Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Марка, Глава 9, стихи 33-41

Выбор комментатора
протоиерей Павел Великанов
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов
Выбор комментатора
протоиерей Павел Великанов
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи
Евангелие от Марка, Глава 9
Читать далее
протоиерей Павел ВеликановЧитает и комментирует протоиерей Павел Великанов

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Тот, у кого есть дети, прекрасно знает, о чём говорит ситуация, когда на прямой вопрос ребёнок молчит, как рыба, отводит глаза и вообще словно старается куда-то исчезнуть.

Именно о такой ситуации — отрывок из 9-й главы Евангелия от Марка, который читается сегодня в храмах за богослужением.

Глава 9.

33 Пришел в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чем дорогою вы рассуждали между собою?

34 Они молчали; потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше.

35 И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою.

36 И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им:

37 кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня.

38 При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами.

39 Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня.

40 Ибо кто не против вас, тот за вас.

41 И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.

В чём же причина такого «стеснения» апостолов на вопрос Христа — о чём же вы так горячо спорили друг с другом? Ответ прост: им настолько непонятно и неприятно всё то, о чём снова и снова говорит им их Учитель — а именно о Своей предстоящей смерти в Иерусалиме — что они пытаются уцепиться хоть за какую-нибудь «душевную приятность» — ну, хотя бы за гипотетическую возможность в возможном царстве Иисуса получить более значимый «министерский портфель».

Заметим: Христос не сердится, не гневается, не возмущается всей жуткой неуместностью происходящего. Он идёт на казнь — а они о какой-то житейской ерунде рассуждают! Более того: Он даже не осуждает саму тягу к величию — Он лишь меняет её вектор — но меняет радикально.

Взяв малое дитя из членов семьи дома — а, возможно, это могло происходить в доме апостола Петра — Христос обнимает его и говорит: «кто примет одного из таких детей во имя Моё, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня». Замечательный русский богослов Сергей Иосифович Фудель в своих «Записках о Литургии и Церкви» пишет: «Если любовь есть забвение себя, то забыть себя может только смирение. Поэтому чем более возрастает в человеке любовь к Богу, тем всё более излучает она из себя смирение перед Ним, как огонь теплоту. Любовь к Богу ставит человека на какое-то самое счастливое и в то же время самое последнее место».

Представляете, какой неожиданный поворот? Ученики, руководимые обычными, житейскими представлениями о счастье как «имении» — в их сознании прежде всего некоего «места» или «должности» — оказываются перед лицом совершенно иной картины бытия, где не «имение», а только «бывание» — в состоянии предельной распахнутости любви — и есть парадоксальное сочетание «абсолютного счастья» и «самого последнего места».

Возможно, и в нашей жизни много что изменилось бы, если бы мы хотя бы иногда следовали этой парадоксальной, но очень действенной, максиме нашего Спасителя?..


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
протоиерей Павел ВеликановЧитает и комментирует протоиерей Павел Великанов

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Недавно один мой друг, который занимается практикой медленного чтения со студентами, поделился такой историей. Однажды он взял в качестве текста оду Гавриила Державина «Бог». Несколько раз прочитав вместе со студентами это потрясающее по своей глубине мысли и силе образов творение, он задал вопрос: кто услышал в этом стихотворении обращение лично к себе? Часть студентов подняла руки, а одна девушка попросила слова. И вот что она сказала: «Я не подняла руки не потому, что стих меня не затронул. Дело в том, что этот стих... написала я сама. Каждое слово, каждый образ в нём настолько созвучны моему сердцу — что у меня нет сомнения: Державин лишь отлил в стихах то, что всегда жило внутри меня!»

Сегодня в храмах за богослужением читается отрывок из 9-й главы Евангелия от Марка, который поможет нам глубже понять, что же произошло тогда на лекции в университете.

Глава 9.

33 Пришел в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чем дорогою вы рассуждали между собою?

34 Они молчали; потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше.

35 И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою.

36 И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им:

37 кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня.

38 При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами.

39 Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня.

40 Ибо кто не против вас, тот за вас.

41 И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.

Вполне понятная по-человечески жажда учеников обрести как можно больше власти «обезвреживается» словами Христа о ребёнке как образце для подражания. Только тот, кто не относится к «малым сим» с пренебрежением как к «недочеловекам» — что, в общем-то, и было нормой для того времени, — а, напротив, смотрит на детей с нежностью, благоговением и любовью — именно такой человек и будет духовно близок ко Христу. Именно в детской чистоте, незамутнённости сердца, прямоте и откровенности раскрывается действие Божественного Духа: только ребёнок, в отличие от взрослого, ещё не «заморочен» — и поэтому имеет возможность прямого, не опосредованного рационализацией и прагматизацией, восприятия Божественного мира буквально, как он есть.

Эпизод при чтении оды «Бог», который я выше упомянул, именно об этом: в душе девушки слова поэта затронули того самого «внутреннего ребёнка», для которого бытие Бога — самоочевидно, для которого именно Бог — источник всего самого желанного, самого дорогого, самого тёплого и вдохновляющего. Для самой девушки, скорее всего, было удивительно, насколько слова поэта оказались созвучны ощущениям собственного сердца — поэтому она и сказала о том, что эта ода — её стихи.

Сегодняшнее Евангелие напоминает нам, насколько же важно не оставлять без внимания, в небрежении нашего «внутреннего ребёнка», который всё равно, несмотря ни на какие наши грехи и страсти, ежедневные проблемы и суету, где-то в глубине сердца ждёт нашего внимания и поддержки. И каждый из нас призван не только на уровне формальной памяти вспоминать про него, но и снова и снова устанавливать контакт с ним, искать то, что поможет ему не пугаться нашей жизни, а присутствовать в ней, ощущать её как своего рода «момент истины» — или «образ чистоты и подлинности», перед лицом которой и само поведение нас, взрослых, станет куда более правильным!...


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Как-то раз от одного знакомого я услышал фразу: «Рассказывай о себе только хорошее — плохое о тебе расскажут другие» и задумался. Многие люди, наверное, с ним согласились бы, ведь говоря о себе только хорошее мы создаём о себе выгодное впечатление. Но бывают ли ситуации, в которых правильнее рассказать не о своей победе, а о своём поражении, не о силе, но о немощи? Ответить на этот вопрос можно, обратившись к отрывку из 9-й главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 9.

33 Пришел в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чем дорогою вы рассуждали между собою?

34 Они молчали; потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше.

35 И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою.

36 И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им:

37 кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня.

38 При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами.

39 Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня.

40 Ибо кто не против вас, тот за вас.

41 И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.

Прежде чем обратиться к отрывку из Писания, который мы сегодня услышали, стоит вспомнить одну деталь. Марк, Евангелие которого мы читали, писал, основываясь на рассказах апостола Петра. Конечно же, Пётр, будь он человеком честолюбивым, рассказывал бы о себе только хорошее, выставляя себя самым верным, преданным и вдумчивым учеником. Но вот в сегодняшнем чтении мы слышим, как он, не стесняясь рассказывает довольно нелицеприятную историю, в которой мы оказываемся свидетелями слабости и непонимания учеников.

Итак, Спаситель идёт с ними по пути в Капернаум, а потом, уже зайдя в дом, спрашивает их, о чём они говорили между собой когда шли? Для нас это может выглядеть как простое проявление интереса. Мы также можем прийти в собрание друзей и спросить: «Что без меня успели обсудить?» Но Христос, конечно же, спрашивает совсем не так. Он знает, о чём они говорили. Они выясняли, кто из них старше, кто главнее? Ученики слышат вопрос Христа, но они не отвечают Ему. Они молчат. Молчат потому, что им стыдно в этом признаться. И тогда Спаситель обращается к ним Сам. Он говорит им о том, что тот, кто хочет быть старшим, на самом деле должен быть слугой. Причём речь, конечно, не в буквальном смысле об оказании услуг. Это само по себе важно, но никак не гарантирует правильного отношения к другим людям. Суть христианского подхода не в том, чтобы человек, который чувствовал себя выше всех, почувствовал себя самым малым и униженным. Человек, который хочет быть старшим, должен почувствовать себя опорой для других людей, опорой, от которых зависит их благополучие.

Это совсем не значит, что человек должен совершенно забыть о себе. Как известно, в экстренных ситуациях в самолёте мать сначала должна надеть маску на себя, а потом на ребёнка, потому что только так она сможет обеспечить ему безопасность. Человек, который желает послужить ближнему, должен заботиться о своём физическом и психическом здоровье. Дело совсем не в том, чтобы совершенно не думать о себе, дело в том, чтобы научиться видеть собственную жизнь в свете общих интересов и поступать так, чтобы целью было общее благо и спасение души.

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
26.12.2025пятница

Слушайте нас


Скачивайте приложение

Мы в соцсетях