Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Луки, Глава 5, стихи 12-16

Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Антоний Борисов
Евангелие от Луки, Глава 5
Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Христианство не может не быть миссионерским, ведь миссия — это то, что заповедовал апостолам перед Своим Вознесением Христос: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28:19–20). Если же мы обратим наше внимание на Самого Христа, то увидим, что Он отнюдь не стремился учить всех; более того, в ряде случаев Он уклонялся от людей, уходя в пустынные места. Именно об этом повествует звучащий сегодня в православных храмах во время литургии отрывок из 5-й главы Евангелия от Луки. Давайте его послушаем.

Глава 5.

12 Когда Иисус был в одном городе, пришел человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить.

13 Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него.

14 И Он повелел ему никому не сказывать, а пойти показаться священнику и принести жертву за очищение свое, как повелел Моисей, во свидетельство им.

15 Но тем более распространялась молва о Нём, и великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих.

16 Но Он уходил в пустынные места и молился.

Проказа в мире Древнего Израиля была сродни смерти: во-первых, больные были исключены из всех социальных процессов, а во-вторых, случаев исцеления почти что не было. Русский текст Евангелия от Луки звучит довольно гладко, он лишён какой бы то ни было эмоциональности, тогда как греческий оригинал совсем иной, и, скажем, начальную фразу только что прозвучавшего отрывка некоторые исследователи предлагают переводить так: «И случилось Ему быть в одном из городов (Иудеи), и смотри! — некий человек, полный проказы». Здесь мы видим удивление евангелиста, вызванное тем, что прокажённый, который по закону Моисея не должен был приближаться к здоровым людям, осмелился приблизиться к Спасителю. Господь не оттолкнул от Себя этого человека, более того, Христос, видя веру прокажённого, Сам прикоснулся к нему, что тоже было нарушением закона Моисея. После этого Спаситель отправил больного к священникам, ведь без их освидетельствования исцелённый от проказы человек не мог вернуться к нормальной жизни.

Впрочем, самое любопытное началось позже: евангелист Лука зафиксировал, что молва о Христе распространялась, «и великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих» (Лк. 5:15). На первый взгляд кажется, что все эти люди — прекрасная аудитория для проповеди Царства Небесного, однако Христос так не считал, и потому «Он уходил в пустынные места и молился» (Лк. 5:16).

Не может не обращать на себя внимание отличие между тем, как строили свою проповедь апостолы, и тем, как проповедовал Христос. Апостолы шли к абсолютно любой аудитории, Христос же действовал избирательно, Он, к примеру, не шёл к язычникам, и не пытался собрать вокруг Себя как можно большее число людей. Миссия Спасителя была, если можно так выразиться, узконаправлена: Он обращался лишь к израильтянам, но не ко всем, Ему не были интересны в качестве адресатов проповеди те, кому от Него нужны лишь чудеса. Легко понять, почему Христос именно так устраивал Свою проповедь: впечатлённый чудом человек попросту не способен слышать и воспринимать слова о Царстве Небесном, ну а если человек жаждет лишь чудес и здоровья, то его вряд ли удастся заинтересовать словами о чём-то большем. Христу были нужны совсем другие люди: ищущие Бога, а не того, что Бог им может дать; жаждущие послужить Богу, а не стремящиеся заставить Бога послужить им. И Господь нашёл таких людей. Да, их было совсем немного, но они сумели сделать слово Христово звучащим во всей земле и во все времена.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Антоний Борисов

«Вкладывайте ваши деньги в гособлигации». К такому решению призывал общественность агитационный пароход «Скрябин» из романа «12 стульев». Интересно, что для усиления рекламного эффекта использовался библейский образ сеятеля, который, правда, разбрасывал не семена, а облигации. Евангелие, впрочем, призывает нас к иному решению, говоря об инвестициях иного рода. Об этом мы можем услышать в отрывке из пятой главы Евангелия от Луки, который читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.

Глава 5.

12 Когда Иисус был в одном городе, пришел человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить.

13 Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него.

14 И Он повелел ему никому не сказывать, а пойти показаться священнику и принести жертву за очищение свое, как повелел Моисей, во свидетельство им.

15 Но тем более распространялась молва о Нём, и великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих.

16 Но Он уходил в пустынные места и молился.

Господь Иисус неоднократно призывал Своих слушателей не поддаваться миражу и суетной вере в то, что земные ценности способны принести настоящее и непреходящее счастье. Всё в этом мире, живущем по законам времени, портится, приходит в негодность. Но есть ли посреди этого торжества непреодолимого разрушения хоть какая-то надежда? Существует ли нечто, на что сможет опереться мятущееся сердце, чтобы не рухнуть под тяжестью уныния?

Посмотрим, какой ответ даёт нам сегодняшнее евангельское чтение. Мы становимся свидетелями, как благодаря чудесной силе Христа от проказы излечивается некий мужчина, как за помощью ко Спасителю обращаются иные многие люди. Они тоже не остаются без утешения. Но как на происходящее реагирует Господь Иисус? Он отправляет исцелённого от проказы показаться священнику, а затем принести жертву в храме, поблагодарив Бога за выздоровление.

Сам же Христос каждый раз, совершив чудеса, отправляется в пустынное место, чтобы обратиться с молитвой к Отцу Небесному. Что означает всё перечисленное? Это практическое исполнение одного из поучений Спасителя — собирайте сокровища на Небе, где нет тления, где воры не крадут. Вот она, собственно, лучшая форма инвестиции. Мы получаем от Христа удивительную возможность сохранить от гибели лучшее и самое светлое, что есть в нашей жизни.

Всякий раз, совершая великие чудеса, Христос бежал от мирской славы. Когда требовалась помощь, Господь её смиренно оказывал, проявляя неравнодушие и милосердие. Когда же вроде бы наступало время почивать на лаврах, Спаситель удалялся в пустынное место, молитвенно обращаясь к Отцу Небесному. Ровно так же призваны поступать и мы. Когда от нас требуется исполнить долг совести и добродетели, мы призваны не лицемерно скромничать, а начать действовать. А когда с помощью Божией мы достигнем результата, порадовавшись, воздать хвалу нужно не себе любимому, а Господу Богу — источнику истинных совершенства и святости.

Посвящая то или иное доброе дело Богу, отказываясь от призывов гордости, мы возводим наши добродетели в степень небесного нетления. Это, впрочем, не означает, что мы не имеем права радоваться своим светлым поступкам. Вовсе нет. Духовная жизнь, безусловно, может и должна приносить счастье. Но счастье небесное, в отличие от приземлённого понимания успеха, не пленяет человека, не позволяет ему забронзоветь под воздействием гордости, а даёт истинную свободу. Свободу от ощущения собственной значимости и величия. Если мы посвящаем Богу наши добрые дела, то тем самым снимаем груз с собственных плеч, получаем возможность проявлять милосердие и любовь как бы с чистого листа, без ощущения ненужной усталости — вот сколько я всего сделал, как мне теперь тяжело!

Давайте же будем разделять со Христом всё то хорошее, что Господь благословил нам совершить, инвестируя потраченные усилия в святость Царства Божия, Хозяин которого никогда нас не предаст, но, наоборот, наделит Своими щедрыми дарами, оставив в неприкосновенности нашу свободу. Ведь без свободы невозможна истинная любовь!


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
07.10.2025вторник
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ