Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Евангелии мы можем найти немало весьма любопытных деталей, которые избыточны для повествования, но которые крайне важны для иллюстрации отношения самих евангелистов к описываемым им событиям. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 6-й главы Евангелия от Марка. Этот отрывок содержит в себе рассказ о насыщении Господом Иисусом Христом пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами. Давайте послушаем эту евангельскую историю и обратим внимание на некоторые из её подробностей.
История насыщения Спасителем пяти тысяч человек есть у всех четырёх евангелистов, но, конечно же, каждый из евангелистов сделал свои особенные акценты в этой истории.
В только что прозвучавшем отрывке из Евангелия от Марка мы можем заметить как минимум две интересные детали. Во-первых, Марк упомянул, что Христос рассадил людей не просто на траве, а на зелёной траве. Нам — людям из средней полосы России — словосочетание «зелёная трава» кажется по своей избыточности чем-то близким к «масляному маслу», однако для Палестины это словосочетание имеет громадный смысл и очень точно указывает на время года, на тот краткий миг, в который, с одной стороны, травы достаточно, а с другой — она ещё не выгорела на солнце; значит, речь здесь идёт о ранней весне, о том периоде года, который предшествовал ветхозаветной пасхе. По мнению некоторых исследователей Нового Завета, упоминание о зелёной траве здесь появляется неслучайно, оно необходимо не только для определения хронологических рамок, но и как напоминание о заботе Бога о человеке, и представляет собой отсылку к словам Псалтыри: «Господь — Пастырь мой; я ни в чём не буду нуждаться: Он покоит меня на зелёных лугах и водит меня к водам тихим» (Пс. 22:1–2).
Интересно здесь и свидетельство, что Господь не просто повелел людям сесть на траву, но сесть люди должны были рядами — по сто и по пятьдесят человек. С одной стороны, мы видим здесь указание на порядок, ведь Бог — не Бог хаоса, но Бог порядка, и об этом не стоит забывать. Есть здесь и ещё одна сторона: сами числа — сто и пятьдесят — отсылают нас к событиям странствования евреев по пустыне, в частности, к 18-й главе книги Исход, в которой содержатся такие слова тестя Моисея, адресованные Моисею: «Ты же найди из всего народа людей способных, богобоязненных, людей правдивых, ненавидящих корысть, и поставь над народом тысяченачальниками, стоначальниками, и пятидесятиначальниками» (Исх. 18:21). Но почему необходимо, чтобы читатель Евангелия от Марка вспоминал события Исхода? Ответ содержится в Откровении Иоанна Богослова, в котором есть такие слова: «И сказал Сидящий на престоле: се, творю всё новое» (Откр. 21:5). Именно как нечто абсолютно новое Евангелие от Марка предлагает нам понимать служение Христово, а вслед за ним и всю христианскую эпоху, а прообразом этой новизны был Исход, во время которого разрозненные потомки праотца Иакова стали единым и уникальным народом, хранящим истину о Едином Истинном Боге.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееВ сегодняшнем чтении мы слышим, как апостолы возвратились к Иисусу после проповеди в соседних селениях. За несколько дней до этого Он послал двенадцать учеников на проповедь, и они должны были пройти окрестные города и селения, проповедуя покаяние, исцеляя разные недуги людей и изгоняя из них бесов. Возвращаясь, они рассказывают Учителю о результатах своих миссионерских трудов, которые выражаются в том, что за ними ко Христу приходит большое количество людей. Их было так много, и они так часто обращались к апостолам с просьбами, что последним некогда было даже поесть. Видя физическую и эмоциональную усталость учеников, Спаситель предлагает им отправиться в пустынное место, чтобы они смогли восстановить свои силы. И хотя на первый взгляд выражение «пойдите вы одни» как будто бы означает, что Сам Он собирается остаться с народом, на самом деле под «одни» подразумевается, что они должны отправиться туда без народа. Увидев, что они уплывают, люди следуют за апостолами по берегу, так что, когда Христос с учениками приплывают в пустынное место, жители самых разных окрестных городов уже ждут их на берегу. Видя настойчивость людей, Спаситель довольно долго им проповедует, после чего апостолы предлагают Ему отпустить слушателей, чтобы все отдохнули и поели, ведь и самим апостолам тоже пока так и не удалось этого сделать.
Стоит сказать, что тема пищи подспудно присутствует в этой истории с самого начала. Посылая учеников на проповедь, Христос говорит им не брать с собой ни денег, ни хлеба... параллельно с их проповедью евангелист рассказывает о том, как Ирод, позволивший себе излишество во время пира, убивает Иоанна Крестителя. Когда ученики возвращаются, евангелист опять подчёркивает, что они столько трудились, что им некогда было даже поесть. Они хотели отдохнуть и наконец поесть и даже попробовали уплыть туда, где никого не будет, но люди последовали за ними по берегу, желая видеть и слышать Мессию. В этом контексте предложение апостолов звучит довольно однозначно. Они, конечно, обратились к людям с проповедью, но решать их проблемы с едой не считали для себя возможным. Какой-то хлеб они достали, но это был хлеб для них, уставших и голодных. Услышав их предложение, Христос говорит: вы дайте им есть. Это предложение настолько странное, что в ответ они лишь отшучиваются. Может быть, нам пойти и купить хлеба на всех? При этом они упоминают довольно крупную сумму — двести динариев. Но в отличие от них, Спаситель не шутит. Этим поручением Он будто бы бросает вызов всей человеческой самоуверенности. Когда-то в раю люди предали Бога и восприняли пищу в качестве основы своей жизни. Но стали ли они господствовать над пищей? Нет, они стали её рабами. Что же могут апостолы? Они могут лишь принести её Христу, Который освобождает их от рабства, став для них подлинным источником жизни.
На земле нет человека, который был бы полностью свободен от мира. Наша жизнь полна зависимостей, и зависимость от пищи лишь одна из них. Мы научились жить с ними и даже получать от них временное удовольствие. Но оно именно временное, потому что любая зависимость всегда оборачивается пленом и болью. И единственное, что мы можем сделать на пути освобождения, — принести своё бессилие Богу, который единственный может даровать нам свободу.
Читать далее
епископ Переславский и Угличский Феоктист