Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Луки, Глава 5, стихи 17-26

Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи.
Евангелие от Луки, Глава 5
Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Каждая евангельская история исцелений учит нас чему-то новому, и если относиться к этим историям внимательно, то мы сумеем ответить на все те вопросы, которые возникают в нашей духовной жизни. Один из самых частых вопросов такого рода — это вопрос о молитве за других, за тех наших близких, которые не разделяют нашу веру, за людей некрещёных, за людей, нам враждебных. Конечно, все только что перечисленные группы людей сильно отличаются друг от друга, и потому ответы на интересующий нас вопрос тоже будут различными, однако будет в них и нечто общее, то, что мы можем вынести из звучащего сегодня в православных храмах во время литургии отрывка из 5-й главы Евангелия от Луки. Давайте его послушаем.

Глава 5.

17 В один день, когда Он учил, и сидели тут фарисеи и законоучители, пришедшие из всех мест Галилеи и Иудеи и из Иерусалима, и сила Господня являлась в исцелении больных,-

18 вот, принесли некоторые на постели человека, который был расслаблен, и старались внести его в дом и положить перед Иисусом;

19 и, не найдя, где пронести его за многолюдством, влезли на верх дома и сквозь кровлю спустили его с постелью на средину пред Иисуса.

20 И Он, видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои.

21 Книжники и фарисеи начали рассуждать, говоря: кто это, который богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?

22 Иисус, уразумев помышления их, сказал им в ответ: что вы помышляете в сердцах ваших?

23 Что легче сказать: прощаются тебе грехи твои, или сказать: встань и ходи?

24 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,- сказал Он расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.

25 И он тотчас встал перед ними, взял, на чём лежал, и пошел в дом свой, славя Бога.

26 И ужас объял всех, и славили Бога и, быв исполнены страха, говорили: чудные дела видели мы ныне.

Совершённые Христом исцеления можно разделить на две большие группы: на те, которые были совершены по вере самих больных; и на те, которые совершены по вере других людей — родственников, друзей, а иногда и хозяев исцелённого, как в случае со слугой капернаумского сотника, историю которого мы можем найти в 7-й главе Евангелия от Луки. То же самое можно сказать и о не связанных с исцелениями чудесах, здесь в качестве примера можно вспомнить претворение воды в вино на свадьбе в Кане Галилейской, тогда Христа о помощи просили не устроители свадьбы, а Пресвятая Богородица, хозяева же брачного пира и вовсе никак не фигурируют в той истории.

В только что прозвучавшем евангельском отрывке мы услышали историю второго из упомянутых нами двух типов: сам больной, если следовать евангельскому тексту, никак не проявил ни свою волю, ни свою веру. Да, он был парализован, но он мог говорить, однако мы не слышим его голоса, более того, Евангелие от Луки прямо связывает его исцеление с верой друзей больного человека: «Он (то есть Христос — е.Ф.), видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои» (Лк. 5:23). Получается, что Евангелие прямо свидетельствует: в ряде случаев достаточно веры близких людей для того, чтобы Господь обратил Своё милостивое внимание на человека.

Именно так понимает эти евангельские эпизоды Церковь, поэтому она призывает своих чад к молитве друг за друга, к молитве даже за тех, кто и вовсе не хочет признавать бытие Божие. Конечно, молитвы бывают разными, и если речь идёт о людях неверующих и некрещёных, то за них мы молимся дома, о всех же прочих мы имеем возможность молиться и дома, и в храме. Нам нужны молитвы друг друга, ведь мы не знаем, чьи именно воззвания к Богу окажутся способны привести нас ко спасению — наши или же наших близких.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

Что необходимо сделать для того, чтобы Бог простил грехи? И как понять, что Он их простил? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 5-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 5.

17 В один день, когда Он учил, и сидели тут фарисеи и законоучители, пришедшие из всех мест Галилеи и Иудеи и из Иерусалима, и сила Господня являлась в исцелении больных,-

18 вот, принесли некоторые на постели человека, который был расслаблен, и старались внести его в дом и положить перед Иисусом;

19 и, не найдя, где пронести его за многолюдством, влезли на верх дома и сквозь кровлю спустили его с постелью на средину пред Иисуса.

20 И Он, видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои.

21 Книжники и фарисеи начали рассуждать, говоря: кто это, который богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?

22 Иисус, уразумев помышления их, сказал им в ответ: что вы помышляете в сердцах ваших?

23 Что легче сказать: прощаются тебе грехи твои, или сказать: встань и ходи?

24 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,- сказал Он расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.

25 И он тотчас встал перед ними, взял, на чём лежал, и пошел в дом свой, славя Бога.

26 И ужас объял всех, и славили Бога и, быв исполнены страха, говорили: чудные дела видели мы ныне.

Реакция фарисеев и книжников на слова Христа весьма естественна. Ведь только Бог может прощать грехи. Иисус, в их представлении, всего лишь человек. А потому, как Он дерзает, исцеляя людей, заявлять вместе с тем об отпущении грехов? Фарисеи и книжники видели в этом богохульство.

Отвечая на упрёки Своих недругов, Господь указывает им на очевидные вещи. По представлениям самих же иудеев, именно грехи приводят к болезням. Болезням духовным, душевным и физическим. Следовательно, если грех прощён, то здоровье возвращается к человеку. А потому, если расслабленный вдруг встаёт и идёт своими ногами, это знак того, что Бог через Иисуса Христа отпустил ему прегрешения. То есть само изменение статуса больного — яркое свидетельство того, что грехи прощены.

Казалось бы, очевиднейшая связь. И почему же это не может дойти до сердец книжников и фарисеев? Потому что им было необходим какой-то особый знак. Какое-то специальное подтверждение, что Христос имеет полномочия от Творца. Знакомая ситуация, не правда ли? Любой священник может привести массу примеров того, как люди раз за разом приходят к нему с просьбой дать им облегчение от грехов. Мы все жаждем прощения. А его, как нам кажется, всё нет и нет. Исповедуемся, причащаемся, молимся, постимся. А воз и ныне там. В чём же дело? Может в том, что подобно иудеям мы ждем какого-то особого знака. Чуда.

Поэтому всем нам Господь сегодня прямо говорит: главный знак прощения грехов — это новый образ жизни. Когда мы признаём свою неправоту перед Богом и людьми и начинаем жить, сверяя каждый свой шаг с Евангелием. Это изменение и есть подтверждение того, что Сам Бог отпустил мне грехи. Именно об этом пишет преподобный Антоний Великий: «Будь уверен, что грехи прощены тебе в то время, как ты предал себя Богу и покаянию, и нимало в том не сомневайся!» Ощущение прощения приходит вместе с этим изменением. Чем радикальнее изменение, тем это ощущение интенсивнее.

Если же я признаю свои грехи, открываю их священнику, но продолжаю жить по-старому, то и прощение в полноте я не смогу ощутить. Да, Бог милостив, и Он может дать почувствовать облегчение после посещения храма. Особенно после участия в таинствах. Однако груз греха будет висеть на моей душе и с той или иной силой проявлять себя до тех пор, пока я не начну жить по-новому. Пока я не начну совершать новые действия, которые противоположны старым греховным привычкам. Пока я не буду себя заставлять думать на новый лад. Поэтому и пишет преподобный Антоний: «Не рассматривай в уме своём грехов, некогда совершённых тобой, чтобы они опять не возобновились».

Итак, всё очень просто. Чтобы получить прощение от Бога, необходимо для начала увидеть свой грех, осознать, что он разрушает моё тело и душу. Затем признать свою немощь перед лицом Церкви, то есть на исповеди в присутствии священника. А после этого идти и больше этот грех не повторять. Не возвращаться к нему умом. Не направлять в его сторону свои чувства. Не совершать старых действий. Чем усерднее мы будем подвизаться на этом пути, чем прилежнее будем формировать новые навыки мыслей, чувств и действий согласно Евангелию, тем глубже в нашем сердце будет укореняется божественная благодать. Тем сильнее мы будем ощущать радость и простор новой жизни, свободной от наших старых греховных привычек и одержимостей.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении мы услышали историю об исцелении человека, которой был принесён своими друзьями к Христу. Рассказ начинается с того, что Спаситель сидит в доме, проповедует и исцеляет больных. Послушать Его приходят фарисеи и книжники из самых разных мест Иудеи и Галилеи. Мы привыкли считать их врагами Христа, людьми, которые были плохо к Нему настроены. Но подобное отношение возникло в их среде далеко не сразу, они довольно долго присматривались к Нему и возмущение, которое мы видим сегодня кажется нам странным только потому, что мы не можем посмотреть на ситуацию их глазами. Мы перестали придавать значение словам... Можно сколько угодно считать фарисеев занудами и формалистами, но они знали цену слову и это было естественным в их системе координат.

Итак, перед ними явно непростой человек, учитель мудрости и может быть даже пророк. Пророка всегда легко почитать на расстоянии, но в реальной жизни он неудобен, потому что обличает ее неправду... Но пока они только присматриваются, что-то еще могут терпеть, а от чего-то явно смущаются.

Вокруг Христа, как всегда, много людей. Одни пришли послушать интересную беседу, другие получить помощь в болезни. Всем явно присутствие силы Божией в этом человеке. Сегодня мы, как ученики Христовы, верим, что Бог не просто действовал через него, но стал человеком и разделил с нами опыт нашей жизни. Но для людей, которые сидели тогда рядом с Ним это было совершенным нонсенсом. Раввин — да, пророк — может быть, мессия — мало вероятно, но вдруг... Но Бог во плоти — исключено.

И вот эти люди, видят, как те, кто пришел позже остальных и уже не смог попасть в дом обычными путями, поднимаются по стене и разбирают часть настила, чтобы опустить к ногам чудотворца своего друга, который лежит расслабленным. И из всех слов, которые можно сказать при исцелении, Спаситель выбирает самые парадоксальные: «Прощаются тебе грехи твои».

Людям, которые окружали Христа, было известно, что болезнь, пусть не всегда, но связана с грехом. Парадоксальность слов не в этом... она в том, что их произносит человек. Христос делает доброе дело, за которое окружающие готовы были его похвалить, но говорит такие слова, за которые они же готовы были бы предать Его суду, потому что прощать грехи может только Бог!

Кажется, для чего он это сделал? Почему нельзя было просто исцелить человека и никого не смущать. Но Христос — не просто чудотворец древнего мира и ценность всех этих исцелений не в том, что кому-то вернулось здоровье... Они важны потому, что заставляют окружающих задуматься о том, кто Он. Пусть, слова, которые Христос сказал расслабленному, возмутили фарисеев, Ему не трудно сказать то же самое по-другому... Но мысль о том, что перед Ними не просто человек, не чудотворец, не пророк, но Тот, кто действует как Бог, уже посеяна в их сердца.

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
11.10.2025суббота
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ