Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Луки, Глава 9, стихи 23-27

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи
Выбор комментатора
протоиерей Павел Великанов
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий.
Евангелие от Луки, Глава 9
Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Всем известно, что, когда люди испытывают стыд, они говорят: «Я буквально сквозь землю готов провалиться». Но возможно ли постыдиться Бога? И к чему подобный стыд может привести? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 9-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 9.

23 Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

24 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее.

25 Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе?

26 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов.

27 Говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие.

Недавно я посмотрел один детский фильм, в котором главный горой — подросток, всё время вёл себя не так, как ожидали от него взрослые. Когда же его отец предъявлял ему претензии, он указывал на него рукой, и тот в ответ недоумевая говорил: «Да, но ты показал на всего меня». Кажется, фраза как фраза, ничего необычного, но на самом деле она очень важна, ведь в действительности указывает на механизм так называемых позорящих наказаний, когда вместо объяснения конкретного недостатка или ошибки о человеке говорят просто как о плохом. В древних культурах подобные наказания были связаны с изгнанием из общины, а позже они обрели вид гражданских казней, предполагавших публичное лишение статуса. Люди говорили провинившемуся: нас не устраивает не просто твой поступок, нас не устраиваешь весь ты и мы больше не хотим тебя видеть и разделять с тобой общую жизнь. Таким образом стыд разделял людей и создавал между ними пропасть отчуждения. И, естественно, не только тот, кого стыдили, испытывал стыд, ощущал недолжность и никчёмность себя самого как человека. Множество людей начинало стыдиться проявить свою возможную связь с ним, боясь, что общественное порицание может перейти на них.

В сегодняшнем евангельском чтении Спаситель призывает тех, кто хочет быть Его учеником, идти за Ним до конца, куда бы Он ни шёл. Мир заблудился, и Бог во Христе пришёл для того, чтобы вернуть человечество на правильный путь. Однако возвращение это не может быть насильным, потому что Господь лишь зовёт людей идти за Собой, и каждый делает свой выбор. И если человек больше ценит этот мир, если ориентируется на ценности мира, он себя потеряет. Ведь мир никогда не ценит личности, не ценит конкретного человека, он лишь использует людей... И напротив, приходя к Богу, каждый оказывается для Него невероятно важен как личность, каждый ценится как любимый сын или дочь. Но вот тут-то и происходит самое главное: выбор мира или выбор Бога выглядит не как подписание договора или обнародование декларации. Этот выбор совершается нами в самых простых вещах. В искренности молитв, в прощении обид, в отзывчивости на чужие трудности, в верности супругам, в правильном отношении к своему телу... Эти вещи можно перечислять очень долго, потому что из них складывается наша жизнь: наши отношения с Богом, с ближними, с самим собой. Мир приучает нас к своим правилам, и мы, считая себя верующими, пытаемся совмещать верность ему и верность Богу. В мелочах ещё может казаться, что у нас получается подобное совмещение, но чем значимее вопрос, тем более явным оказывается расхождение между мирским и Божьим. И мы, стоя перед лицом мира, можем либо постыдиться Бога, либо встать на Его сторону. Простить того, кого никто прощать не стал бы, поддержать того, о ком говорят, что в своей беде он виноват сам, заботиться больше о душе, чем о внешности... Ведь мы так носимся с внешним видом именно потому, что мир практически забыл о существовании души. А нам, верующим, стыдно от него отличаться...

От чего же зависит наш стыд? От того, кого мы воспринимаем в качестве авторитета, на чью точку зрения ориентируемся, к кому прислушиваемся. Выбирая мир, мы сами отчуждаемся от Христа и гибнем. Если выбираем Спасителя, отчуждаемся от мира греха, но оживаем для вечности.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
протоиерей Павел ВеликановЧитает и комментирует протоиерей Павел Великанов

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Наверное, нет человека, которому хотя бы иногда не бывало бы стыдно. Стыд — очень интересное явление человеческой природы, и отрывок из 9-й главы Евангелия от Луки, который сегодня читается в православных храмах во время богослужения, помогает нам лучше разобраться в роли стыда в духовной жизни. Давайте послушаем.

Глава 9.

23 Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

24 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее.

25 Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе?

26 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов.

27 Говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие.

Очень интересную этимологию слова «стыд» предлагает Владимир Даль: «Студ, стыд, стыдоба, стыдобушка — чувство или внутреннее сознание предосудительного, уничиженье, самоосужденье, раскаянье и смиренье, нутреная исповедь перед совестью; срам, позор, посрамленье, поругание, униженье в глазах людей; застыванье крови от унизительного, скорбного чувства». «Студ», то есть «холод», и «стыд» — родственные понятия. Отсюда же стыть, стылый, студить, студёный, студень, стужа — всё об одном.

Другими словами, стыд — это «окоченение души», омертвение её. Застыдившийся человек словно «сворачивается внутрь», существенно уменьшает пространство своего присутствия в бытии. Когда стыдно — хочется «под землю провалиться», исчезнуть. Стыдящийся — прежде всего отвратителен сам для себя, ему хочется сбежать от себя «такого», позорного, неприемлемого.

Но вот вопрос: в Евангелии Христос говорит о том, что, если «кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов». Насколько возможно вообще возможно представить ситуацию, когда человеку становится... стыдно за Христа и вообще за евангельское учение?

Да, такое бывает, и — нередко. Ведь дружба с миром — это вражда с Богом. И слова Христа — не только врачующие и вдохновляющие, но и обличающие, предупреждающие, даже грозные. Умолчать перед очевидным беззаконием — и вместо свидетельства о зле продолжать мило улыбаться, словно бы ничего не произошло — это и есть «постыдиться Христа и Его слов». Вытеснить за границы своего внимания явное пренебрежение заповедями — тоже предательство Христа. Испугаться охлаждения в дружеских отношениях из-за конкретности и некомфортности евангельских призывов — тоже из области «стыда». Если внимательнее всмотреться в то, как часто наше сердце «ёкает» при необходимости свидетельствовать вовне о правде Божией — окажется, мы вовсе не такие уж и отважные в нашей вере!..

Помоги же нам, Господи, Твоей силой исцелиться от малодушия и слабости веры, чтобы вместе с апостолом Петром иметь дерзновение ходить по водам «мира сего», целиком доверяя Тебе даже среди бушующих волн и сносящего ветра!..


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Как принести пользу своей душе и жить при этом полной насыщенной жизнью? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 9-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 9.

23 Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

24 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее.

25 Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе?

26 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов.

27 Говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие.

Однажды утром позвонил близкий друг, с которым не виделись уже долгое время. Живёт далеко. Приехал на три недели погостить на историческую родину. Предложил встретиться, пообщаться. Конечно, с радостью, — ответил я. — Когда встретимся? Начинаю думать. Искать окошко в своём графике. В первой половине дня работа, после обеда — работа на дому, вечером — семья, спорт, домашние дела. Как-то особо и нет никакого окошка. Распорядок дня формируется и накатывается годами. Каждый шаг просчитан. Минута к минуте. Думаю: если встречаться, это минимум полдня. А сдвинуть ничего особо не получается. Если что-то передвигать, вся схема рушится. Не только день вылетает, но и ближайшие дни, в которые придётся нагонять упущенное. Неприятное чувство от этого внутри. Тревога, беспокойство, а если внимательнее вглядеться — страх. Страх что-то не успеть и потерять из-за этого. Страх душевного дискомфорта. И что в итоге решили? У меня через неделю командировка, — говорю другу. Вернусь, давай тогда решим. У тебя там ещё дней пять остается. Друг согласился. Сам не мог найти в ближайшую неделю времени для встречи. Что поделаешь, мегаполис. У всех дела. Все всё понимают. Так мы с ним тогда и не встретились. Теперь продолжаем ждать следующего приезда и переписываться в чате, рассуждая о том, как здорово было бы увидеться.

Вот так во всём. Живёшь, словно по накатанной колее идёшь. И просто не можешь выбраться из неё. Ведь всё расписано плотничком на месяц вперёд. Все поездки, визиты планируешь заранее. Вписываешь аккуратно в график с чувством: не навредить бы главному. И вот вопрос. А что это главное? Получается, что главное для меня сохранить стабильность своей жизни. Продолжать без помех двигаться в своей колее. Я не готов оставить свои дела даже тогда, когда приехал друг детства, родная душа. Я слишком берегу свой покой. Я боюсь нарушить привычный ритм. А вдруг что-то пойдёт не так? И это очень парадоксально. Ведь мне так хочется порой каких-то перемен. Но я почему-то уверен, что эти перемены где-то впереди. Надо просто продолжать упорно двигаться по своей колее. Они там, за новым поворотом. Вот ещё немного и повысят в должности, ещё чуть-чуть и новая машина, чуточку напрягусь и переду в другой город, в общем, скоро откроются какие-то новые возможности, а вместе с ними и новая жизнь. А этого нового, того, что наполнило бы душу, всё нет и нет. При этом прошу Бога что-то изменить, а ничего не происходит.

И в этом бешенном ритме мы не замечаем ни одного сигнала, который нам посылает Господь. А посылает Он их постоянно: людей, ситуации, обстоятельства, которые выбивают меня из колеи. Которые я воспринимаю как нарушение привычного ритма жизни. Для меня эти сигналы и приглашения Бога — помехи на пути к моей глобальной цели наконец-то сделать себе так хорошо, как никогда раньше хорошо не было. Но становится мне со временем только хуже. Я теряю свою душу, растрачиваю свою жизнь на бытовые мелочи. А всё потому, что побоялся ослабить хватку, отменить свои привычные дела и поехать к родному человеку. А если бы поехал, то сразу бы ощутил, как это наполнило бы меня. И увидел бы, что мир не провалился. И карьера не разрушена. И дела не пропали. И с работы не выгнали. И даже наоборот. Появилось столько внутренней энергии, что за день выполнил трехдневную норму.

Вот именно об этом сегодняшний отрывок. Мой крест — это моя способность и решимость реагировать на те сигналы, которые мне посылает Господь, чтобы я нарушил свой привычный ритм жизни и вышел из привычной колеи. Чтобы я почаще отвлекался от тех проектов, которые живут в моей голове. Ведь все они — порождение моей больной самости. Все они о том, как бы покомфортней устроиться в этом мире. Вроде так я хочу душу свою сберечь, но в итоге теряю её. Взять крест — означает быть готовым в каждую минуту исполнить Евангельские заповеди о любви к ближнему. Живо среагировать на другого человека, отказавшись при этом от своих графиков, планов и расписаний. Уметь делать шаг в неизвестность. Если будем понуждать себя делать это ради Христа и Его Евангелия, то сразу же ощутим, как страх, недовольство, беспокойство, тревога уходят, и на их месте поселяются тихая радость и полнота жизни, вечные спутники Царства Небесного.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
28.10.2025вторник
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях