновник оказался бы опозорен. Испугавшись, судья соглашается защитить отчаявшуюся женщину. Господь Иисус делает из этой истории следующий вывод. Если даже порочного и трусливого человека можно принудить исполнить доброе дело, то почему в отношении благого Бога люди полагают, что Он равнодушен и не хочет никому помогать. Быть может, проблема вообще не в Господе, а в Его просителях? А точнее в нехватке веры и благочестивого упорства?
Это и имеет в виду Христос, когда говорит, что, придя вновь на землю, вряд ли найдёт настоящую веру. Речь в данном случае идёт не о человечестве в целом, а именно о церковном собрании. Спаситель обоснованно предполагает, что со временем Его последователи превратятся в законников — тех, кто в отношении духовной жизни довольствуются исключительно внешней, обрядовой стороной. А ещё и имеет убеждение, что именно внешняя религиозность и требуется от человека Богом. Но пример наших великих святых свидетельствует об ином. Святитель Иоанн Златоуст наставляет нас молиться Богу с дерзновением, просить духовных даров, чтобы не себя прославлять, но свидетельствовать о могуществе Христовом перед людьми.
Более близкие к нам по времени праведные Иоанн Кронштадтский и Алексий Мечёв так отважно обращались к Богу, что и сами буквально светились от благодати, и других согревали силой Божией. Отец Небесный, пославший в мир Своего Сына, не отстранённый правитель, не инквизитор или прокурор, а именно наш Родитель. И Он совершенно не против того, чтобы мы Его беспокоили и тревожили нашими просьбами, таким образом проявляя свою любовь и нужду. Во всяком случае, о возможности такого неформального и в хорошем смысле дерзновенного общения говорит Сам Христос, пребывающий в единстве с Богом-Отцом. Будем же, ведя духовную жизнь, стремиться не откупаться от Господа при помощи добрых дел, а стать ближе к нашему Творцу, оказавшись проводниками Его благодати!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов