Евангелие от Луки, Глава 5, стихи 17-26
В сегодняшнем чтении мы услышали историю об исцелении человека, которой был принесён своими друзьями к Христу. Рассказ начинается с того, что Спаситель сидит в доме, проповедует и исцеляет больных. Послушать Его приходят фарисеи и книжники из самых разных мест Иудеи и Галилеи. Мы привыкли считать их врагами Христа, людьми, которые были плохо к Нему настроены. Но подобное отношение возникло в их среде далеко не сразу, они довольно долго присматривались к Нему и возмущение, которое мы видим сегодня кажется нам странным только потому, что мы не можем посмотреть на ситуацию их глазами. Мы перестали придавать значение словам... Можно сколько угодно считать фарисеев занудами и формалистами, но они знали цену слову и это было естественным в их системе координат.
Итак, перед ними явно непростой человек, учитель мудрости и может быть даже пророк. Пророка всегда легко почитать на расстоянии, но в реальной жизни он неудобен, потому что обличает ее неправду... Но пока они только присматриваются, что-то еще могут терпеть, а от чего-то явно смущаются.
Вокруг Христа, как всегда, много людей. Одни пришли послушать интересную беседу, другие получить помощь в болезни. Всем явно присутствие силы Божией в этом человеке. Сегодня мы, как ученики Христовы, верим, что Бог не просто действовал через него, но стал человеком и разделил с нами опыт нашей жизни. Но для людей, которые сидели тогда рядом с Ним это было совершенным нонсенсом. Раввин — да, пророк — может быть, мессия — мало вероятно, но вдруг... Но Бог во плоти — исключено.
И вот эти люди, видят, как те, кто пришел позже остальных и уже не смог попасть в дом обычными путями, поднимаются по стене и разбирают часть настила, чтобы опустить к ногам чудотворца своего друга, который лежит расслабленным. И из всех слов, которые можно сказать при исцелении, Спаситель выбирает самые парадоксальные: «Прощаются тебе грехи твои».
Людям, которые окружали Христа, было известно, что болезнь, пусть не всегда, но связана с грехом. Парадоксальность слов не в этом... она в том, что их произносит человек. Христос делает доброе дело, за которое окружающие готовы были его похвалить, но говорит такие слова, за которые они же готовы были бы предать Его суду, потому что прощать грехи может только Бог!
Кажется, для чего он это сделал? Почему нельзя было просто исцелить человека и никого не смущать. Но Христос — не просто чудотворец древнего мира и ценность всех этих исцелений не в том, что кому-то вернулось здоровье... Они важны потому, что заставляют окружающих задуматься о том, кто Он. Пусть, слова, которые Христос сказал расслабленному, возмутили фарисеев, Ему не трудно сказать то же самое по-другому... Но мысль о том, что перед Ними не просто человек, не чудотворец, не пророк, но Тот, кто действует как Бог, уже посеяна в их сердца.