Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский ФеоктистЗдравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Очевидно и бесспорно, что вера, которая никак себя не проявляет вовне, вовсе и не вера, а лишь увлечение. Вера же подобна проникающей через асфальт траве — она обязательно проявит себя в жизни человека, она обязательно обнаружит себя, и окружающие человека люди не смогут не заметить, что он верует во Христа. Поэтому не нужно пытаться прятать свою веру, и именно об этом сказал Сам Спаситель мира Христос в звучащем сегодня во время литургии в православных храмах отрывке из 8-й главы Евангелия от Луки. Давайте его послушаем.
Вера подобна светильнику, она должна светить и самому её обладателю, и окружающим его людям. Именно эту мысль несёт в себе первый из прозвучавших только что евангельских стихов: «Никто, зажегши свечу, не покрывает её сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет» (Лк. 8:16).
Впрочем, любой верующий человек без лишних напоминаний чувствует, что его вера должна себя каким-то образом проявлять. Но каким? Стоит ли о ней говорить по поводу и без? Стоит ли, скажем, в компании неверующих родственников демонстративно отказываться в пост от скоромной пищи, объясняя свой отказ религиозными убеждениями? Что вообще означает словосочетание «проявление веры»?
Проще всего, конечно, свести это проявление к формальным критериям: к уставным молитвам, к уставным постам, к регулярному посещению богослужений, и вообще ко всему тому, что подразумевает под собой жизнь воцерковлённого христианина.
Однако здесь возникает одна крайне неприятная и очень серьёзная проблема: по этому пути уже прошли евангельские фарисеи. Они делали всё, что было положено делать; они делали и сверх этого; они вообще были крайне старательными в исполнении всех религиозных предписаний.
Но оказалось, что веры у них не было, а вот лицемерие — было. Причина этого печального явления кроется в том, что вера проявляет себя не только и не столько через исполнение всех церковных предписаний, вера обнаруживает себя в повседневной жизни. К примеру, тогда, когда мы не раздражаемся на грубость и дерзость, когда готовы уступить в споре, когда охотно помогаем коллегам в решении их рабочих задач, не ожидая ничего взамен, когда делаем всё для мира в семье и для её благополучия. Вера, по мысли Христа, должна проявлять себя во всех сферах нашей жизни, она не может быть ограничена лишь пространством храма или же временем, отведённым для молитвы. Она не может проявлять себя лишь среди наших братьев и сестёр по вере, светильник веры не может быть «под кроватью» тогда, когда мы общаемся с людьми неверующими или же иноверными. Вера должна светить всегда.
Да, это довольно простые и даже почти банальные мысли. Но как раз самое простое зачастую даётся нам сложнее всего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.Иудеи, слушавшие Иисуса из Назарета, воспринимали себя как народ, который обладает особой миссией. Конечно, некоторые из них видели эту миссию в национальном развитии, но тот, кто читал пророческие книги не мог понимать ее так узко и прекрасно знал, что Бог избрал народ для того, чтобы он сообщил истинную веру всему миру. Пророки говорили об этом довольно много, но особенно важной в этом смысле была роль мессии, который был призван обратить народ на истинный путь, напомнить ему ту цель, ради которой его избрал Бог.
Итак, обращаясь к народу Христос говорит: никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет. Естественно, что эти слова подразумевают, что дары, которые дает Бог не должны быть отвергнуты, ими нельзя пренебрегать, как будто бы оставляя свечу под спудом. Если Бог зажег огонь веры в сердцах людей, Он явно сделал это не для того, чтобы они мотом отказались от проповеди. В мессианский народ, который начал забывать о своем призвании приходит мессия, чтобы ему об этом напомнить. Свет, который Он принес в мир, спрятать будет невозможно. Именно поэтому Христос говорит: «нет ничего тайного, что́ не сделалось бы явным». Конечно, речь не просто о чьих-то секретах, речь о правде Божией, которая через мессию будет явлена миру несмотря на то, как этому отнесется Его народ.
Итак, какова же их роль? Очевидно, они могут отозваться на призыв Божий, осознать, что должны стать проводниками Его воли в мире, но могут отказаться от своего пути. Свобода людей — величайший дар Божий, но они должны помнить, что каждый выбор предполагает ответственность и последствия. Христос обращается к людям, призывая их задуматься о своей роли не просто в истории народа, и даже не в истории мира, но в истории Божьего замысла. К ним было обращено слово Божье, но смогли ли они его расслышать? Так же, оно было обращено к нам и мы должны задать себе тот же вопрос!
Христос продолжает: «Наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то́, что́ он думает иметь». Эти слова часто нас возмущают, ведь не только по человеческим, но и по Божиим законам тому, кто не имеет надо дать, а не отнимать у него последнее. Но в контексте речи Спасителя эти слова не имеют отношения к социальной справедливости. Они о том, что человек, который не развивает своего таланта — теряет даже те его зачатки, которые были в самом начале. Народ, к которому обращался Христос мнил себя мессианским, но если он не будет вести себя как мессианский, у него отнимется и то, что только казалось принадлежащим ему.
Для чего же в конце чтения Спаситель передает своим родственникам по крови, что родство с ним определяется не кровью, но в первую очередь выбором правильного пути. Он богочеловек и родство с Ним — это родство духовное. Может показаться, что эти слова были актуальны лишь в тот момент, когда произносилось. Однако они актуальны во все времена, потому что мы всегда испытываем искушение гарантировать связь с Богом какими-то зримыми вещами, культурой, национальными традициями и чуть ли ни генетикой. Однако Христос говорит ясно — единственное, что действительно важно, единственная связь с Богом, которая может оказаться плодотворной — это связь духовная, которая проявляется в жизни через соблюдение Его заповедей.
Читать далее
епископ Переславский и Угличский Феоктист