Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Луки, Глава 7, стихи 1-10

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи
Выбор комментатора
протоиерей Павел Великанов
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов
Выбор комментатора
Читает и комментирует
cвященник Дмитрий Барицкий.
Евангелие от Луки, Глава 7
Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. В своё время в телевизионной рекламе можно было услышать лозунг: «бери от жизни всё!». Содержательно он, конечно, довольно примитивен, потому что в реальности большинство исповедующих этот принцип живут довольно поверхностно, сводя это «всё» к потреблению развлечений. Но стоит ли на самом деле доверять этим словам? Ответить на этот вопрос помогает отрывок из 7-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 7.

01 Когда Он окончил все слова Свои к слушавшему народу, то || вошел в Капернаум.

02 У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти.

03 Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его.

04 И они, придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это,

05 ибо он любит народ наш и построил нам синагогу.

06 Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой;

07 потому и себя самого не почел я достойным прийти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой.

08 Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.

09 Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры.

10 Посланные, возвратившись в дом, нашли больного слугу выздоровевшим.

Когда-то, лет 20 назад, я услышал интересный комментарий по поводу лозунга, упомянутого в начале: «Друзья, если вы решили взять от жизни всё, а берёте только еду, напитки и тусовки, это значит, что вы не умете жить на полную катушку. Хочешь взять всё — возьми Бога». В то время мне этот комментарий показался довольно оригинальным, потому что в нём можно расслышать довольно важную мысль: Творец Неба и земли со страниц Евангелия предлагает тебе очень близкие отношения, предлагает любовь и дружбу... И, конечно, предполагается, что человек, который в это поверил, не будет долго думать, потому что выбор между Творцом неба и земли и временными сиюминутными благами, которые даже длительного счастья не приносят, очевиден. При этом, правда, возникает один вопрос: как человек, который привык брать от жизни всё, эту жизнь воспринимает? Как он воспринимает мир и окружающих людей? Ответ прост: как источник удовлетворения. Он всё это использует. И если это так, что помешает ему точно так же отнестись к Богу? Ничего. Более того, с грустью приходится констатировать, что, приходя в храм мы нередко именно так к Богу и относимся. Он с любовью открывает нам объятья, а мы говорим «да, да, это всё хорошо, но дай нам здоровья, дай нам хорошую жену или хорошего мужа и главное благодати побольше». И спрашиваешь потом людей перед причастием: «Почему вы хотите причаститься»? И они отвечают: потому что хотим очиститься, получить силу, освятиться... Редко-редко услышишь, что кто-то просто желает быть в единстве с Богом, и ещё реже в единстве с Церковью. И получается, что мы не учимся новым отношениям, а просто заменяем объект потребления.

Но вот в сегодняшнем чтении из Евангелия от Луки, мы видим довольно странную картину. Сотник, который оказывал всяческую поддержку местной иудейской общине, оказывается невероятно скромным человеком. При его статусе и хороших отношениях он мог рассчитывать на многое. Но что же мы слышим? — Господи, я недостоин, чтобы Ты приходил ко мне. Твоего слова будет довольно, чтобы слуга мой выздоровел. Перед нами невероятное смирение и в то же время сильная вера. Очевидно, даже не понимая, что он обращается к самому Богу, сотник очень по-простому, по-человечески не хочет утруждать Спасителя, как будто бы стесняется Его беспокоить. В этом так много простой человеческой скромности и заботы, которых нам так не хватает сегодня. Мы знаем, что Христос — Бог и Ему совсем не трудно нам помогать. И всё же нам стоит поменьше думать о себе и больше о Нём, ведь если в мире будет исполняться Его воля, и наша жизнь преобразится.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
протоиерей Павел ВеликановЧитает и комментирует протоиерей Павел Великанов

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Деликатность, творящая великие чудеса, — так мне хотелось бы обозначить суть того отрывка из 7-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем.

Глава 7.

01 Когда Он окончил все слова Свои к слушавшему народу, то || вошел в Капернаум.

02 У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти.

03 Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его.

04 И они, придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это,

05 ибо он любит народ наш и построил нам синагогу.

06 Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой;

07 потому и себя самого не почел я достойным прийти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой.

08 Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.

09 Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры.

10 Посланные, возвратившись в дом, нашли больного слугу выздоровевшим.

Почему именно «деликатностью» я дерзнул назвать то, о чём говорится в сегодняшнем евангельском чтении? Тому — несколько причин.

Первая — деликатное отношение Иисуса к просьбе иудейских старейшин о проблеме сотника. Где же тут — деликатность, спросите вы? Давайте для начала вспомним, кто такой — сотник. Это же римский офицер, представитель оккупационной власти — враг и нечестивец с точки зрения любого благочестивого иудея! И, оказывая помощь такому, иудей поддерживает саму ситуацию тотальной зависимости своей земли от врагов — и политических, и религиозных! Однако Иисус — переступает через этот радикализм — потому что видит, что сотник — действительно хороший, достойный человек, — и удовлетворить просьбу старейшин — доброе дело.

Вторая причина — то, как сам сотник оформляет свой «запрос» на исцеление. В его словах, а также отказе появиться самолично — тоже проявлена большая деликатность: он не хочет смущать благочестие иудеев своим появлением. Более того — он прекрасно понимает, насколько предосудительно с точки зрения иудейских законов заходить благоверному еврею в дом язычника — римлянина! Поэтому он предусмотрительно отправляет гонца навстречу Иисусу — с дивными словами о том, что вполне достаточно будет и одного слова, сказанного Иисусом в адрес больного слуги.

Третья причина — то, что Сам Христос Спаситель деликатно принимает саму ситуацию с множеством условностей и странностей как нормальную, и не пытается тем или иным образом её привести к «правильности», «законности», «чёткому соответствию правил благочестия и порядка». Он, будучи Самой воплощённой Мудростью и Любовью Божией, принимает данность, как она есть — прежде всего обращая внимание не на формальные границы и стереотипы, а на тех живых людей, которые и существуют в этих рамках. И — совершает желанное чудо — не укоряя, не осуждая людей за их порой странные представления.

Какой великолепный образ для подражания каждому из нас даёт нам сегодняшнее евангельское чтение! О если бы мы хоть в малой степени были подражателями Божественной деликатности — в каком бережном, заботливом мире все бы мы жили!..


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует cвященник Дмитрий Барицкий.

Сотник, о котором мы услышали в только что прозвучавшем отрывке, — солдат римской армии. Как солдат он привык выполнять приказы начальства, о чем, кстати, он сам говорит Спасителю. Возможно, именно этот навык, который формировался у него на протяжении долгого времени службы, стал причиной безграничного доверия, которым обладал этот человек по отношению к Богу. Его уверенность в могуществе Спасителя и в Его способности исцелить слугу была такова, что он не видел даже необходимости в том, чтобы Господь тратил Свои силы и лично пришел к нему в дом. Можно продолжить эту логику и с уверенностью утверждать, что доверие сотника Богу было так велико, что помехой для него не было не только пространство, но и само время. Если бы по какой-то причине слуга не выздоровел бы тотчас, сотник ни на минуту не усомнился бы в том, что у Христа есть Свой план и в нужный момент Он даст исцеление. И ждал бы он столько, сколько нужно. Ждал бы с той же самой легкостью, с которой был уверен в том, что Бог может совершить чудо на каком угодно расстоянии. При этом он не потерял бы то спокойное расположение духа, которому даже так удивился Христос.

Это важное свойство веры. Вера умеет не просто терпеливо ждать, она умеет отпускать ситуацию. Ведь если я действительно доверяю Богу, то не просто умом, но всем своим сердцем ощущаю, что Бог уже сейчас, в настоящий момент действует в моей жизни. При этом Он решает не только мои насущные проблемы, но уже приступает к решению тех, которые я сам еще не вполне осознаю и о решении которых я еще даже Его не просил. Поэтому пророк Исаия говорит, что в любой ситуации Он «держит меня за правую руку». То есть ведет меня по этой жизни пусть странными и до конца непонятными путями. Именно с подобным доверием в сердце человека приходят мир и покой, он перестает сражаться с теми препятствиями, которые возникают у него на пути, но рассматривает их как временные затруднения, которые необходимо претерпеть, ведь в свое время Господь уберет их. Единственное, что он стремится сделать в этих обстоятельствах — продолжать доверять Творцу и воплощать в своей жизни Его заповеди.

Что же необходимо для того, чтобы приобрести подобное состояние? Любой навык не только телесный, но и духовный формируется постепенно. Навык отпускать ситуацию с доверием Творцу — не исключение. Ведь и сотник не сразу стал начальником. Он начинал с простого солдата и первоначально исполнял маленькие поручения начальства. Не сразу у него в подчинении оказались воины, которым он доверял сложные задачи. Все происходило постепенно. Так и в делах веры. Прежде чем доверить Богу всю свою жизнь, необходимо научиться доверять Ему хотя бы один день, одну ситуацию. Для этого следует всего лишь как утром в молитве, так и в течение дня попросить: «Господи, что бы со мной сегодня ни случилось, кого бы я сегодня не встретил, дай мне довериться Тебе и принять это как Твою волю. Мне же просто помоги в каждой ситуации, со всяким человеком оставаться Твоим верным слугой и служителем Твоего Евангелия».

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
01.11.2025суббота
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях